Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
материал (младшая группа) по теме

Крамарь Елена Александровна

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kraevoy_seminar.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста

с нарушениями зрения в условиях

неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

  1. Актуальность проблемы развития детей с ОВЗ в условиях современного общества, начиная с раннего дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения. Наиболее острой проблемой является медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений зрения у детей.

Под зрительными нарушениями подразумевают снижение зрительных функций, к которым относятся:

центральное зрение или острота зрения;

цветоощущение;

светоощущение или темновая адаптация;

бинокулярное или стереоскопическое зрение.

В связи с тем, что для жизнедеятельности человека наибольшее значение имеет первая из пяти перечисленных функций, лиц со значительно сниженной остротой зрения именуют людьми со зрительными нарушениями.

Приказ Министерства здравоохранения от 4 июля 1991 года № 117 содержит медицинские показания, на основании которых ребёнок в возрасте до 16 лет признаётся инвалидом. В нём учитывается не только острота зрения, но и состояние других функций зрительного анализатора. Слепые и слабовидящие составляют контингент инвалидов по зрению. Слово «инвалид», буквально переводимое с латыни как «недействительный, неосновательный», за рубежом уже сегодня выходит из употребления, а его применение к людям с нетипичной внешностью и потребностями считается нарушением их прав. В 1997 году в нашей стране принята новая концепция инвалидности, в соответствии с которой «инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

Охрана зрения населения относится к числу важных медико-социальных проблем современного общества, что обусловлено не только уникальной ролью зрительного анализатора в познании и преобразовании мира, но и главным образом возрастающей распространенностью слепоты у населения земного шара. Число инвалидов по зрению в России за последнее десятилетие значительно выросло. Зрительные расстройства у каждого второго инвалида по зрению в возрасте 19-50 лет возникли в детском возрасте.

  1. Взаимодействие работников ДОУ с социумом ребёнка: с семьёй, лечащим врачом, узкими специалистами, органами социальной защиты населения.

Появление в семье ребёнка, имеющего зрительный дефект, почти всегда вызывает у родителей сильный эмоциональный стресс, порождает тревогу, растерянность перед неопределённостью перспектив развития ребёнка. Возникает большое количество вопросов: «Сможет ли ребёнок нормально развиваться?», «Как скажется снижение зрения на его умственном и физическом развитии?», «Как будут относиться к нему другие люди?». Опыт специалистов-педагогов показывает, что многие родители слабовидящих детей, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание психическому развитию своего ребёнка.

С первого октября 2010 года в первую младшую группу нашего учреждения поступила  Есипенко Соня, девочка-инвалид по зрению с диагнозом «альбиноc». Альбинизм – от латинского белый, врождённое отсутствие пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз. У человека частота рождения альбиносов - один на 20-40 тыс. человек.

Пока  родители с Соней проходили медицинское обследование и очередной  раз (каждый квартал) в краевой больнице, наш педагогический коллектив поставил перед собой задачу изучить опыт работы тифлопедагогики, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка с нарушениями зрения и возможность помочь самому ребёнку и родителям  создать благоприятную атмосферу в воспитании, развитии и обучении девочки в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения, как наш.  Воспитатели первой младшей группы собрали банк данных о ребёнке, о его семье и социальном окружении. Оформили альбом с фотографиями из жизни Сони: как она проводит дома свободное время с мамой и папой (совместные походы в парк, на стадион, на рыбалку, на природу, на станичные детские праздники, семейные праздники). Старшая медсестра получила рекомендации у лечащего врача Сони в центральной районной поликлиники по работе с ребёнком с данным заболеванием. Получили рекомендации от районного врача-психиатра, педагога-психолога. Обращались за помощью за разъяснениями в управление социальной защиты населения: какими социальными льготами пользуются родители детей-инвалидов.

  1. Создание развивающей среды в групповой ячейке и на игровой площадке первой младшей группы, в которой воспитывается ребёнок-инвалид с нарушением зрения.

Путь развития слабовидящего ребёнка труден, и помочь ему преодолеть препятствия на этом пути должны прежде всего родители, создавая адекватную сенсорную и предметную среду и в какие специальные развивающие игры они могут играть со своими детьми. В неспециализированном образовательном дошкольном учреждении, согласно рекомендаций узких специалистов, развивающая среда именно в группах младшего дошкольного возраста ничем не отличается. Игрушки и пособия все красочные, яркие, крупного размера, соответствуют индивидуальными особенностями  детей данного возраста. Применение средств наглядности осуществляется с учётом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящий ребёнок составляет словесное описание, зрительно доступны.

  1. Методическая и консультативная работа с коллективом ДОУ, семьёй и ближайшим окружением ребёнка.

В штатном расписании ДОУ  из узких специалистов имеются учителя-логопеды. Заведующая, старший воспитатель, воспитатель и учитель-логопед имеют по диплому дополнительные специальности педагога-дефектолога. Наметили план работы:

На совещаниях при заведующей, пятиминутках, методических часах и других формах педагогической деятельности изучили методическую литературу в данном направлении работы: Л.И.Фильчиковой, М.Э.Бернадской, О.В.Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста» (2004 г.); С.В.Кузнецовой, Е.В.Котовой, Т.А.Романовой «Система работы с узкими специалистами ДОУ» (2008 г.); программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения),  Т.Б.Епифанцевой, Т.Е.Кисиленко и других авторов «Настольную книгу педагога-дефектолога» (2005 г.);  энциклопедии, статьи из журналов и интернет-сайтов по данной проблеме.

Пригласили на консультации и беседы родителей, которым предложили помощь в обучении ребёнка преодолеть трудности, вызываемые нарушением зрения.  Подготовили для родителей и педагогов первой младшей группы консультации в виде альбомов с играми по развитию зрительно-двигательной и социально-бытовой ориентировки, осязания и мелкой моторики; папок-передвижек, оформили уголок «В помощь малышу» с информацией о самом заболевании «альбинос», о профилактике  и  коррекционной работе.

   

  1. Обеспечение оптимальных, щадящих и комфортных условий для системного, непрерывного воспитания и обучения ребёнка раннего дошкольного возраста с ОВЗ.

Вся воспитательно-образовательная работа с Соней построена на личностно-ориентированном подходе. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Ей не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, она должна знать о том, что её любят. Развитие потребности в общении, обучение и воспитание слабовидящего ребёнка имеют те же задачи и осуществляется теми же методами, способами и приёмами, что и со зрячими детьми.

Предметная деятельность слепых и слабовидящих развивается медленно, её формирование затягивается до 3-4-летнего возраста из-за задержек развития её двигательных компонентов; проявляется тесная зависимость психического развития ребёнка с нарушением зрения от обучения.

Отставание в развитии локомоций, длительная задержка самостоятельного хождения и в связи с этим ограниченное освоение пространства значительно ограничивают сферу предметной деятельности, что влечёт за собой большую зависимость  ребёнка от взрослого.

В психологическом развитии главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребёнка теми же темпами, как и у зрячих, только более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Сложные и серьёзные задачи встают перед ребёнком с нарушениями зрения в период его дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, которая связана с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.

В это же время начинается формирование обобщённых способов познания окружающих предметов в конкретной практической деятельности с опорой на речь. Предметная деятельность обеспечивает развитие процессов восприятия, их дифференциацию.

Во время проведения режимных моментов, занятий, игровой деятельности педагоги находятся всегда рядом с Соней, чаще всего используются тактильные ощущения и многократное словесное повторение действий. Двигательная активность на музыкальных и физкультурных занятиях и во время игровой деятельности, по рекомендациям лечащего врача, ограничена. Речь педагога служит примером, она образная, выразительная и эмоционально окрашенная. Отбор литературного материала воспитатели строят с учётом знаний детей и их интеллектуальных возможностей. Учат ребёнка видеть в реальных предметах в их взаимосвязях и пространственных отношениях сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объёмных тел. Педагоги способствуют формированию у ребёнка реальных представлений об окружающем мире и жизни человека, в первую очередь близкое окружение в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. На всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности учат поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки. Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья  физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, поэтому значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию, микроориентировки.

В работе педагогов имеются трудности, так как адаптационный период к дошкольной среде затягивается, это заключается в частом  отсутствии Сони по прохождению лечения в стационаре.  После чего  начинается всё заново.

Компенсация  нарушения зрения является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребёнка.

Важным моментом в компенсации является вера в ребёнка, в потенциальные возможности его развития. Растущему ребёнку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате нарушения зрения. Именно формирование полноценной личности слабовидящего ребёнка и является конечной целью нашей совместной (медико-психолого-педагогической) работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича...