Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда может оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует формированию чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства.
Предметно-развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, утверждать себя как активного деятеля, позволяет ему проявлять самостоятельность.
Вместе с тем, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает его личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей и потребностей ребенка.
Психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Именно с малышами этого возраста мне очень нравится работать.
Быстротечность и значимость первых трех лет жизни предъявляют особые требования к профессиональному мастерству педагога, а также к организации всего педагогического процесса в целом: воспитателю необходимо увидеть индивидуальность каждого малыша, спрогнозировать «зону ближайшего развития». Кроме этого, в раннем возрасте наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно-исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, который выливается в формирование элементарных представлений и понимание простейших связей и отношений, усиливается преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания взрослых. И моя задача, как педагога, помочь ребенку овладеть этими сложными навыками.
Решение данной задачи возможно только при условии создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. На мой взгляд, именно предметный мир, а не воспитатель должен побуждать ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает возможности для саморазвития ребенка.
Вместе с тем, создавая предметно-развивающую среду, я стараюсь учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности. Ведь каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение и подражание, другие же предпочитают идти самостоятельным путем, решая возникающие проблемы методом проб и ошибок.
Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, в которой каждый ребенок мог бы проявить свои индивидуальные потенциальные способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Цель работы:
Создание оптимальных условия для целостного развития детей раннего возраста с проблемами зрения посредством тематического преобразования развивающей среды группы при совместной деятельности педагога и ребенка.
Основные задачи работы:
- Формировать у детей представления о предметах ближайшего окружения и простейших связях между ними.
- Развивать восприятие, память, внимание, мышление.
- Пополнять словарный запас детей, развивать речевые возможности, способствовать тому, чтобы речь стала полноценным средством общения детей со сверстниками и взрослыми.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Прогнозируемый результат:
- Расширение у детей представлений об окружающем.
- Расширение активного словаря детей.
- Развитие познавательной деятельности:
а) Формирование сенсорных эталонов:
- цвета: желтый, красный, синий, зеленый (черный, белый, к концу года: оранжевый)
- форма: треугольник, квадрат, круг
- величина: большой, маленький (формирование навыков сериации)
б) Развитие познавательной мотивации
- Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики
- Развитие ориентировки в пространстве
- Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Этапы работы:
- Разработка содержания тематических занятий, игровых ситуаций.
- Изготовление дидактических пособий, атрибутов с целью внесения их в группу для преобразования развивающей среды.
- Разработка диагностики (определение методики и критериев диагностики)
Методы работы:
Игровой | Наглядный | Словесный | Практический |
|
|
|
|
Формы работы:
Регламентируемая деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
|
|
|
Средства:
Технические | Материальные | Культурные |
МагнитофонФонотека (аудиозаписи: детские песенки, «Звуки природы», «Голоса птиц и животных», «Звуки транспорта») |
|
|
Педагогические технологии:
- Элементы развивающих игр В.П. Никитина
- Элементы системы Л.А. Венгера по сенсорному развитию детей раннего возраста
- Дидактические материалы М.Монтессори
- «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» Л.В. Рудакова
СОДЕРЖАНИЕ
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Игрушки |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Овощи и фрукты. Осень |
|
|
12. Игрушки (в качестве сюрпризного момента). |
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Домашние животные |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Дикие животные. Зима. |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Транспорт |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Посуда. Весна. |
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель диагностики:
Отслеживание результативности влияния преобразования развивающей среды на целостное развитие детей раннего возраста при совместной деятельности педагога и ребенка.
Методы диагностики:
- Игровая диагностика
- Наблюдения
- Моделирование
- Анализ продуктов деятельности
Критерии:
- Познавательная активность:
Исследует новые предметы, производит с ними действия, пытается включить новые элементы развивающей среды в свою деятельность.
- Познавательная деятельность:
Ребенок выделяет свойства предмета (размер, цвет, форма), использует данные свойства в своей деятельности в зависимости от игровой ситуации.
- Речевая деятельность:
а) Понимает, выделяет новые слова и фразы в речи взрослого, обращенной к ребенку, выполняет задания взрослого с предложенными предметами.
б) Активно использует новые отдельные слова и фразы во внешней речи для самоорганизации деятельности.
в) Задает вопросы и адекватно отвечает на вопросы взрослого.
- Игровая деятельность
Изменяет содержание игровой деятельности и включает новые игровые действия.
- Эмоциональная включенность
Проявляет устойчивый интерес, желание к игровой деятельности.
- Зрительно-моторная координация и мелкая моторика.
Точность движений. Переключаемость движений. Скоординированность.
- Ориентировка в пространстве
Умеет ориентироваться в группе. Имеет элементарные представления о собственном теле. Умеет ориентироваться относительно себя (руки вверх, присесть, наклон вниз и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»
Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...
Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста
В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»Цель.Развитие п...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временн...
Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...