«Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
материал (подготовительная группа)

Мартынова Марина Викторовна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.3.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5.3

Перспективный план по самообразованию воспитателя

Мартыновой Марины Викторовны

по теме:  «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

на 2018 – 2019 учебный год

Актуальность темы:

Среди многих показателей готовности ребенка к обучению в школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Это происходит и тогда, когда маленький ребенок берет рукой игрушку, при различных играх с пальчиками малыша, массаже кончиков пальцев, лепке из пластилина, теста и многих других упражнений, которые помогут будущем ученику красиво писать, не чувствуя усталости и негативных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык пользования письменными принадлежностями во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательно правильная посадка ребенка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Задачи:

  • Улучшать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через организацию дидактических игр и упражнений.
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики, графомоторных навыков.

Для повышения компетентности в вопросе развития мелкой моторики, психологических особенностей развития детей, организации учебного процесса с детьми подготовительной группы планирую изучение данной литературы:

  1. А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».
  2. О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе».
  3. Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М. ,1980г.
  4. «Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е. Гаврина.– Ярославль: Академия развития, 1997
  5. С. Е. Гаврина, И. Г. Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».
  6. Н. Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».
  7. «Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, М.: ДРОФА,
  8. «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. - М. Эксмо, 2007
  9. «Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство-Пресс, 2008
  10. «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.: Педагогика, 1988
  11. Интернет ресурсы

Месяц

Сентябрь

Работа с детьми

Диагностическое обследование детей.

Работа с родителями

Консультация на родительском собрании «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму».

Работа с педагогами

Картотека графических диктантов.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Игры со счётными палочками (картотека игр).

Литература

А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе».

Месяц

Октябрь

Работа с детьми

Упражнение «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии). Штриховка. Графический диктант.

Работа с родителями

Памятка «Графические навыки».

Работа с педагогами

Советы «Готовим руку ребёнка к письму». Буклет для педагогов старшей группы «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму».

Проектная деятельность

Начало реализации проекта «Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 6 – 7 лет»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.

Литература

Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М. ,1980г.

«Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е. Гаврина.– Ярославль: Академия развития, 1997

Месяц

Ноябрь

Работа с детьми

Упражнения «Дорожки для автомобилей» (горизонтальные линии, «Чудесный платочек» (пунктирные линии).

2. Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями. Графический диктант

Работа с родителями

Буклет «Играя - готовим руку к письму».

Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку.

Работа с педагогами

Выставочный показ детских работ для педагогов

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Внесение альбома с видами штриховки.

Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.

Литература

 С. Е. Гаврина, И. Г. Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».

Месяц

Декабрь

Работа с детьми

Упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части». Вырезание ножницами «Резные снежинки». Графический диктант.

Работа с родителями

Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. Консультация «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к письму»

Работа с педагогами

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Внесение картотеки лабиринтов для детей.

Литература

Н. Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».

Месяц

Январь

Работа с детьми

Штриховка наклонными линиями. Графический диктант. Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину».

Работа с родителями

Работа с педагогами

Памятка «Весёлые прописи».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации.

Литература

О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе».

«Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, М.: ДРОФА, 2000

Месяц

Февраль

Работа с детьми

Обрывание бумаги «Снеговик» (аппликация). Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту». Графический диктант.

Работа с родителями

Консультации для родителей. «Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами шнуром».

Работа с педагогами

Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов).

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Создание альбома «Графические узоры».

Литература

«Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. - М. Эксмо, 2007

Месяц

Март

Работа с детьми

Вырезывание ножницами «Цветы для мамы».

Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов). Графические узоры «Узоры на коврике».

Работа с родителями

Консультации для родителей. «Готовим ребёнка к письму».

Работа с педагогами

Памятки о проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Изготовление картотеки «Пальчиковые игры»

Литература

«Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство-Пресс, 2008

Месяц

Апрель

Работа с детьми

Графический диктант. Упражнение «Расчёски для куклы» (вертикальные, горизонтальные,

наклонные линии). Игры с крупой.

Работа с родителями

Семинар-практикум «Я готов к школе?»

Работа с педагогами

Выставка дидактических игр и пособий

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Игры со счётными палочками (картотека).

Проектная деятельность

Окончание реализации  проекта «Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 6 – 7 лет».

Литература

«Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С.Е. Большакова, М.: ТЦ Сфера, 2008

Месяц

Май

Работа с детьми

Графический диктант.  Штриховка. Диагностика.

Работа с родителями

Организовать просмотр занятия для родителей с элементами штрихования

Работа с педагогами

Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Литература

«Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.: Педагогика, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».

Консультация содержит рекомендации,  направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму....

Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...

Мастер - класс «Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Научить детей владеть нетрадиционными способами рисования, используя их в своих художественных работах....

«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму"...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»

При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторик...