Главные вкладки

    Первые успехи и трудности ребенка в школе
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Синельникова Павлина Алексеевна

    Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у детей. Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы

    естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pervye_uspehi_i_trudnosti_rebenka_v_shkole.docx16.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Первые успехи и трудности ребенка в школе

    Синельникова Павлина  Алексеевна.

    Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у детей. Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы

    естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление, память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителями, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенности этого этапа в жизни ребёнка, родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим.

    Например, первое время особо стеснительные, « домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания приём, когда учитель договаривается с родителями, и они дают ребёнку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять психотравмирующую остроту страха, одиночества.

    В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школы и встречаться с тревожным ребёнком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребёнка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.

    Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребёнку в его учебных занятиях? Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребёнка они берут на себя функцию планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой « делай , как я!».Такая стратегия лишает ребёнка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.

    Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь. Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребёнок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребёнка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребёнка к чтению, воспитать любовь к книге – также задача семьи.

    К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают ему читать книги, рассуждая при этом так: ребёнок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребёнка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослыми пробуждает это интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребёнок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт - глазами, телом - имеет большое значение для психологического здоровья ребёнка.

    Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируется, если родители заботятся о расширении кругозора ребёнка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и др.

    Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10 – 12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.

    Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание семейного досуга обсуждалось с ребёнком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами, мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребёнка.

    Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребёнка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребёнок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребёнка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти своё место в школьной жизни.

    Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья. Уход за одеждой. Забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения - планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до конца, самоконтроль.

    Семья ответственна за физическое здоровье ребёнка. Родители заботятся о питании детей, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребёнка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребёнка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребёнка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.

    Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребёнком режима дня. Рациональная организация жизни ребёнка – полноценный сон, активный отдых. Умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.

    Родители должны предоставить ребёнку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребёнку социальные связи. Ребёнок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребёнку разобраться в ситуациях, где имеют жадность и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чём состоит мудрость взрослого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

    Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

    Консультация учителя-логопеда для родителей «Как предупредить трудности обучения в школе»

    Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выя...

    «Успехи и трудности внедрения ФГОС в ДОУ»

    Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказала значительное влияние  на существование и развитие деятельности ДОУ....

    Занятие по адаптации «Мои первые успехи».

    Помощь детям к адаптации в условиях детского сада...

    Доклад «Успешный дошкольник – успешный ученик. Качество дошкольного образования – залог успеха ребенка в школе»

    Представляю подготовленное мной, как методистом и педагогом-психологом, выступление с презентацией на общешкольном итоговом педсовете в 2016 г....

    Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

    С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...