Консультация для родителей "Игры, развивающие познавательную деятельность детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Скопинцева Анастасия Михайловна
Познавательная деятельность у ребенка формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Роль взрослого заключается не только в том, чтобы руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, побуждать любознательность, активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителейC:\Users\настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Glavnoe-nayti-podhod-k-rebenku.jpg

Игры, развивающие

познавательную деятельность

детей раннего возраста

Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Один из главных путей развития познавательной мотивации умственной активности – детское экспериментирование. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Роль взрослого в этом процессе заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, что бы стимулировать его интерес к предметам, побуждать любознательность, активность. Исполнение этой роли предполагает показ интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Только такие предметы вызывает у ребенка любознательность, что является мотивационной основной познавательной активности.

Во – вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятности того, что она вызовет различные исследовательские действия. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную деятельность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжёлый мяч, который трудно катать по полу.

Игрушки, развивающие познавательную активность в раннем возрасте.

КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ. Подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающий по принципу спичечного короба; подвижная крышка типа пенала; коробка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, с застежкой молнией, различные шкатулки. Обучая малыша новым действиям, используют два похода:

1) взрослый показывает, как действовать с коробочкой, совершая эти действия сам, сопровождая свое поведение речью, называя и действия, и предмет;2) если же ребенку что-то не удалось, взрослый берет его руки в свои и помогает ему совершить требуемые действия. Далее используют различные способы стимуляции игры с ней, взрослый только подсказывает, как нужно действовать с игрушкой.

Познавательная деятельность у ребенка считается освоенной, когда он несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

ИГРУШКИ С СЮРПРИЗОМ. При определенном воздействии на игрушку (нажимании кнопки, клавиши, поворотов рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутятся колёсики. Ребенок познает закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений.

ТРЯПИЧНЫЕ ИГРУШКИ. Игрушки с секретом, различные по форме, величине, цвету, фактуре ткани. Это шарики или подушечки наполненные горохом, манкой, гречкой, поролоном, крахмалом, бумагой, лоскутками. Такого рода игрушки можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки

ПОГРЕМУШКИ ИЗ БУТЫЛОК. Аналогичным образом наполняем небольшие пластиковые бутылочки различными наполнителями для этого подойдет: мелкие камушки, горох, крахмал, манка, бумажные конфетки, песок, монетки и другой материал. При манипуляции с бутылочками меняется звук, внешний вид, вес. Можно предложить ребенку высыпать мелкие предметы из бутылочки и показать, как её обратно наполнить.

ИГРЫ С МАГНИТОМ. Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. На лист бумаги положить металлический предмет (монетки, скрепки, железную пуговку) и незаметно для детей двигать магнитом под листом бумаги или столом. Выразить удивление движению, дать потрогать движущиеся предметы и стараться вызывать любопытство по отношению к явлению.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК. Содержимое мешочка разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарики, деревянные грибочки, кукла - голыш, уточка, самолетик, совочек и машинка. Предложить ребенку по очереди отпускать руку в мешочек и взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашёл. Усложненный вариант этой игры: нужно достать предмет, предварительно описав его. Взрослый говорит: «Достань, мягкий, круглый, маленький». Достав предмет из мешочка, малыш должен проверить, правильную ли игрушку взял, перечислив свойства предмета.

ИГРЫ С БУМАГОЙ. Игры с бумагой - это новые возможности игры детей с обычной бумагой, даже с комочками – снежками из тонкой бумаги. Не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки; можно порвать на мелкие кусочки, помять, можно «лепить» скульптуры, складывать самолётики, кораблики, стрелы, изготавливать вертушки. С двух лет детей можно научить пользоваться безопасными округлыми ножницами. Это работа приносит детям большое удовольствие.

ИГРЫ С ВОДОЙ. Таинственные отпечатки, превращение воды, смешивание красок – не только увлекательны, но и полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ, познавать его свойства и возможности. Наливать и выливать воду в сосуды, очень сильно увлекает детей, особенно если сосуды похожей формы, но разного размера, и наоборот; прозрачные или не прозрачные.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. Позволяют овладеть ребенку произвольным дыханием в естественной и увлекательной форме, познать свойства воды.

ИГРЫ С ПЕСКОМ. Обучить ребенка может только взрослый: какой песок сухой или мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый, обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям, их любимую игру в прятки.

ЧЕМУ ЕЩЁ МОЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА? Насыпать песок совочком в ведерки или формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы и лепить из мокрого песка заборчик или башенки. Это даже проще, чем лепить из кулича.

В результате таких «сеансов обучения» ребенок приобретает разного рода сведения:

• он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;

• он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем построит более сложные действия;

• он узнает, каким предметам какие соответствуют действия; это способствует формированию понятий;

• он узнает название действий и названия предметов.

Игры, развивающие познавательную активность в раннем возрасте, проводят с целью, формирование мыслительных процессов и восприятия, обогащение сенсорного опыта. Действуя с игрушками, малыш развивает координацию движений, мелкую моторику. Игрушки способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результатов, приучают ребенка к бережному обращению с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

Консультации для родителей "Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста."

Предложены игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста...

Влияние развивающей предметно - пространственной среды на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста»

Ни  для одного педагога не является секретом то, что маленький ребенок исследователь по своей природе. Для маленького ребенка детство – это период вопросов и ответов. Познавательная деятель...

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста»

Игра – это не только способ развлечения, а «волшебная палочка», способная научить ребенка думать, рассуждать, изобретать и доказывать&helli...

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Эта тема родительского собрания, которое прошло во второй группе раннего возраста, выбрана не случайно. Значение познавательной ...