Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича
статья по коррекционной педагогике на тему

Мейер Екатерина Геннадьевна

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_voskobovichu.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича

Процесс адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения зависит от того, как у него формируются определённые знания, умения и навыки, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться к социальному окружению.

 Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, так как у него совершенно иные представления об окружающем мире. У таких детей осложнено формирование представлений о цвете, форме, величине, пространственном местоположении предмета  (удалённость, глубина, высота); дети с патологией зрения затрудняются в овладении пространственными представлениями ( направление влево -вправо, вверх- вниз, под, над и т.д), практической микро – и макроориентировке; ограничены различительные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия. Расстройство глазодвигательных функций обусловливает сужение поля зрения; ограничение обзорных возможностей ведёт к замедленному зрительному анализу, малой двигательной активности, процесс зрительного восприятия растягивается во времени, и потому требует словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.

Сделать более комфортным  процесс адаптации ребёнка с НЗ поможет правильно организованная игровая деятельность и окружающая обстановка

Почему мы обратились к технологии развивающих игр В.В. Воскобовича?

- Материал доступный, ребёнок получает от процесса игры удовольствие

-Знакомство с пособиями способствует развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации.

- Включая детей с ОВЗ  в игровое пространство через  пособия В.В. Воскобовича, развиваем  не только эмоционально – волевую сферу ребёнка, но и его интеллектуальные способности.

Игры Воскобовича В.В – это прекрасная развивающая сенсорная среда для детей раннего возраста с НЗ, в которой ребёнок получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями, помогает выработать навыки быстрого переключения внимания, развить зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, упражняет глазодвигательную систему, что в свою очередь способствует восстановлению нарушенного зрения.

Благодаря безопасности и яркости этих пособий, ребёнок увлекается игрой и погружается в этот процесс практически самостоятельно.

Манипулируя с предметами через игру, происходит математическое развитие детей раннего возраста. Математическое развитие детей в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития, т.е. представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов – некоторых особенностей форм, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве.

Мы можем разделить взаимодействие детей с пособиями условно на три этапа.

Первый этап относится к самому началу посещения ребёнка детского сада. Когда он еще только «вливается» в дошкольную среду и начинает исследовать новые условия. В этот период он знакомится с персонажами и играми в свободном доступе. Мы предлагаем поиграть с пчелкой  Жужей, которая затем приглашает ребёнка в волшебный мир игр. Там дети знакомятся с «Корабликом Плюх – Плюх», «Чудо – сотами», «Чудо – Крестиками» и т.д.

Педагог показывает детям, что в играх есть детали разного цвета. Все они выкладываются и вкладываются обратно в свои домики. Здесь важно не ставить цель научить чему-то малыша, нужно лишь показать ему игры и их функционал, называя игры своими названиями.

Ко второму этапу мы относим не только знакомство детей с играми и их частями, но и предлагаем поиграть в простые игры. «Пчелка Жужа несла в ведерке соты и по дороге потеряла несколько частей. Давайте  посмотри в какой соте не хватает части?». Здесь мы уже активно вводим названия цветов, размеров частей сот и предлагаем найти место для каждой части. Так же в гости к детям прилетает не только Пчелка Жужа, но и звери из Цифроцирка. Дети не запоминают цифры, им нравится смотреть на картинки и по картинкам, соединяя название с изображением, находят того, кто спрятался за цветными квадратами. Это начало развития произвольной памяти, которая в дошкольном возрасте становится предшественником благоприятного обучения в школе ребёнка. После не сложных манипуляций, дети могут собирать все больше и больше частей и выстраивать различные узоры.

Третий этап относится чаще всего ко второму полугодию, там, где появляется в совместной деятельности сюжет, или какой - то замысел. Мы вместе можем решать уже не сложные задачи, и с помощью игр продолжать развивать творческое мышление у детей.

Дети уже знают, что на кораблике «Плюх – плюх» можно поворачивать флажки в разные стороны, снимать их и снова одевать на мачты. Поэтому мы уже можем оказаться в открытом плаванье, и когда подует ветер, поинтересоваться у детей, что же произошло с флажками. Вариант уже не один, их несколько и у каждого он свой. Если пчелка захочет отправиться в путешествие на машине, дети решают не сложную задачу, где взять машину. Собрать ее из чудо – крестиков и отправиться в путь. Все это помогает понять детям, что вариантов решения задач множество. И в стране волшебных игр можно придумывать и выдумывать очень много, что помогает проявлять детям и непосредственность и желание двигаться дальше.

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы, что  включение  развивающих игр Воскобовича В.В., делает процесс адаптации детей с НЗ к детскому саду менее длительным и менее напряженным. Качественно меняется желание посещать детский сад с негативного на положительное, снижается психосоматические реакции детей с НЗ на адаптационные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...