Консультации для родителей "Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста."
консультация

Анна Петровна Зарубина

Предложены игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_v_d.s.1.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие познавательную активность.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы , но и построение новых ( конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское  экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единственно  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так  и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлении момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное  экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или  руководить  действиями ребенка, но и том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение  этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою, очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета.  Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является  мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку).  В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты, должны быть достаточно сложными. Чем  более сложную  и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того,  чтобы  ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные  объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета.  Его знакомые  и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Хочу предложить  игры для экспериментирования.

Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни  подойдут коробочки с различными затворами, предлагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. задача взрослого: привлечь внимание малыша, вызывать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачку. Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достает спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее. Чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно  считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз -  выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Мы имеет в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические , квадратные и пр.) из тканей, различающихся  фактурой и цветом.  Наполнителями служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетами, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментирования с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Волшебный мешочек. В качестве материала потребуется небольшой  мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные  знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Главное , они должны быть привлекательными по цвету и рисунку.  Играть можно с небольшой группой (трое-четверо детей). Взрослый предлагает по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача – поддерживать любопытство группы («Что же найдет следующий?», « Что он достанет?»). Если ребенок ещё не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, взрослый, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям поддержать ее в руках.

Усложнение. В последующем можно  давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять  содержимое мешочка новыми и неопределенными на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой, каштаном. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладеть представлениями об изменении вещества, позвать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр взрослый обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр  приходится долго  наводить порядок. Однако  не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Наливаем-выливаем. Материал. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

Цель: Учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных – непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

  1. Выливая поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку),  взрослый наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для её заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполняется ли они? Или в бутылке останется вода?
  2. Попробуйте вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором – плавать горизонтально на поверхности воды. Попросите кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.
  3. Откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая запомнится жидкостью, окажется под водой.
  4. Залейте бутылку доверху, закройте крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.
  5. Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженной в воду горлышком вниз, другую постепенно вытаскивайте. Привлеките внимание детей к происходящему.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее та, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

Отметим: во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.

Игры с песком

Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок  был чистым. Как малыши играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки, топают и копают ножками. Годовалый – полуторагодовалый ребенок по –настоящему лепить куличики  не может. Понятно: этому его может обучить только взрослый.  Малыш видит образец и пытается повторить.  Но вот о чем следует  помнить: не менее увлекательно другое занятие  - разрушать куличи. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и … опять исчезло.  Поэтому сердится на эти действия, разумеется, нельзя.

Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, ем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из-под шампуней, кремов.

Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать. А потом раскапывать различные игрушки, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это  напоминает детям их любимую игру в прятки-поиски. Поэтому на глазах у детей можно закопать (только неглубоко) какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку (например,  рыбку) и громко выразить удивление («Ой, смотрите, наша рыбка куда-то уплыла! Попытаемся найти её»). Обычно в ответ на призыв дети  с удовольствием откликаются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая беда вдохновляет на более энергичное  раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

Чему ещё можно научить малышей? Насыпать песок совочком в ведерки (или формочки), утрамбовать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

Детям постарше взрослый показывает, как конструирует из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведерок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное. А другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком полностью или наполовину); обратить внимание : в большое ведерко помещается много песка ( чтобы его напомнить, требуется насыпать много совочков), в маленькое – мало; песок легко заполняет емкость любой  формы.

Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить полпесочницы, а вторую половину оставить сухой. В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок  оживет. Если заселить его обитателями. Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика – принц, из маленьких палочек – солдатики, а из сучка побольше – король или разбойник. Ещё интереснее, если замок будет соединить с сушей откидной мост из небольшой дощечки…

Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушениями и воссозданием песочных замков.  Игры такой направленности могут длится  по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пути повышения речевой активности детей раннего возраста"

Воспитание у детей речевой активности -одна из важнейших задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Игры, развивающие познавательную деятельность детей раннего возраста"

Познавательная деятельность у ребенка формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Роль взрослого заключается н...

Консультация для родителей «Игры развивающие познавательную активность»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе. Для ребят дошкольного возрас...

Консультация для родителей "Игры развивающие познавательную активность у детей"

Консультация для родителей "Игры развивающие познавательную активность у детей"...

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Эта тема родительского собрания, которое прошло во второй группе раннего возраста, выбрана не случайно. Значение познавательной ...