Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения
статья по теме

Рудкович Анна Викторовна

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Рудкович Анна Викторовна – педагог-психолог СРП

ГБОУ города Москвы начальная школа-детский сад № 1889

г.Москва

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего возраста.

Наиболее важными факторами, влияющими на развитие ребенка раннего возраста являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, структура семьи, а так же стиль воспитания и общения в семье.

Опыт наблюдения за взаимоотношениями родителей со своими детьми, имеющими отклонения в развитии показывают, что родители чаще находятся с стрессовом состоянии, которое выражено или в скрываемом эмоциональном отвержении или повышенной моральной ответственности. Повышенная моральная ответственность не позволяет родителям адекватно оценивать ребенка и его перспективы развития.

Трудности, которые испытывают родители, имеющие ребенка раннего возраста с нарушением в развитии, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка с отклонениями в развитии структурно деформирует семью. Многие родители  в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными, что, в свою очередь, негативно сказывается на эмоциональном и психическом развитии ребенка.

В таких семьях не только дети нуждаются в психолого-педагогической помощи, но и родители.

В нашем учреждении Служба ранней помощи функционирует с 2007 года, которую посещают ежегодно 12-16  семей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения от 1 года до 3 лет.

Нами была проведена работа по изучению особенностей детско-родительских отношений в семьях, посещающих структурное подразделение Служба ранней помощи и определению направлений коррекционной работы с семьями.

В исследовании приняли участие 32 семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих нарушения в развитии: ретинопатия недоношенных разной степени, косоглазие, амблиопия, зрительные нарушения в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, микрофтальм, помутнение стекловидного тела, гидроцефалия, дети со множественными нарушениями развития.

В своем исследование мы использовали различные методы диагностики: беседа с родителями, анкетирование родителей, «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис), «Семейно обусловленное состояние»  (Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис), наблюдение за взаимодействием родителя с ребенком в игровой деятельности по инструкции, наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка в свободной деятельности.

Первая группа задач была направлена на изучение внутрисемейных отношений.

Анализ результатов по методике «Семейная социограмма», показал, что не во всех семьях благополучная внутрисемейная атмосфера, наличие конфликтов, что и подтвердили в беседе сами испытуемые. В некоторых семьях присутствует непринятие ребенка с нарушением развития. Но для некоторых ребенок с ОВЗ в центре значимости, что говорит о наличии симбиотических связей, о принятии ребенка родителями или родителем. Есть семьи, в которых мы можем говорить об активном взаимодействии других членов семьи с ребенком с нарушенным развитием, активным их участием в жизни и развитии ребенка.

После этого мы предложили родителям нарисовать «идеальную» семью, ту в которой бы они хотели жить. Анализируя данные результатов по методике «Семейная социограмма» - рисование идеальной семьи, необходимо отметить следующую тенденцию. Увеличилось количество родителей, которые хотели бы укрепление симбиотических связей, сплочения семьи, преодоления конфликтных ситуаций с членами семьи и родственниками, в принятии своего ребенка с проблемами в развитии.

При проведении методики «Семейно обусловленное состояние», направленной на выяснение состояний родителей в семье были получены следующие результаты.

Состояние общей неудовлетворенности было зафиксировано 38 % (12 чел.), нервно-психическое напряжение у 34 % (11 чел.), и семейная тревожность у 56 % (18 чел.).

Как показывают результаты исследования, семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии, свойственно наличие эмоционально негативных состояний, что, в свою очередь может сказаться и на психическом развитии ребенка раннего возраста с ОВЗ.

Вторая группа задач была направлена на изучение взаимодействия ребенка и родителя в игровой деятельности. Для решения этой группы задач мы использовали целенаправленный метод наблюдения за игрой ребенка и родителя. В ходе исследования велась видеозапись с целью ее дальнейшего изучения. Результаты обрабатывались выделенными нами критериям: поведение родителя по типу «сотрудничество» и поведение родителя по типу «доминирование».

Родителю предлагалось выбрать любую игрушку в кабинете и поиграть с ребенком так, как они играют дома.

Взаимодействие по типу «сотрудничество» – 22 % (7 чел.). Для родителей было свойственно в игре спокойствие и уверенность в игре, предоставление свободы передвижения ребенка.

Взаимодействие по типу «доминирование» – 78 % (25 чел.). Для родителей характерно одергивание ребенка, суетливость, нервозность, старались ребенка удержать около себя, ограничивали инициативу ребенка.

После проведения анализа результатов диагностической работы нами были определены направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения:

Диагностическая работа

Индивидуальное консультирование

Индивидуальные и групповые игровые сеансы в диаде «родитель – ребенок»

Групповые занятия с родителями

Посещение семьи на дому

Ведение «Дневника родителя»

С учетом того, что ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является эмоциональное общение со взрослыми, проводится работа с родителями и детьми, которая направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка и мамы, развитие доверительных отношений. Базовыми средствами на занятиях являются стишки, потешки, песенки, жестовые и пальчиковые игры, телесный и зрительный контакт мамы и ребенка. На занятиях мамы вместе с детьми играют с пальчиками, танцуют, рисуют, лепят, общаются, учатся взаимодействовать, открывают новые для себя развивающие игры и их возможности. Все делают вместе. Вместе с тем ребенок учится взаимодействовать с другим взрослым, другими детьми. Дети чувствуют себя естественно, защищено и комфортно. Благодаря этим занятиям у ребенка интенсивно развивается речь, внимание,  мышление, мелкая и крупная моторика.  А мамы учатся раскрывать секреты гармоничного взаимодействия с ребенком.

В течении года специалистами проводятся комплексные коррекционно-развивающие занятия-праздники. Например, Новый год, Мамин день, Летние забавы.

Групповая работа с родителями включает в себя предоставление теоретической информации, групповые дискуссии по теме занятий, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций, упражнения на восприятие  и понимание эмоционального состояния ребенка. Родители с удовольствием посещают занятия, о чем свидетельствуют их положительные отзывы. Данные итоговой диагностики показывают, что наблюдается положительная динамика в развитии детско-родительских отношений.

Использование различных форм положительно отражается на эффективности работы с родителями. Данный факт подтверждается анализом полученных данных при проведении методики целенаправленного наблюдения за поведением родителя в игре с ребенком. Процент проявлений взаимодействия родителей с ребенком по типу «сотрудничество» за год посещения занятий увеличилось с 22% до 53 %, а процент проявления взаимодействия с ребенком по типу «доминирование» соответственно уменьшился. Все больше родителей внимательнее стали относится к своему ребенку, использовали больше тактильных знаков внимания к своему ребенку, стали поддерживать игровые действия ребенка, не ограничивая инициативы ребенка. А сами родители отметили, что они стали лучше понимать своего ребенка с нарушением зрения раннего возраста. Нами такое наблюдение проводилось три раза: в начале работы, в середине года и в заключении.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

В семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями развития, в частности с нарушением зрения, нарушена система внутрисемейных взаимоотношений.

В психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, но и их родители.

Применение специально подобранных методов работы по коррекции детско-родительских отношений способствует стабилизации внутрисемейных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...