«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»
статья на тему

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическое развитие и эмоциональное состояние, а также и вся его дальнейшая жизнь. Эта проблема является актуальной и для родителей, и для педагогов. Развитие мелкой моторики помогает ребёнку стать всесторонне развитой гармоничной личностью, которая сможет найти своё место в социуме и быть ему полезной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melkaya_motorika.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Уровень развития мелкой моторики детей - важный

показатель готовности ребёнка к школе»

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическое развитие и эмоциональное состояние, а также и вся его дальнейшая жизнь. Эта проблема является актуальной и для родителей, и для педагогов. Развитие мелкой моторики помогает ребёнку стать всесторонне развитой гармоничной личностью, которая сможет найти своё место в социуме и быть ему полезной.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, психомоторика, готовность к школе.

Введение

К сожалению проблема развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста всегда была актуальной и является таковой и в современном мире. Высокий уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: достаточное развитие связной речи, умение логически рассуждать, хорошая память, произвольное внимание, сформированность координации движений пальцев рук. Всё это является базой хорошего обучения и освоения письма.  Письмо - сам по себе сложный навык, а письмо первоклассника - это продукт работы мелких мышц руки, зрительного и слухового аппарата, произвольного внимания, руководимый мозгом. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Процесс письма сложен и психологически, и физиологически. Это особенно важно, ведь многие первоклассники испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма, что порой приводит к дезадаптации: негативному отношению к учёбе, тревожности.   Дети с плохо развитой мелкой моторикой будут испытывать их и в дальнейшем, им будет тяжело овладеть современной техникой, а значит и выбор профессии будет под вопросом. А отсюда негативный отпечаток на всю жизнь человека, на его судьбу.

В последние годы молодые родители всё меньше и меньше внимания уделяют своим детям, их развитию, а особенно -  развитию мелкой моторики рук. Нужно работать над развитием мелкой моторики детей и важно начинать эту работу как можно раньше, ещё в раннем возрасте, как указывает Н.А. Бернштейн, анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. И рука начинает действовать как специфический человеческий орган [2]. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для дальнейшего развития и совершенствования мелкой моторики, дети проявляют интерес и с удовольствием выполняют задания и работу. Нужно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, для развития навыка ручной умелости, ведь в современном мире появилось очень много техники, требующей быстроты движения рук и ручной умелости.

Данную проблему многие педагоги и психологи предлагали решать различными способами: с помощью массажа, игр, упражнений с различными материалами, с помощью продуктивных видов деятельности и конструирования. Система упражнений по развитию мелкой моторики разнообразна: все её компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Но важно помнить, в дошкольном возрасте идёт подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Теоретическое исследование мелкой моторики дошкольников

1. Изучение мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.

В истории развития человечества роль рук подчеркивается особо, именно руки дали возможность развить с помощью жестов язык общения первобытных людей. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [3].  Совокупность сознательно управляемых двигательных актов - это психомоторика [6]. Она совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развития речи, особенности конституции и воспитания.  При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. Психомоторное развитие рассматривается как одно из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Для хорошего развития мелкой моторики нужно, чтобы мышцы рук были достаточно крепкими и тогда у ребенка без проблем будет формироваться один из базовых школьных навыков - навык письма. Развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. От её развития напрямую зависит качество жизни ребёнка.

Проблема развития мелкой моторики изучается давно. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами [11]. Исследования В.П. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского и других показали исключительную роль движений двигательно – кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. И.М. Сеченов считал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» [9, с. 3]. А.Н. Леонтьев писал: «Психика не просто проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику. Ведь именно движение осуществляет ту практическую связь человека с окружающим предметным миром, которая лежит в основе развития психических процессов» [5, с. 31]. И.П. Павлов сравнивает речь с мышечными ощущениями, которые идут от речевых органов в кору головного мозга [8]. В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью, такое близкое соседство даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [10, с. 129].

Р.Е. Лёвина занимаясь изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями, пришла к выводу, что у них опыт речевого общения слишком беден, становлении и уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» пишет: «Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук» [4, с. 83]. Проведя ряд наблюдений и исследований, она подвела итог: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы; кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную области кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. М.М. Кольцова утверждает: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи» [4, с.137].

В.А. Аверин пишет: «Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук.» [1, с. 84].

М. Монтессори придавала большое значение развитию руки, считая её инструментом мозга, выведенным наружу. В своей системе М. Монтессори создала зону развития мелкой моторики, а также важным считала обучение детей навыкам самообслуживания, полагая, что дети не только приобретают опыт самостоятельности и ответственности, но и развивают те мышцы, которые необходимы для овладения навыками письменной речи. «Письмо – процесс, в котором преобладают психомоторные процессы» [7, с. 23].

Разностороннее развитие движений рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идёт процесс психического развития. Пока ребёнок мал, образование таких связей происходит быстрее и легче.

2.  Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве.

