Главные вкладки

    Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная форма работы с родителями -  родительское собрание в виде кргуглого стола.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_podgotovka_detey_k_shkole.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №145 комбинированного вида Центрального района

     Санкт-Петербург

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе

    « Трудности адаптации ребенка в школе »

      Форма проведения: круглый стол

      Задачи:

    1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к                           первому году обучения в школе;

    2. Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе

    3. Сообщить родителям знания по проблеме: « Трудности адаптации ребенка в     школе »;

     4.  Рассказать о сущности этой проблемы, дать необходимые рекомендации.

     

     Оборудование:  памятки для родителей, презентация на компьютере,               различные карточки по теме.

    План собрания:

    1. Организационный момент.

    2. Кратко рассказать об адаптации детей в школе ( дать определение )

    3. Рассмотреть виды адаптации:

    а) физиологическая адаптация

    б) социально-психологическая адаптация

    4. Выступление врача на тему: « Физиологические условия адаптации ребенка к  школе »

    5. Выступление психолога на тему: « Психологические условия адаптации ребенка в школе »

    6.  Рассмотреть вопрос о системе взаимоотношений  с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению ( шкала общения родителей с ребенком, фразы для общения с ребенком, советы психолога  ).

    7.  Рассмотрение и обсуждения вопроса «Трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые года обучения» ( выступление учителя начальных классов ).

    8.   Итог собрания:

     а) подведение итогов

     б) помощь в преодолении детьми адаптационного периода ( дать рекомендации ).

    Ход собрания:

    1. Организационный момент ( вступительное слово):

    Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас здесь. Вашему вниманию я хочу представить вам нашего психолога., врача - педиатра…  Сегодня мы поговорим с вами…. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Множество дошкольников с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они сталкиваются с первыми трудностями. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. 

    Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.        Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

    Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного ребенка появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

    Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже. Возникает вопрос: « Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня, на родительском собрании мы и поговорим, о трудностях адаптационного периода.

    2. Определение адаптации детей в школе.

    «Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

    Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни

    Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

    3. Виды адаптации:

    а) Физиологическая адаптация.

    Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

    Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели. В этом периоде ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все, что есть, а иногда и в долг берется. Поэтому важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в это время.

    Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

    И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.

    Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и еще мало знакомом коллективе, организм, вернее, каждая из его систем должна отреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с ним утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.

    Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы "скорее привык к учению"), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

    б) Социально-психологическая адаптация.

    Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

    Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".

    У третьих, к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Разумеется, все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизни первоклассника реализуются и на "физиологическом уровне".

    4. Выступление врача на тему: « Физиологические условия адаптации ребенка к школе »

    Врач знакомит родителей с проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Нужно обратить внимание родителей на:

    • Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
    • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
    • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
    • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких  мышц кистей рук.
    • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
    • Организация правильного питания ребенка.
    • Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
    • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

    5. Выступление психолога на тему: « Психологические условия адаптации ребенка к школе »

    • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
    • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
    • Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
    • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
    • Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
    • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
    • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
    • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
    • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
    • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
    • Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

    6. Система взаимоотношений  с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению (шкала общения родителей с ребенком, фразы для общения с ребенком, советы психолога ).

    6. 2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 4)

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

    Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни:

    • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
    • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
    • Не дерись без причины.
    • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
    •   Играй честно, не подводи своих товарищей.
    • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
    • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
    • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
    • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
    • Старайся быть аккуратным.
    • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
    • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

    6. 3. Фразы для общения с ребёнком.

    Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 5)

    -Я тысячу раз говорил тебе, что…

    -Сколько раз надо повторять…

    -О чём ты только думаешь…

    -Неужели тебе трудно запомнить, что…

    -Ты становишься…

    -Ты такой же как,…

    -Отстань, некогда мне…

    -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

    Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 6)

    -Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

    -Как хорошо, что  у меня есть ты.

    -Ты у меня молодец.

    -Я тебя очень люблю.

    -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

    -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

    -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

    6. 4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 7-8)

    1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

    2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

      3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы    сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

    4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

    5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

    6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

    7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

    8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

    9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

    10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

    11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

    12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

    13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

    14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

    7. Трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения (выступает учитель начальных классов).

    1. Хроническая неуспешность.

    В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

    Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах".

    Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

    Причины, приводящие к неуспешности:

    1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

    2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

    3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

    2. Уход от деятельности.

    Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

    Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.

    В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

    Как помочь?

    1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

    2. Дать возможность ребенку развернуть вовне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

    3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

    3. Негативистская демонстративность.

    Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

    Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

    Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.

    4.Вербализм.

    Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

    Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.

    Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойньм крайностям:

              1) винить учителя;

    2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности.

    Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

    Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

    4. Психофизический инфантилизм.

    Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

    Такой "психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.

    5. "Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.

    За этим может стоять все, что угодно.

    1) сниженная потребность познавательных мотивов;

    2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
    3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
    4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви. Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

    8. Итог собрания:        

    Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

    Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.

              Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.

              И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

    Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Например, что 1-го сентября их ребёнок, изменится и станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем ребенок станет настоящим школьником.

    Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время выполнения домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребёнка. От родителей же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учёбы (понятно, что школа и домашние задания требуют всё-таки школьных форм поведения и более серьёзного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».

    Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребёнка с возрастом уменьшается, но если стараться её искоренить, это не принесёт никакой пользы первокласснику. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.

    Очень важно опираться на желание первоклассника учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребёнка, расспрашивают его о школе, делятся с ним своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребёнка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребёнка, как хвалить его или ругать?

    На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для первоклассника особенно важно поощрение родителей. Но хвалить ребёнка – это не просто называть его молодцом или умницей. Поощрение должно быть конкретным: необходимо хвалить не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

    Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребёнку возможность выразить негативные чувства. Первокласснику необходимо родительское понимание. Если кто-нибудь из родителей внимательно выслушает его, признает, что обучение в школе действительно может быть трудным, тем самым поможет ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

    Начало обучения в школе для первоклассника – это прежде всего большие нагрузки. Даже, если ребёнок посещал прогимназию или класс подготовки к школе, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания – всё это создаёт значительное напряжение для нервной системы ребёнка.

    Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, в занятиях с ребёнком. Порой забывается, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

    Приложение

    КАК ОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.

    Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

    Вот некоторые рекомендации. 

    День ребенка: 
    1. Пробуждение.
    2. Выход в школу.
    3. Возвращение из школы.
    4. Домашние задания. (Джайнот "Родители и дети").

    Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

    Но:

    1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

    2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, контруировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

    Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

    Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

    Как это можно сделать?

    1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами (см. Джайнотт).

    2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

    3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

    Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

           Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

           Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально.

    Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

    1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

          Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

             Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

      2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

              Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).


    ДЕНЬ РЕБЕНКА (ПО ДЖАЙНОТТ)

     

    Пробуждение.

    Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

    Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

         Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

    Можно включить погромче радио.

    Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

    Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

    Выход в школу.

    Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

    :"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

    Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

    Возвращение из школы.

    Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

    - Как дела в школе?
    - Нормально.
    - А что сегодня делали?
    - А ничего.
    Что получил? И т.д.

    Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

    "Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

    Пора спать.

    Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

       Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

     Выступление врача на тему: « Физиологические условия адаптации ребенка к школе »

    Врач знакомит родителей с проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Нужно обратить внимание родителей на:

    • Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
    • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
    • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
    • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких  мышц кистей рук.
    • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
    • Организация правильного питания ребенка.
    • Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
    • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

     Выступление психолога на тему: « Психологические условия адаптации ребенка к школе »

    • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
    • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
    • Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
    • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
    • Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
    • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
    • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
    • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
    • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
    • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
    • Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.


    Правила, которые помогут ребенку в общении:

    • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
    • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
    • Не дерись без причины.
    • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
    •   Играй честно, не подводи своих товарищей.
    • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
    • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
    • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
    • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
    • Старайся быть аккуратным.
    • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
    • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

    Фразы для общения с ребёнком.

    Не рекомендуемые фразы для общения: 

    -Я тысячу раз говорил тебе, что…

    -Сколько раз надо повторять…

    -О чём ты только думаешь…

    -Неужели тебе трудно запомнить, что…

    -Ты становишься…

    -Ты такой же как,…

    -Отстань, некогда мне…

    -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

    Рекомендуемые фразы для общения:

    -Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

    -Как хорошо, что  у меня есть ты.

    -Ты у меня молодец.

    -Я тебя очень люблю.

    -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

    -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

    -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

    Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

    1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

    2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

     3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы    сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

    4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

    5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

    6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

    7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

    8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

    9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

    10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

    11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

    12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

    13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

    14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Подготовка руки ребенка к письму"

    Одна из необходимых задач в подготовке детей к школе, над которой мы работаем это «Развитие «ручной умелости» ребенка». В наше время не для кого не секрет, что от развития мелкой моторики зависит...

    Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

    В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

    Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу»

    Конспект родительского собрания  содержит приложения:"Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу" "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"...

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему : «Скоро в школу!»

    Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый...

    Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

    План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

    Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"

    Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

    Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.

    Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...