Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»
проект

Ковалёва Ольга Михайловна

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzamodeystviya_dou_s_semyami_vospitannikov.docx105.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,

E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП  890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым

Проект

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

«Детский сад и семья – шаги навстречу»

Разработчик:

заместитель заведующего по УВР

МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда»

Ковалёва О.М.                                                              

с. Ныда, 2018 г.

Содержание

Паспорт  проекта

стр.3

Пояснительная записка

стр.6

Актуальность проекта

стр.6

Проблемы

стр.7

Основная идея проекта

стр.8

Цель и задачи проекта

стр.9

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

стр.9

Предполагаемый результат

стр.11

Критерии и показатели оценки результативности эффективности реализации проекта

стр.11

Этапы реализации проекта

стр.12

План мероприятий по реализации проекта

стр.14

Литература

стр.20

Приложение

стр.21

1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Заказчик программы

МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района»

Разработчик проекта

Заместитель заведующего по УВР Ковалёва О. М.

Координатор проекта

Заместитель заведующего по УВР Ковалёва О. М.

Цель проекта

педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников

Задачи проекта

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;

2. Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МДОУ;

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

4. Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

5. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап – исследовательский (февраль-май, 2018г.)

Цель: разработка моделей социального партнерства МДОУ с родителями воспитанников.

  1. Разработка модели взаимодействия МДОУ и семьи.
  2. Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований.
  4. Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей по воспитанию детей.
  5. Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

II этап - подготовительный  (сентябрь-декабрь 2018г.)

  Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

  1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства (на основе мониторинга «Социального состава семей»).
  2. Определение содержание и формы работы с  родителями.
  3. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей, ее членами, для определения направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.
  4. Работа планируется и будет выполняться как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. При этом необходимо использовать разные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, Дни открытых дверей и др.
  5. Разработка плана совместной деятельности педагогов с родителями.

III этап – организационно-практический (2019г.)

Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
  2. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей, педагогическая поддержка.
  3. Педагогическое партнёрство («Встречи с интересными людьми», выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа, создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада, совместные творческие и

      исследовательские проекты.

  1. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.
  2. Материальное поощрение е сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с семейным

IV этап - заключительный (январь-май, 2020г.)

Цель: анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».

  1. Проведение анализа проделанной работы.
  2. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
  3. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
  4. Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
  5. Определение уровня деятельности педагога с родителями.
  6. Продукт проекта.

Исполнители мероприятий

Администрация МДОУ, педагоги и специалисты МДОУ, родители.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства МДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- повышение компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МДОУ, а также участию в образовательном процессе;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;

- открытости и доступности деятельности МДОУ для родителей и общественности;

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Ожидаемый продукт:

Презентация-отчет.

Пояснительная записка

Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из

основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам, где большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный

подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями

воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Актуальность проекта

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Коллективу нашего дошкольного учреждения в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Все чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей (59% родителей имеют основное  и среднее общее образование).

Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Проанализировав проблемы, следует, что все затруднения проистекают от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.

Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины приведшие учреждение к такой ситуации, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер.

Поэтому необходимо перейти к поиску новых форм работы с родителями. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй  и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов

 Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего детского сада  за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

       - Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

      -   С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к образовательной организации, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.

      -   Низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли: затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.

        Решением данных проблем, может быть создание единого образовательного пространства детского сада и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог - ребенок - родитель»

Основная идея проекта:

создание и внедрение в образовательный процесс МДОУ  инновационных форм работы с семьями воспитанников, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях

дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники реализации проекта:

- администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту,

- педагоги и специалисты МДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях.

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:

  • установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для

развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их

уверенность в собственных педагогических возможностях.

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать

педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.

Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;
  • Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения

между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МДОУ;

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение

наиболее эффективных форм взаимодействия;

  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс

методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами МДОУ;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • изучение детских работ;
  • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи.

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. 

Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него.

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

4. Научно практический принцип:

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта.

5. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и

систематичность работы.

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях МДОУ, особенно из проблемных семей.

Предполагаемый результат.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства МДОУ и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МДОУ, а также участию в образовательном процессе;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения

            дошкольников между детским садом, семьей и школой;

  • открытости и доступности деятельности МДОУ для родителей и общественности;
  • участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии и показатели оценки результативности эффективности реализации проекта:

Критерий 1
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
Показатели:

  • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
  • Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
  • Умение вовлечь родителей в образовательный процесс образовательной организации.
  • Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

Критерий 2

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство образовательной организации.
Показатели:

  • Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
  • Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия  образовательной организации  с семьями разных категорий.
  • Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

Критерий 3

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации.
Показатели:

  • Полнота информации о целях и задачах  образовательной организации  в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
  • Информированность о видах образовательных услуг в образовательной организации.
  • Удовлетворенность характером воспитания, развития  и оздоровления ребенка в образовательной организации.
  • Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
  • Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации.
  • Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Критерий 4

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Показатели:

  • Рост воспитательного потенциала семьи.
  • Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
  • Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
  • Активная субъектная позиция родителей.
  • Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
  • Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

Сроки реализации проекта – 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – исследовательский (февраль-май, 2018г.)

Цель: разработка моделей социального партнерства МДОУ с родителями воспитанников.

  1. Разработка модели взаимодействия МДОУ и семьи.
  2. Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований.
  4. Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей по воспитанию детей.
  5. Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

II этап - подготовительный  (август-октябрь 2018г.)

  Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

  1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства (на основе мониторинга «Социального состава семей»).
  2. Определение содержание и формы работы с  родителями.
  3. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей, ее членами, для определения направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.
  4. Работа планируется и будет выполняться как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. При этом необходимо использовать разные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, Дни открытых дверей и др.
  5. Разработка плана совместной деятельности педагогов с родителями.

III этап – организационно-практический (ноябрь 2018г. – декабрь 2019г.)

Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
  2. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей, педагогическая поддержка.
  3. Педагогическое партнёрство («Встречи с интересными людьми», выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа, создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада, совместные творческие и

      исследовательские проекты.

  1. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.
  2. Материальное поощрение е сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с семейным социумом.

Для реализации данного этапа необходимо:

1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:

а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с образовательной организацией.

IV этап - заключительный (январь-май, 2020г.)

Цель: анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».

  1. Проведение анализа проделанной работы.
  2. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
  3. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
  4. Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
  5. Определение уровня деятельности педагога с родителями.
  6. Продукт проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

№ п/п

Содержание работы

Форма

Сроки

Ответственные

I этап – исследовательский (февраль-май, 2018г.)

1

Методические совещания

Февраль, 2018 г.

Зам. зав. по УВР

воспитатели

2

Самостоятельное изучение материала педагогами

Март-апрель,

2018 г.

Зам. зав. по УВР

воспитатели

3

Анкетирование, диагностика

Май, 2018 г.

Зам. зав. по УВР

4

Педагогическая копилка «Родители для педагогов, педагоги для родителей»

Формирование «Почты доверия»

Май, 2018 г.

Родители, воспитатели

II этап - подготовительный  (август-октябрь 2018г.)

Информационный блок

5

Инновационные формы работы с родителями

Педагогические заседания

Август, 2018 г.

Администрация, воспитатели, родители

6

«Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
«Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
«Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
«Семейные традиции и нормы» - анкетирование.

Анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи.

Проведение родительских собраний.

Сентябрь, 2018 г.

Воспитатели, родители, представители ребенка

7

Разработка плана совместных мероприятий.

Написание плана работы с родителями с использованием нетрадиционных форм взаимодействия

Беседы, индивидуальные консультации, встречи «вопросов и ответов».

Заседание «круглого стола».

Октябрь, 2018 г.

Зам. зав. по УВР,

Воспитатели, родители

III этап – организационно-практический (ноябрь 2018 – декабрь 2019г.)

Просветительский блок

8

«Родитель - заказчик, спонсор, партнер?

Семинар-практикум с элементами тренинга

Ноябрь, 2018 г.

Педагоги МОУ

9

Работа МДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС

Консультация

Декабрь, 2018 г.

Зам. зав. по УВР

10

Тема  «Формирование здорового образа жизни ребенка в условиях  ДОУ  и семьи»

1. Выступление заведующего «Здоровьесбережение и            здоровьеформирование в современном     дошкольном учреждении».

2.«Рациональное питание детей дошкольного возраста» выступление штатного врача-аллерголога-иммунолога.
3.Презентация  инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в  условиях детского сада»; 

4.«Здоровая семья - счастливая семья» выступления нескольких родителей из опыта семейного воспитания.

5. «Мы весёлые ребята» спортивное представление воспитанников ДОУ. 

«Родительские конференции»

Январь, 2019 г.

Администрация МДОУ,

воспитатели, специалисты, родители

11

Тема  «Игра – средство всестороннего развития и воспитания детей»

1. Представление проекта: «Игра - ведущий вид деятельности ребёнка».

2. «Домашняя игротека», из опыта семейного воспитания.

3. Интервьюирование: «Как мы играем».

4. Фотовыставка: «Игра и труд рядом идут».

Тема «Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей»

1. Видеофильм: «Развивающие игры в детском саду».

2. Выставка развивающих игр.

3. Сообщение из опыта работы воспитателя «География в кастрюльке».

4. Совместная развивающая игра родителей с детьми «Эксперимент-шоу».

5. Обсуждение совместной деятельности.

Тема «Поймай свой сон за хвост»

1. Презентация «Сон и здоровье малыша».

2. Обмен семейным опытом укладывания ребенка спать.

3. Дискуссия: «Насколько важен дневной сон ребёнку дошкольного возраста».

4. Родители для родителей. «Художественное слово и музыка  перед сном».

5. Выдача памяток для родителей «Правила для обеспечения спокойного сна».

6. Игровой тренинг «Игры, решающие проблемы бессонницы».

«Родительские собрания-студии»

Ноябрь, 2018 г.

Февраль, 2019 г.

Апрель, 2019 г.

Администрация МДОУ,

воспитатели, специалисты, родители

12

Клуб для родителей и детей «Первоклашка»

1. Семья на пороге школьной жизни.

2. Проблема адаптации детей к школе и пути её решения.

3. Здоровье и будущий школьник.

«Клубы для родителей»

Ноябрь, 2018 г. - май, 2019 г.

Администрация МДОУ,

воспитатели, специалисты, родители

13

1.  Игры в ванной комнате.

2.  Игры в магазине.

3.  Игры на кухне.

4.  Волшебная расчёска.

5. Игры по дороге в детский сад.

Семинары-практикумы

В течение года

Администрация МДОУ,

воспитатели, специалисты, родители

14

1. Игры-приветствия.

2. Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно.

3. Продуктивная деятельность (общая деятельность детей и родителей группы).

4. Игры – прощание.

«Психолого-педагогическая  гостиная»

Декабрь, 2018 г.

Февраль, 2019 г.

Апрель, 2019 г.

Октябрь, 2019 г.

Администрация МДОУ,

воспитатели, специалисты, родители

15

«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания»

«Как знакомить детей с нормами поведения»

«Игра – школа нравственного поведения»

 Наглядно-текстовая информация: папки-передвижки в родительских уголках

В течение года

Воспитатели

16

«Пять рецептов избавления от гнева»

«Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку»

Памятки, буклеты

В течение года

Зам. зав. по УВР

17

«Культура общения – это?»
«Посеешь привычку…»

Информационные листы

В течение года

Воспитатели

18

Работа консультационного пункта

По плану

В течение года

Родители, воспитатели, специалисты

19

Открытые просмотры НОД

День открытых дверей, вечера вопросов и ответов

Апрель,  октябрь 2019 г.

Родители, воспитатели,

дети

20

Гость группы

«Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями

Март,  ноябрь 2019 г.

Родители, воспитатели,

дети

21

Ежемесячные  фотоотчеты по проведенным мероприятиям

Информационный стенд «Что интересного у нас произошло»

Ежемесячно

Воспитатели

Досуговый блок

22

Выставки литературы,  совместного творчества

В течение года

Родители, воспитатели, специалисты

23

Создание альбомов «Моя семья»

Книги о профессиях родителей

«Семья года» - конкурс-презентация выставка семейных фотографий;

- выставка совместных работ;

- заполнение семейного (генеалогического) древа;

- рассказ о традициях семьи;

- игры, конкурсы, выступления.

В течение года

Родители, воспитатели,

дети

24

Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада

В течение года

Родители, воспитатели,

дети

25

«Играем в театр»

«Моя семья»

«Добрые друзья природы»

«Я расту здоровым»

Совместные творческие и

исследовательские проекты

В течение года

Родители, воспитатели,

дети

26

Праздники и развлечения по плану специалистов

Совместное проведение мероприятий в МДОУ

В течение года

Родители, воспитатели,

дети

27

Методические собрания, педагогические совещания.

Май, 2018 г.

Август, 2019 г.

Зам. зав. по УВР,

 воспитатели

IV этап - заключительный (январь-май, 2020г.)

28

Мониторинг, диагностика, проведение педагогического совета

Январь, 2020 г.

Администрация МДОУ

Родители, воспитатели,

дети

29

Метод анкетного опроса (официальный сайт МДОУ)
- беседы с родителями

Февраль, 2020 г.

30

 Учет участия родителей в различных мероприятиях:
- наблюдения;
- беседы

Март, 2020 г.

31

Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение

Май, 2020 г.

Таким образом, проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

  • установление позитивных отношений с родителями;
  • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
  • построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • гармонизация детско – родительских отношений;
  • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста;
  • использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности развития ДОУ.

Литература:

  1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.   2007.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009 
  9. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.
  10. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  11. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Нам важно знать ваше мнение о нашей работе. Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?

А) в любой.

Б) ни в какой.

В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях,

Г) материальная помощь.

Д) выполнять советы педагогов.

2. Как вам удобно получать информацию от воспитателя о ребенке?

А) в личной беседе

Б) звонком по телефону или по сети интернет

В) я сама о своем ребенке все знаю

Г) затрудняюсь ответить

3. Чему персонал может научиться у родителей?

А) узнать об индивидуальных особенностях ребенка.

Б) о положительном семейном опыте

В) воспитатели должны сами все знать.

Г) затрудняюсь ответить

4. Чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

А) общению с детьми.

Б) терпению, выдержке.

В) пониманию детей.

Г) затрудняюсь ответить

5. Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями?

А) проводится хорошая работа.

Б) неплохая работа.

В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно.

Г) плохая работа.

6. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка?

А) Много об этом читал, знаю многое.

Б) Мало что знаю об этом.

В) Не знаю ничего.

7. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что является причиной перегрузки для нервной системы ребенка?

А) Да, знаю.

Б) Знаю, но хотелось бы знать больше.

В) Не знаю ничего.

8. Нужен ли вам совет или информация как оказать ребенку разумную помощь в его развитии?

А) Да, он необходим

Б) Нет.

9. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А) Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б) Да, но не только они.

В) Нет, это неверно.

10. Как вам удобнее получать информацию и советы о воспитании детей?( можно несколько ответов)

А) в личной беседе с воспитателем и специалистами

Б) в сети интернет

В) информационные стенды в детском саду

Г) буклеты или информационные листовки

Д) через книги, журналы

Е) на родительских собрания

Анкета для воспитателей

Уважаемый педагог!

Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.

1. Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?

А) да

Б) нет

2. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

А) да

Б) нет

В) не всегда

3. Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?

А) через методическую литературу

Б) через материалы Интернет-ресурсов

В) через газеты, журналы

Г) через общение с коллегами, обмен опытом, в том числе на пед.советах, метод.объединениях

Д) мой опыт в этой сфере достаточен, доверяю своему профессионализму

4. Как на Ваш взгляд, родителям удобнее получать информацию и советы о воспитании ребенка?

А) в личной беседе с воспитателем и специалистами

Б) в сети интернет

В) информационные стенды в детском саду

Г) буклеты или информационные листовки

Д) через книги, журналы

Е) на родительских собраниях

5. Какие темы педагогического просвещения, на Ваш взгляд, наиболее интересны современным родителям?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

6. Что вызывает у Вас наибольшие затруднения при организации работы с родителями?

А) поиск индивидуального подхода к каждому родителю.

Б) коммуникативные трудности.

В) выбор оптимальной темы для родительского просвещения

Г) оформление и удобная форма подачи советов родителям

Д) другое_________________________________________________        

7. Какую помощь в организации общения с родителями Вы хотели бы получить?        

А) конкретные конспекты и сценарии мероприятий с родителями.

Б) информацию о специфике современного семейного воспитания.

В) помощь в изучении образовательных потребностей родителей.

Г) другое_______________________________________________

8. Какими формами подачи информации родителям вы пользуетесь?

А) личная беседа

Б) родительское собрание

В) папка-передвижка

Г) стенд в раздевалке

Д) страничка на сайте д/с

Е) по телефону

Ж) по электронной почте

З) шпаргалки, буклеты для родителей

И) другое_______________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям

Анкета  "Запросы родителей в детском саду"

Уважаемые родители!

Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.

Благодарим за сотрудничество!

1. Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка

- Своя интуиция

- Педагогическая и психологическая литература

- Воспитатель д\с

- Психолог д\с

- Личный опыт и то, как их воспитывали в детстве

- Советы других родителей, друзей, соседей

- Другое…

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

- Максимально полную информацию о ребёнке

- Педагогические советы по общению с ним

- Психологические консультации

- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать

- Возможность большего общения с родителями других детей

- Участвовать в самодеятельности д\с

- Другое…

3. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста

- Ребёнок плохо ест

- Не слушается родителей

- Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка

- Не знаете чем занять ребёнка дома

- Другое…

4. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?

5. Если нет, то почему не обращались

- Не придаёте особого значения этим трудностям

- Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога

- Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада

- Считаете, что справитесь сами

- Другое..

Анкета для родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"

Уважаемые родители!

С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.

Заполняет анкету:

мама;

папа;

другой член семьи ______________________________________________________________ .

Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .

С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________

Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания?

Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________

Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ________

Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? __________________

Нравится ли вашему ребенку:

рисовать;

заниматься физической культурой;

петь, музицировать;

играть в подвижные игры;

слушать рассказы, сказки;

выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;

играть вместе с другими детьми;

убирать игрушки;

ходить на прогулку;

наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

ходить в магазин за продуктами;

участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.

Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки?

Вы играете вместе с ребенком?

В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои?

Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие?

Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни?

Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что?

Как часто вы наказываете ребенка? За что?

Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать?

Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят?

Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? _______________________________

Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________

Какие именно способности он проявляет? _________________________________________

Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? ______

Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ___________

Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? __________________

Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:

воспитателя;

учителя-логопеда;

музыкального руководителя;

инструктора по физической культуре;

другого специалиста (указать) ____________________________________________________.

Спасибо за сотрудничество

Анкета для родителей «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

Каков Ваш ребенок? (Уверенный, решительный, не очень уверенный, нерешительный)_________________________________________________________

Общительный он или нет? Как это проявляется?______________________________

__________________________________________________________________________

Какое у него любимое занятие?____________________________________________

Есть ли у ребенка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?____________________

__________________________________________________________________________

Каково обычное состояние ребенка или его настроение?_______________________

__________________________________________________________________________

Часто ли плачет Ваш ребенок?_____________________________________________

Как засыпает? Как спит?__________________________________________________

Часто ли устает? Если «да», то почему?_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Как он реагирует на неудачи?______________________________________________

Как реагирует на замечания, наказания?_____________________________________

Как у ребенка проявляется самостоятельность? (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы за него все делали другие)_________________________________________________

Каковы отношения со сверстниками? (Умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли, успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли, подчиняется другим детям)________________________________________________

О каких еще особенностях Вашего ребенка Вы хотите рассказать?_______________

________________________________________________________________________

                   Благодарим за участие!

Тест: «Взаимоотношения в семье»

Как обстоят дела в Вашей семье, все ли так гладко, как кажется или стоит, что-то изменить. Для объективного результата ответьте максимально честно «да» или «нет», если согласны с утверждением:

 1. В нашей семье всегда уютно и тепло.

 2.  Выходные дни мы стараемся проводить вместе.

3.  В семье не без «…».

4.  В нашей семье царит любовь и взаимопонимание.

5.  Случаются моменты, когда мы недопонимаем друг друга.

6.  Каждый из нас, придя домой после рабочего дня, обретает покой и гармонию.

7.  Все возникающие конфликты мы обсуждаем и находим оптимальное решение.

8.  Хоть одному из членов семьи противны плохие привычки.

9. «Мой дом — моя крепость» — поговорка про нашу семью.

10.  Мы часто устраиваем веселые посиделки с друзьями.

11.  Некоторые из домочадцев неуравновешенны и вспыльчивы.

12.  Я за семьей, как за «каменной стеной».

13.  Некоторые члены нашей семьи не любят идти на контакт, обсуждать проблемы.

14.  Мы во всем поддерживаем друг друга.

15.  Разговоры за общим столом часто сводятся к неприязни и мелким спорам..

16. Мне не выносимы долгие командировки вдали от семьи.

17.  Каждый, кто бывал у нас в гостях, добро отзывается и желает придти вновь.

18.  Часто в нашей семье разгораются конфликты.

19.  Меня удручает обстановка в доме.

20.  Я чувствую, что никому не нужна.

21.  Лето мы проводим всей семьей на море или на даче.

22.  У нас не возникает бытовых вопросов.

23.  Мы любим собираться за одним столом и поиграть в карты, домино, монополию, мафию и т.п..

24.  Мне очень комфортно в домашней обстановке.

25.  Мне не хочется возвращаться домой после работы.

26.  Меня раздражает привычка разговаривать громко и грубо некоторых из членов семьи.

27.  Мы стараемся лояльнее относиться к плохим привычкам некоторых из членов семьи.

28.  На семейных праздниках всегда шумно и весело.

29.  Никто не ждет меня дома.

30.  С некоторыми из членов семьи я не хочу общаться.

31.  Мы всегда поддерживаем чистоту и порядок в доме.

32.  Иногда хочется, чтоб все исчезли.

33.  Некоторые члены семьи испытывают неприязнь к другому из домочадцев.

34.  Не все домочадцы стремятся бывать дома и всегда задерживаются.

35.  Мы очень гостеприимны.

Результаты

 За следующие положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35 и отрицательные ответы на вопросы 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 26, 29, 30, 32, 33, 34 прибавьте по 1 баллу.

Менее 8. В вашей семье царит разлад и недопонимание. Спасайте положение радикальными мерами.

9-15. При «черной полосе» вы разочаровываетесь друг в друге, а при «белой» — у вас все хорошо. Такой результат должен насторожить и привести к разумным выводам.

16-22. У Вас дружная семья. Все неурядицы и возникающие конфликты Вы разрешаете в спокойной обстановке.

Более 23. Поздравляем, о такой семье можно только мечтать!

«Анкета для родителей «Семейные традиции»

Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей   помощь родителям в  осознание значимости семьи в жизни человека.    Воспитателям и родителям помогает  понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е.  на наших детей

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

1. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов;

Другое ___

2. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт, рыбалка, домашние животные

Шитье, шахматы, чтение

Рукоделие, пение, музицирование

Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ___

3. К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры

Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое ___

4. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка, уголок в общей комнате

Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты

Библиотека, компьютер

Музыкальный центр, кинокамера

Фотоаппарат, живой уголок (аквариум)

Швейная машина, вязальная машина

Столярные (слесарные) инструменты, развивающие игры

Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое ___

5. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка

Папа, дедушка, другие родственники

6. Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие, эстетическое развитие

Культуру общения, самостоятельность

Интерес к знаниям, желание идти в школу

Внимание к близким, страх перед воспитателем

Страх перед взрослыми, сквернословие

Непослушание, нервозность

Грубость, усталость

Возбуждение, нежелание ходить в дет.сад

Другое ___

7. Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям

Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

Другое ___

8. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

Беседа для родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный вариант О.И. Бочкаревой)

Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

  1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
  2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
  3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
  4. Насколько общителен с окружающими?
  5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
  6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
  10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Да

 Нет

 не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) врача.

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) занятия;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д) литературу;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.


Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
  3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  5. Какие дела Вы можете ему доверить?
  6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
  7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
  8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
  9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
  10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
  11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
  12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
  13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
  14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
  15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».


«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение

(автор - В.В. Столин, адаптация - А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

- любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

-  употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

-  смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

- негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

- неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

- раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

- негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

- неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение

- высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

- указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

- отношение к ребенку как к равному.

Неуважение

- отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

- отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

- указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

- указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

- ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

- хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

- употребление прямой речи;

- беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

- оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

- взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

- отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

- взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

- описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

- противопоставление «он» — «мы»;

- формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

- постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.

  1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт;

д) читаете педагогическую литературу.

  1. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.

  1. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.

  1. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

По результатам анкетирования воспитатель сможет определить насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.

Беседа  «Семья глазами ребенка»

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?
  2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?
  3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?
  4. Во что ты больше всего любишь играть дома?
  5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?
  6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?
  7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?
  8. Ссорятся ли твои родители?
  9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?
  10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?
  11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?
  12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?
  13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?
  14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?
  15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?
  16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?
  17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?
  18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?
  19. Любишь ли ты с ним играть, как?
  20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?
  21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?
  22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?
  23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...

"Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников."

Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.Просвещение родителей в области педегогики и детской психологии....

Педагогический проект « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно р...

методическая разработка"Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К ПРОБЛЕМЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С  СЕМЬЁЙ.          концепции, модели, формы  взаимодействия  ДОУ  с  семья...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в области физического развития.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в области физического развития....

Педагогический проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в...

Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений «Вместе»

Содействие социальному развитию дошкольников, создание  атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, ин...