Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Попова Полина Геннадьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.

Для организации целенаправленной была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

  • организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по взаимодействию с ребенком с ЗПР;
  • установить отношения доверительной близости, тесный эмоциональный контакт родителей и ребенка с ЗПР;
  • выработать адекватную стратегию взаимодействия и системы оценки поведения ребенка с ЗПР родителями.
  • улучшить развивающую среду в условиях семьи и группы д/с, позволяющую реализовать совместное творчество.

Программа придерживается основных принципов коррекционной работы:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
  3. Принцип педагогического оптимизма
  4. Принцип комплексности - можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога - психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
  5. Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
  6. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

Методы:

 Организационные: планирование, информирование, координирование, прогнозирование, проектирование, работа с документами.

Исследовательские: анкетирование, диагностирование (психологическое, социально-педагогическое), наблюдение.

Практические: консультирование, объяснение, рассказ, беседа, убеждение, внушение, опрос, метод решения проблем клиента, приучение, санитарно-гигиенические методы, просвещение, методы медико-социальной психологической профилактики, методы самовнушения и психогимнастики, формирования перспективы, игротерапии и арттерапии.

Аналитические: анализ документов, анализ результатов деятельности, обобщение, публикация и выступление по результатам проведенной работы.

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный

  • Консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе;
  • Диагностика взаимоотношений детей и родителей, воспитывающих детей с ЗПР;
  • Оформление стенда «Игры и упражнения для детей с трудностями в общении»
  • Подготовка памятки для педагогов и родителей «Особые дети – особое общение»

2 этап. Формирующий

  • Лекционно-просветительская работа с родителями, на которой ведется активная работа с родителями по выработке оптимального стиля взаимодействия с ребенком
  • Индивидуальные консультации с родителями и их ребенком
  • Использование антистрессовых кинезиологических упражнений, элементов арттерапии для родителей и детей во время работы  с ними
  • Рекомендации родителям по организации уголка творчества дома
  • Организация выставки картин П.Н. Крылова
  • Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования для наиболее успешной реализации творческой совместной работы
  •  Цикл занятий детско-родительских занятий  по созданию совместных творческих работ  с использованием нетрадиционных техник изображения по мотивам творчества П.Н. Крылова

3 этап. Заключительный.

  • Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей.
  • Проведение контрольного этапа эксперимента и выявление эффективности коррекционно-развивающей программы.

Мы предполагаем, что результатом данной коррекционно-развивающей программы будут сформированные доверительных отношений и тесный эмоциональный контакт между ребенком с ЗПР и родителем, а также выработана оптимальная форма сотрудничества родителя с ребенком ЗПР.

Для успешной реализации 2 этапа коррекционно-развивающей программы были подобраны наиболее доступные, эффективные и интересные нетрадиционные техники изображения.

Каждый участник имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки мнений участников ведущим не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Критериями эффективности проводимой работы может служить:

  • снижение конфликтов между родителями и детьми;
  • лучшее понимание своего ребенка;
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

Таблица 15

«Основное содержание коррекционно-развивающей программы»

Модуль психологического просвещения родителей, воспитывающих детей с ЗПР

«Мы как родители. Знакомство»

«Характерные особенности детей с задержкой психического развития»

«Конфликты с детьми и их преодоление»

«Наказания и поощрения - за и против»

«Развитие умения общения с детьми»

«Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку с ЗПР»

Модуль совместного творчества родителей и детей с ЗПР

Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками изображения

 

Мультимедийная часть

Практическая часть

  1.  

Основа представлений о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

Знакомство с нетрадиционными техниками изображения.

2. 

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег» (1946).

Музыкальное сопровождение: пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Тифлокомментарии: Т.П.Автономовой

«Снег» в технике набрызга по трафарету.

3. 

Знакомство с картиной И.И. Левитана «Зимой в лесу» (1885). Музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена.

Тифлокомментарии: У.А.Блатова

«Зима-кружевница» печатанье кружевом, рисование тычком сухой кисти.

4. 

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Пейзаж с лошадью» (1948). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Гляжу в озера синие» Л.В. Афанасьева из кинофильма «Тени исчезают в полдень».

Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

«Воспоминание о лете» восковые мелки и акврель.

5. 

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Нида» (1963). Музыкальное сопровождение: композиция Р. Паулса «Воспоминания».

Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

Композиция с элементами простейших моделей в технике оригами.

6.

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Андрюша» (1935). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Маленький принц» композитора М. Таривердиева из кинофильма «Пассажир с «Экватора». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

«Солнечный мальчик» лепка из соленого теста

7. 

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Аленушка» (1970). Музыкальное сопровождение: «Зимняя мелодия» К. Свободы из кинофильма «Три орешка для Золушки». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

«Портрет девочки» объемная аппликация, косоплетение.

8. 

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Розы и синие сливы» (1962). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Цветы» композитора Д. Сартинского-Бея.

Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

«Натюрморт» цветная пластилинография.

9. 

Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Сирень и три лимона» (1978). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Сирень» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

«Веточка сирени» в технике торцевание на пластилине.

 

10

Знакомство с картиной И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (1897).

Музыкальное сопровождение: музыка романса «Весенние воды» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: П.Г.Кулакова

«Весна идет!» итоговая работа в технике зеркальная монотипия, выдувание трубочкой.

 

Организация итоговой выставки

 

Структура совместных творческих занятий коррекционно-развивающей программы представлена в таблице.

Таблица 16

«Структура занятий программы»

Этапы

Задачи

Средства

Приветствие, ведение в тему

Обозначить начало занятия, создать особую доброжелательную атмосферу.

Определенные ритуалы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент.

Знакомство с картиной

Задачи, соответствующие теме занятия.

Просмотр мультимедийного продукта

Разминка

Снятие усталости и напряжения, включение в совместную деятельность.

Подвижные игры, физминутки

Изготовление совместной творческой работы

Задачи, соответствующие теме занятия.

Пальчиковые гимнастики, упражнения, нетрадиционные техники изображения

Прощание, завершение работы

Обозначение конца занятия. Подведение итогов.

Определенные ритуалы. Анализ и самоанализ.

Вся программа рассчитана на 6 месяцев. Лекционно-просветительские занятия для родителей планируется проводить 1 раз в неделю (1-1,5 часа). Совместные творческие коррекционные занятия планируется также проводить 1 раз в неделю (по 30-40 минут).

Форма работы:

Индивидуальные: индивидуальная консультация, индивидуальные занятия.

Групповые: родительское собрание, родительский тренинг, мастер-класс, лекция,  семейный вечер, совместные групповые занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....

Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)

Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...