 «Развитие двигательной области, так называемой моторики, у ребенка идет отнюдь не по плавной, восходящей линии. В нем, как и во многих других областях развития, наблюдаются нередко то остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже иногда как будто отступления назад» [2, с. 149]. Расширяется двигательный опыт: развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкой моторики) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребёнка ещё продолжается процесс миелинизации, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Всё это не позволяет ребёнку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Развитие мелкой моторики происходит естественным образом:

3 - й год жизни - ведущая предметная деятельность, руки ребёнка в постоянном движении и работе. Это период перехода от проб к умению, рука «учит» мозг;

4 - й год жизни - косвенная подготовка руки к письму. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Ручной опыт обогащает речь специальными понятиями. Так же важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы сенсорно - моторная и вербальная познавательная деятельности дополняли одна другую;

5 - й год жизни - освоение более трудных мыслительных и моторных действий, совершенствование ранее приобретённых умений. Развиваются познавательные интересы, чем больше вопросов, тем больше «ответов» руками. Появляются игры с закрытыми глазами - «руки видят»;

6 - й год жизни - совершенствование в «ручной умелости. Моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Рука «готовится к школе».

3. Пути развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Хорошим способом узнать уровень развития мелкой моторики детей является диагностирование с помощью уже разработанных методик. Для этой цели есть прекрасное методическое пособие Зиннхубер Хельга «Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет». Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно в виде упражнений, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Слабую руку ребенка – дошкольника можно развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу. Рисование, которым любят заниматься дошкольники; игры, включающие в дело руку; самообслуживание; участие в домашних делах; ежедневная гимнастика; пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Нарушения мелкой моторики проявляются в продуктивных видах деятельности, поэтому очень важны продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки ребенка к письму. Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, использовать народные песенки и потешки; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте использовать дидактические, театрализованные (особенно пальчиковый, теневой театр), строительные игры; игры с пальчиками, со счётными палочками, спичками. Можно перебирать крупу, выбирать пуговицы, крючочки. Хорошо развивают мелкую моторику продуктивные виды деятельности: рисование нетрадиционными техниками; штриховка; лепка из солёного теста и глины; пластилинография; обрывная аппликация; ручной труд. Немало важной является трудовая деятельность и занятия физкультурой. Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти. Это лазание, переходы с одного снаряда на другой, упражнения с различными предметами (палками, обручами, мелкими мячами). Это и подвижные игры, требующие использование различных предметов и спортивных снарядов: «Пожарные на учении» (лазание по гимнастической лесенке), «Охотники и зайцы» (метание мелкими мячами), эстафеты с передачей мяча, палки и т.д. Необходимо обогащать предметный мир ребёнка, давать возможность самостоятельно обследовать новые предметы, выделять свойства и признаки, действовать с ними. Хорошие дидактические игры: «Чудесный мешочек», по типу «Вкладки», «Из чего сделан?» и т.д.

Все эти виды деятельности предполагают развитие и совершенствование:

1. Двигательной области коры головного мозга: формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами; умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими;

2. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;

3. Речевой области коры головного мозга: формирование активной речи, пополнение словарного запаса новыми понятиями;

4. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

5. Формирование навыков учебной деятельности: умения слушать, понимать и выполнять словесные указания; умение действовать по образцу и правилу.

Реализация этих задач способствует интеллектуальному развитию детей и успешной подготовке к школе. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму, а также вестись целенаправленно и систематически.

Заключение

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна в современном мире. Психомоторное развитие ребёнка является базой для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков, в последствии оно становится основой для когнитивного, социального и эмоционального развития ребёнка. Изучив данные многих исследований, мы видим тесную связь функции руки с мозгом, а отсюда - развитие речи, интеллекта и всех психических процессов. Проводимая работа по развитию мелкой моторики повышают работоспособность головного мозга и начинать её нужно как можно раньше, используя все средства: различные игры, упражнения, продуктивные виды деятельности. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Особенно хорошо подбирать такую деятельность, где одновременно работают обе руки, развивая сразу левое и правое полушарие мозга. Только систематическая работа в данном направлении способствует развитию мелкой моторики, подготовке кисти руки детей к письму и что, немаловажно - мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.  

Дальнейшее развитие проблемы - в более глубоком изучении её всеми педагогами дошкольных учреждений; в систематическом использовании для её решения всех доступных средств, начиная с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, в индивидуальном подходе к ребёнку.

Список использованных источников:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков - учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998.  - 379 с.;

2. Берштейн Н.А. О ловкости и её развитии - М.: «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати, 1991. - 288 с.;

3. Волошина Л., Сокорева Е. Развитие тонкой моторики средством физкультурных упражнений и подвижных игр, «Дошкольное воспитание», № 2, 2011 г. -  изд.  - во: ООО ИД "Воспитание дошкольника", 2011;

4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить - М., Сов. Россия,1973. - 160 с.;

5. Леонтьев А.Н. Психологическое исследование движений после ранения руки (Избранные психологические произведения) – в 2 т. под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского, М. Педагогика, 1983. - 392+320 с.;

6.  Малая Медицинская энциклопедия - М.: изд – во «М.Э», 1991 - 1996, 3520 с.;

7. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики -  Гомель. 1993. - 336 с.;

8. Павлов И.П. Избранные труды - "Издательство Академии педагогических наук РСФСР", 1951. - 616 с.; 

9. Сеченов И.М. Элементы мысли - СПб: Питер, 2001. – 416 с.;

10. Сухомлинский В.И. Сердце отдаю детям - К.: «Рад. шк.", 1985. - 557 с.;

11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология - Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. заведений - М.; Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

На формирование правильного произношения влияет уровень развития мелкой моторики.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.Уже в младенческом возраст...

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей

Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду....

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные представле...

«Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений» ...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторик...