Работоспособность - важный показатель готовности к школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Шибанова Наталья Владимировна

Известно, что количество и качество работы, выполняемой за единицу времени, может колебаться в зависимости от работоспособности каждого человека, иначе говоря, от способности осуществлять какую- либо физическую и умственную деятельность в течении определённого времени без значительного снижения её качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotosposobnost_vazhnyy_pokazatel_gotovnosti_k_shkole.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Работоспособность важный показатель готовности к школе

    Известно, что количество и качество работы, выполняемой за единицу времени, может колебаться в зависимости от работоспособности каждого человека, иначе говоря, от способности осуществлять какую- либо физическую и умственную деятельность в течении определённого времени без значительного снижения её качества.

    Возникает закономерный вопрос: правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать её у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие - то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идёт... И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребёнка к дошкольному обучению.

    Работоспособность ребёнка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями,        например, меньшей продолжительностью.

    Не случайно по этому, что ,чем младше ребёнок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.

    Работоспособность детей дошкольного возраста, по данным физиологов, психологов и педагогов характеризуется и качественными особенностями, Взрослые часто дают хорошие

«производственные» результаты на фоне физиологических показателей, свидетельствующих о том , что утомление уже наступило. У маленького ребёнка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывает страницы книги, которые читает ему бабушка, а потом и захлопывает её), хотя физиологические показатели пока ещё не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца, хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности. С возрастом работоспособность повышается. Повышение её общего уровня происходит, в частности, счёт ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма.

Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество. Вместе с тем наши наблюдения за детьми 4-7 лет с использованием специальных методик выявила существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других - они значительно снижены. В каждой из проверенных нами групп было 5-7 ребят с низкой работоспособностью на занятиях. Это вызывает тревогу по разным причинам.

Во-первых, потому, что эти дети недостаточно активны на занятиях, требующих напряжённой умственной работы (родной язык, математика). Они редко поднимают руку и редко отвечают на вопросы, быстро и часто отвлекаются.

       Во-вторых, потому, что подобное положение у некоторых детей почти не меняется в течении учебного года, другими словами их работоспособность не увеличивается (темпы её прироста не значительны). У большинства из этих детей наблюдается

«интеллектуальная пассивность», т.е. отсутствует привычка думать (слушать, воспринимать, решать задачи). А ведь именно на этом строится всё обучение сначала в детском саду, а затем и в школе. И если вовремя (до школы ) не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и больших трудностей родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.

       В-третьих, недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из - за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Детям трудно справиться с необходимыми заданиями, например: составить рассказ, пересказать текст, решить задачу, ответить на вопросы, добиться нужного результата, спланировать свою деятельность, оценить работу свою и товарищей и др. Вследствие этого возникают пробелы в знаниях, умениях и навыках детей.

     В-четвёртых, часто ребёнок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах. Поэтому большинство таких детей характеризуются повышенной стеснительностью, замкнутостью, робостью.

    Конечно, главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

    Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая' умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические), неблагоприятно протекающая беременность матери, родовые травмы и т, д. Такие дети нуждаются в постоянном наблюдении врачей, индивидуальном подходе со стороны педагога и правильных воздействиях со стороны родителей. Дети эти или пассивны, или легковозбудимые.

    Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают , с трудом засыпают. В каждом конкретном случае советы по воспитанию такого ребёнка может дать врач, например: назначить общие или ножные ванны с настоем трав, укрепляющие нервную систему. Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей, даже в возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон в хорошо проветриваемой комнате, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями и сестрами.

Ребёнка настраивают на спокойную волну, предложив ему, навести порядок в кукольном и книжном уголке, вымыть ноги, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет или должен взять в детский сад, самому раздеться. Охотному выполнению этих поручений благоприятствуют щётка красивой расцветки, нарядный тюбик с пастой или мыльница, наличие своей полочки в гардеробе, детских вешалок для лёгкого и верхнего платья.

    Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребёнка: гулять в субботу и воскресенье на свежем воздухе, совершая при этом с ребёнком туристские походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах,

санках и т. п.

    Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закалить ребёнка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо больше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны сменяться длительной активностью.

    Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети имеют часто неустойчивый аппетит. Повышать его за счет острых закусок не стоит. Лучше использовать красивую раскладку блюд, привлечь ребёнка к приготовлению пищи, сервировке стола и т. д. На работоспособность ребёнка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.

 В нашем опыте был такой случай. По данным наблюдений и физиологических проб подвижный и жизнерадостный Ваня (5 лет) характеризовался высокой работоспособностью.

  Но в начале учебного года он вдруг потерял интерес к занятиям, работоспособность значительно снизилась. В поведении появилось упрямство, грубость. Выяснилось, что Ванины родители разводятся, а сын к ним обоим очень привязан.

   Уход отца из семьи так повлиял на мальчика, что, несмотря на внимание и заботу воспитателей, его работоспособность не улучшилась и успехи мальчика оказались ниже его возможностей.

   Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к занятиям. А развить и поддержать его могут родители. Порой достаточно нескольких минут во время возвращения из детского сада домой, чтобы узнать, с кем ребёнок играл, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с занятиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз выполнить узор на круге или полосе, слепить зайчика (так как родители узнали, что именно этими занятиями, ребёнок справился не достаточно хорошо).

    Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость приводят к тому, что дети легко забывают о целях действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей привлекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях.     Например, если дети трудятся, то эффективность работы повышает мотив общественной пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре (игольницу, салфетку, подставку для кисточек), принести радость окружающим (вырастить цветы), пользу животным своей заботой о них, всегда интересна для детей совместная деятельность со взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, подержи), а равноправного партнёра: «Давай решим, какой краской выкрасить большую  табуретку и твою маленькую табуреточку. С чего начнём?». Если по ходу разговора с ребёнком, занятий с ним от него требуются значительные умственные усилия (решить, выполнить), то варьируют задания и условия, в которых они выполняются, например задания на счёт: сосчитать, сколько листиков( палочек) мама положила на

скамейку, угадать сколько раз она ударила по спинке скамейки палочкой, из скольких частей состоит слово («Серёжа» «Таня») Использовать разнообразные игровые приёмы, например, когда дети осваиваю! пространственные отношения ( близко - далеко, справа-слева, впереди-сзади, между), здесь могут участвовать любимые ребёнком игрушки.

       Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, грустный, страшный), составить рассказ по двум-трём картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток « картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить « картины» и рассказать о них (а товарищи, родные угадывают). Можно использовать и другие игровые приёмы:

«Ты опиши игрушку, а я угадаю» или « Я начну сказку, а ты закончи»... И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах 9(соседке, бабушке, товарищу), проявить самостоятельность и активность в магазине.

В заключении повторим общие положения. Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребёнка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, - глубоко ошибочно. Опыт показывает, что успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведённой с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Также обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивая его объём и длительность.

Если работоспособность ребёнка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьёй. Родители должны постоянно интересоваться у воспитателя результатами обучения на занятиях в детском саду, своевременно выяснять, в чём отстаёт их сын или дочь, что у него не получается и почему, какие рекомендации необходимо выполнять чтобы преодолеть встречающиеся трудности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Работоспособность - важнейший показатель готовности к школе

Консультация для родителей подготовительной  группы, отражающая важнейший показатель готовности к школе - работоспособность....

«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическо...

Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент готовности к школе».

  Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуально...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.

Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе...