Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryukova.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

  Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда может оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует формированию чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства.

Предметно-развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, утверждать себя как активного деятеля, позволяет ему проявлять самостоятельность.

Вместе с тем, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает его личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей и потребностей ребенка.

Психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Именно с малышами этого возраста мне очень нравится работать.

Быстротечность и значимость первых трех лет жизни предъявляют особые требования к профессиональному мастерству педагога, а также к организации всего педагогического процесса в целом: воспитателю необходимо увидеть индивидуальность каждого малыша, спрогнозировать «зону ближайшего развития». Кроме этого, в раннем возрасте наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно-исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, который выливается в формирование элементарных представлений и понимание простейших связей и отношений, усиливается преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания взрослых. И моя задача, как педагога, помочь ребенку овладеть этими сложными навыками.

Решение данной задачи возможно только при условии создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. На мой взгляд, именно предметный мир, а не воспитатель должен побуждать ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает возможности для саморазвития ребенка.

Вместе с тем, создавая  предметно-развивающую среду,  я стараюсь учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности. Ведь каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение и подражание, другие же предпочитают идти самостоятельным путем, решая возникающие проблемы методом проб и ошибок.

Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, в которой каждый ребенок мог бы проявить свои индивидуальные потенциальные способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Цель работы:

Создание оптимальных условия для целостного развития детей раннего возраста с проблемами зрения посредством тематического преобразования развивающей среды группы при совместной деятельности педагога и ребенка.

Основные задачи работы:

  1. Формировать у детей представления о предметах ближайшего окружения и простейших связях между ними.
  2. Развивать восприятие, память, внимание,  мышление.
  3. Пополнять словарный запас детей, развивать речевые возможности, способствовать тому, чтобы речь стала полноценным средством общения детей со сверстниками и взрослыми.
  4. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Прогнозируемый результат:

  1. Расширение у детей представлений об окружающем.
  2. Расширение активного словаря детей.
  3. Развитие познавательной деятельности:

а)         Формирование сенсорных эталонов:

  1. цвета: желтый, красный, синий, зеленый (черный, белый, к концу года: оранжевый)
  2. форма: треугольник, квадрат, круг
  3. величина: большой, маленький (формирование навыков сериации)

б)         Развитие познавательной мотивации

  1. Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики
  2. Развитие ориентировки в пространстве
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Этапы  работы:

  1. Разработка содержания тематических занятий, игровых ситуаций.
  2. Изготовление дидактических пособий, атрибутов с целью внесения их в группу для преобразования развивающей среды.
  3. Разработка диагностики (определение методики и критериев диагностики)

Методы работы:

Игровой

Наглядный

Словесный

Практический

  1. Дидактические игры
  2. Специально организованные игровые ситуации
  3. Внесение в группу (внезапное появление) объектов, игрушек
  1. Кратковременные наблюдения
  2. Рассматривание  предметных и сюжетных картин и иллюстраций, разнообразных предметов.
  3. Показ способа действий
  1. Рассказ педагога с демонстрацией наглядного материала (предметы и их изображение)
  2. Чтение художественной литературы
  1. Простейшие опыты и эксперименты
  2. Упражнения: повторение ребенком практических действий в разнообразных видах деятельности

Формы работы:

Регламентируемая деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

  1. Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи
  2. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию
  1. Дидактические игры по сенсорике, по развитию речи
  2. Развивающие игры
  3. Создание специальных игровых ситуаций для стимулирования игровой, познавательной деятельности детей
  4. Театрализованная деятельность
  1. Игровая деятельность
  2. Конструктивная деятельность
  3. Художественно-изобразительная деятельность
  4. Театрализованная деятельность

Средства:

Технические

Материальные

Культурные

Магнитофон

Фонотека (аудиозаписи: детские песенки,  «Звуки природы», «Голоса птиц и животных», «Звуки транспорта»)

  1. Дидактические игры, пособия, атрибуты
  2. Развивающие игры
  3. Настольно-печатные игры
  4. Разнообразные виды игрушек
  5. Иллюстрации и картины
  6. Различные виды театра
  1. Малые формы фольклора и русского народного творчества (потешки, песни, загадки, пестушки, детские стихи)
  2. Художественная литература (по возрасту детей)

Педагогические технологии:

  1. Элементы развивающих игр В.П. Никитина
  2. Элементы системы  Л.А. Венгера по сенсорному развитию детей раннего возраста
  3. Дидактические материалы М.Монтессори
  4. «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» Л.В. Рудакова


СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Игрушки

  1. Учить узнавать и выделять игрушки в предметно-развивающей среде.
  2. Упражнять детей в названии игрушек и их основных признаков
  3. Учить детей предметно-игровым действиям с игрушками.
  4. Развивать зрительное внимание, умение находить одинаковые игрушки в группе, обозначать результат словами "такая же", "такой же".
  5. Учить узнавать на картинках знакомые игрушки, называть их.
  6. Формировать восприятие пространства.
  7. Активизировать словарь детей за счет названий игрушек, их признаков, действий с ними.
  8. Формировать обобщающее понятие игрушки и введение его в активный словарь детей.
  9. К.З: Формировать у детей представления о сенсорных эталонах, цвете и величине.
  1. Игровая ситуация «Кто у нас в гостях?»
  2. И.С. «Игрушки потерялись»
  3. Занятие «Дети играют»
  4. Рассматривание картины из серии «Мы играем»
  5. И.С. «Построй, как я»
  1. Игрушки разного цвета и размера: машинки, пирамидки, неваляшка, мячики, куклы, игрушки-животные.
  2. Предметные картинки
  3. Различные виды конструктора.
  4. Сюжетная картина.
  1. «Корзинка с игрушками».
  2. «Найди картинку»
  3. «Сложи картинку» (из 2-х частей)
  4. «Найди игрушку»
  5. «Найди такую же»
  6. «Дорожка для машины» (конструктор)

Тема

Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Овощи и фрукты. Осень

  1. Учить различать овощи и фрукты по внешнему виду.
  2. Совершенствовать тактильное восприятие при обследовании предметов.
  3. Формировать умение узнавать овощи и фрукты на картинках по их силуэтному и контурному изображению.
  4. Способствовать  пониманию обобщающего значения слов «овощи», «фрукты».
  5. Продолжать развивать активный словарь детей за счет слов «овощи», «фрукты», «урожай», «осень», «растет», «грядка».
  6. К.З.:  Закреплять представление о сенсорных эталонах: величина (большой, маленький), цвет (красный, желтый, синий, зеленый).
  7. К.З.: Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза.
  8. К.З.: Продолжать формировать пространственное восприятие.

  1. Создание в группе макета, моделирующего элемент улицы с  признаками осени.
  2. Игровая ситуация «Что нам осень подарила?»
  3. Занятие «Что выросло на грядке?»
  4. Занятие «Что растет на дереве?»
  5. Игровая ситуация (И.С.) «Путешествие в осенний лес»
  6. И.С. «Собери урожай»
  7. И.С. «Ходит осень по дорожке»
  8. Театрализованная деятельность «Репка»
  1. Большие макеты деревьев с осенними листочками
  2. Предметные картинки овощей и фруктов.
  3. Сюжетные картины из серии «Мы играем» («Осень»)
  4. Оформление воздушной среды элементами осенних признаков.
  5. Внесение корзин с овощами и фруктами (пластмассовые муляжи)
  6. Овощи и фрукты натуральные.
  7. Деревянные елочки и грибочки (большие и малые)
  8. Две корзины (большая и маленькая)
  9. Осенние листья из дермантина.
  10. Букет осенних листьев.
  11. Настольный театр.

12. Игрушки (в качестве сюрпризного момента).

  1. «Что растет на грядке»
  2. «Узнай по вкусу»
  3. «Узнай и назови»
  4. «Сварим суп»
  5. «Елочки и грибочки»
  6. «Листок, лети ко мне»
  7. «Помоги ежику»
  8. «Раскрась листочки»

Тема

 Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Домашние животные

  1. Формировать обобщающее понятие «Домашние животные»
  2. Учить выделять и называть характерные признаки внешнего вида домашних животных (цыпленок – клюв, перышки, крылья; кошечка – усы, длинный хвост, мягкая, пушистая и т.д.)
  3. Познакомить с особенностями поведения животных (бегает, прыгает, лакает, лает и т.д.)
  4. Формировать умение  различать взрослых животных и их детенышей.
  5. Упражнять в  звукоподражании  голосу животных (мяу-мяу, гав-гав, ку-ка-ре-ку и т.д.)
  6. Активизировать речь детей за счет слов: клюв, клювик, клевать, цыплятки, мягкая, пушистая, шерсть.
  7. К.З.: Способствовать активизации цветовосприятия.
  8. К.З.: Обучать  целенаправленному рассматриванию.
  9. К.З.: Развитие фиксации взора.
  10. К.З.: Способствовать развитию зрительной памяти.
  1. И.С. «Кто с нами рядом живет»
  2. И.С. «У кого какая мама»
  3. Занятие «Рассматривание картины «Петушок с семьей»
  4. И.С. «Птичий двор»
  5. Занятие «Домик для животных» (конструирование).
  6. Театрализованная деятельность «Курочка Ряба»
  1. Предметные и сюжетные картинки домашних животных.
  2. Игрушки (кошка, собака, петух, корова, курица, цыплята)
  3. Мелкие игрушки (заводные)
  4. Шапочки-маски.
  5. Плоскостной театр.
  6. Макет дома.
  1. «Кто как кричит»
  2. «Поможем бабушке собрать животных»
  3. «Кто ушел?»
  4. «Найди киске мячик»
  5. «Найди маму»
  6. «Найди домик»
  7. Рассели животных

Тема

Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Дикие животные. Зима.

  1. Дать детям представления о диких животных.
  2. Учить различать характерные признаки внешнего вида, чем питаются, где живут.
  3. Закреплять представления о зиме и зимних явлениях.
  4. Активизировать словарь детей за счет слов: пушистая, хитрая, рыжая, косолапый, длинноухий, берлога, метель, снегопад, морозно, снежки.
  5. Учить различать взрослых животных и их детенышей.
  6. Закреплять понятия «большой», «маленький»
  7. К.З.: Продолжать развивать зрительное внимание и память, ориентировку в пространстве.
  8. К.З.: Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза.
  1. Создание в группе макета, моделирующего элемент улицы с  признаками зимы.
  2. И.С. «Путешествие в зимний лес»
  3. Занятие «Кого мы встретили в лесу»
  4. Занятие «Гости из леса»
  5. И.С.: «В гости к нам зима пришла»
  6. Театрализованная деятельность «Колобок»
  1. Предметные и сюжетные картинки «Дикие животные»
  2. Игрушки: заяц, волк, лиса, медведь.
  3. Снежки из ваты.
  4. Макеты деревьев зимнего леса.
  5. Плоскостной и пальчиковый театр.
  6. Шапочки-маски.
  7. Фигурки животных.
  1. «Кто ушел»
  2. «Поставь возле»
  3. «Кто с кем живет»
  4. «Большой - маленький»
  5. «Угости зайца морковкой»
  6. «Во что играем мы зимой»
  7. «Найди маму малышам»

Тема

Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Транспорт

  1. Дать детям представления о видах транспорта.
  2. Учить различать автомобили по их назначению (легковой – для перевозки пассажиров, грузовые – для перевозки разных грузов).
  3. Закреплять в активном словаре обобщающее понятие «Транспорт».
  4. Учить различать предметы транспорта по величине (большие и маленькие грузовые машины)
  5. Учить узнавать изображенный транспорт на предметных (в цветном и силуэтном изображении) и сюжетных картинках «Транспорт».
  6. Активизировать словарь детей за счет слов «грузовой», «легковой», «трамвай», «троллейбус», «автобус»
  7. К.З.: Формировать зрительно-моторную координацию.
  8. К.З.: Формировать все виды прослеживающей функции глаза (горизонтальную, вертикальную и прослеживание по кругу)
  1. И.С. «К нам приехала машина»
  2. Занятие «На чем люди ездят»
  3. И.С. «Прокати зверюшек»
  4. Занятие «Едем в гости»
  5. И.С. «Гараж для машины»
  6. И.С. «Большое путешествие»
  7. Экспериментирование (лодочка плавает в воде)
  1. Предметные и сюжетные картинки различных видов транспорта.
  2. Игрушки (машины легковые и грузовые, автобус, самолет, лодочка)
  3. Игрушки (заяц, собачка, кошка)
  4. Набор геометрических фигур (плоскостные фигуры на ковролине).
  5. Деревянный конструктор.
  6. Стол-ванна для экспериментирования.

  1. «Делай машинку»
  2. «Что лишнее?»
  3. «Силуэты и изображения»
  4. «Едем, едем мы домой» (лабиринты)
  5. Собери машину
  6. Куда поехала машина?
  7. «Найди такую же»

Тема

Задачи

Форма работы

Атрибуты

Дидактические игры

Посуда. Весна.

  1. Закреплять обобщающее понятие «Посуда»
  2. Закреплять представления о весне и признаках весны.
  3. Познакомить с разными видами посуды, ее названием,   назначением.
  4. Закреплять представления об использовании предметов посуды.
  5. Активизировать словарь детей за счет слов «кастрюля», «чайник», «сахарница», «сковородка»
  6. Формировать умение находить необходимые предметы в окружающем пространстве и выполнять с ними элементарные действия по словесной инструкции взрослого (положи…, поставь…, принеси…).
  7. Учить видеть и выделять части предмета (носик, крышка, ручки,)
  8. К.З.: Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  9. К.З.: Обогащать сенсорный опыт детей.
  1. Создание в группе макета, моделирующего элемент улицы с  признаками весны.
  2. И.С. «Поездка в весенний лес»
  3. И.С. «Что весна нам принесла»
  4. Занятие «Веселое путешествие»
  5. И.С. «В гостях у мишек»
  6. Занятие «Собери сервиз»
  7. И.С. «Будем пить чай»
  8. И.С. «Угостим куклу »
  1. Предметные картины с разными видами посуды.
  2. Набор посуды.
  3. Наборы посуды, отличающиеся по размеру (большой, средний, маленький)
  4. Разрезные картинки с изображением посуды (2 части)
  5. Предметные картинки с изображением солнца, травки, снега, птиц.
  6. Поезд – модули, речка - ткань, макеты деревьев весеннего леса.
  7. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат)
  1. «Выложи мостик через речку»
  2. «Помоги Мишке»
  3. Найди блюдце для чашки»
  4. «Чего не стало?»
  5. «Сложи правильно»
  6. «Наведем порядок»
  7. «Поставь правильно»


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Цель диагностики:

Отслеживание результативности влияния преобразования развивающей среды на целостное развитие детей раннего возраста при совместной деятельности педагога и ребенка.

Методы диагностики:

  1. Игровая диагностика
  2. Наблюдения
  3. Моделирование
  4. Анализ продуктов деятельности

Критерии:

  1. Познавательная активность:

Исследует новые предметы, производит с ними действия, пытается включить новые элементы развивающей среды в свою деятельность.

  1. Познавательная деятельность:

Ребенок выделяет свойства предмета (размер, цвет, форма), использует данные свойства в своей деятельности в зависимости от игровой ситуации.

  1. Речевая деятельность:

а) Понимает, выделяет новые слова и фразы в речи взрослого, обращенной к ребенку, выполняет задания взрослого с предложенными предметами.

б) Активно использует новые отдельные слова и фразы во внешней речи для самоорганизации деятельности.

в) Задает вопросы и адекватно отвечает на вопросы взрослого.

  1. Игровая деятельность

Изменяет содержание игровой деятельности и включает новые игровые действия.

  1. Эмоциональная включенность

Проявляет устойчивый интерес, желание к игровой деятельности.

  1. Зрительно-моторная координация и мелкая моторика.

Точность движений. Переключаемость движений. Скоординированность.

  1. Ориентировка в пространстве

Умеет ориентироваться в группе. Имеет элементарные представления о собственном теле. Умеет ориентироваться относительно себя (руки вверх, присесть, наклон вниз и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста

В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...

Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»

Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных  у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»Цель.Развитие п...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временн...

Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...