Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике:
    Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.

    Попова Полина Геннадьевна

    проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx20.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.

    Для организации целенаправленной была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.

    Задачи коррекционно-развивающей программы:

    • организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по взаимодействию с ребенком с ЗПР;
    • установить отношения доверительной близости, тесный эмоциональный контакт родителей и ребенка с ЗПР;
    • выработать адекватную стратегию взаимодействия и системы оценки поведения ребенка с ЗПР родителями.
    • улучшить развивающую среду в условиях семьи и группы д/с, позволяющую реализовать совместное творчество.

    Программа придерживается основных принципов коррекционной работы:

    1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
    2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
    3. Принцип педагогического оптимизма
    4. Принцип комплексности - можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога - психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
    5. Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
    6. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

    Методы:

     Организационные: планирование, информирование, координирование, прогнозирование, проектирование, работа с документами.

    Исследовательские: анкетирование, диагностирование (психологическое, социально-педагогическое), наблюдение.

    Практические: консультирование, объяснение, рассказ, беседа, убеждение, внушение, опрос, метод решения проблем клиента, приучение, санитарно-гигиенические методы, просвещение, методы медико-социальной психологической профилактики, методы самовнушения и психогимнастики, формирования перспективы, игротерапии и арттерапии.

    Аналитические: анализ документов, анализ результатов деятельности, обобщение, публикация и выступление по результатам проведенной работы.

    Этапы работы:

    1 этап. Подготовительный

    • Консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе;
    • Диагностика взаимоотношений детей и родителей, воспитывающих детей с ЗПР;
    • Оформление стенда «Игры и упражнения для детей с трудностями в общении»
    • Подготовка памятки для педагогов и родителей «Особые дети – особое общение»

    2 этап. Формирующий

    • Лекционно-просветительская работа с родителями, на которой ведется активная работа с родителями по выработке оптимального стиля взаимодействия с ребенком
    • Индивидуальные консультации с родителями и их ребенком
    • Использование антистрессовых кинезиологических упражнений, элементов арттерапии для родителей и детей во время работы  с ними
    • Рекомендации родителям по организации уголка творчества дома
    • Организация выставки картин П.Н. Крылова
    • Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования для наиболее успешной реализации творческой совместной работы
    •  Цикл занятий детско-родительских занятий  по созданию совместных творческих работ  с использованием нетрадиционных техник изображения по мотивам творчества П.Н. Крылова

    3 этап. Заключительный.

    • Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей.
    • Проведение контрольного этапа эксперимента и выявление эффективности коррекционно-развивающей программы.

    Мы предполагаем, что результатом данной коррекционно-развивающей программы будут сформированные доверительных отношений и тесный эмоциональный контакт между ребенком с ЗПР и родителем, а также выработана оптимальная форма сотрудничества родителя с ребенком ЗПР.

    Для успешной реализации 2 этапа коррекционно-развивающей программы были подобраны наиболее доступные, эффективные и интересные нетрадиционные техники изображения.

    Каждый участник имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки мнений участников ведущим не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

    Критериями эффективности проводимой работы может служить:

    • снижение конфликтов между родителями и детьми;
    • лучшее понимание своего ребенка;
    • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
    • ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

    Таблица 15

    «Основное содержание коррекционно-развивающей программы»

    Модуль психологического просвещения родителей, воспитывающих детей с ЗПР

    «Мы как родители. Знакомство»

    «Характерные особенности детей с задержкой психического развития»

    «Конфликты с детьми и их преодоление»

    «Наказания и поощрения - за и против»

    «Развитие умения общения с детьми»

    «Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку с ЗПР»

    Модуль совместного творчества родителей и детей с ЗПР

    Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками изображения

     

    Мультимедийная часть

    Практическая часть

    1.  

    Основа представлений о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

    Знакомство с нетрадиционными техниками изображения.

    2. 

    Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег» (1946).

    Музыкальное сопровождение: пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

    Тифлокомментарии: Т.П.Автономовой

    «Снег» в технике набрызга по трафарету.

    3. 

    Знакомство с картиной И.И. Левитана «Зимой в лесу» (1885). Музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена.

    Тифлокомментарии: У.А.Блатова

    «Зима-кружевница» печатанье кружевом, рисование тычком сухой кисти.

    4. 

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Пейзаж с лошадью» (1948). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Гляжу в озера синие» Л.В. Афанасьева из кинофильма «Тени исчезают в полдень».

    Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    «Воспоминание о лете» восковые мелки и акврель.

    5. 

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Нида» (1963). Музыкальное сопровождение: композиция Р. Паулса «Воспоминания».

    Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    Композиция с элементами простейших моделей в технике оригами.

    6.

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Андрюша» (1935). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Маленький принц» композитора М. Таривердиева из кинофильма «Пассажир с «Экватора». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    «Солнечный мальчик» лепка из соленого теста

    7. 

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Аленушка» (1970). Музыкальное сопровождение: «Зимняя мелодия» К. Свободы из кинофильма «Три орешка для Золушки». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    «Портрет девочки» объемная аппликация, косоплетение.

    8. 

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Розы и синие сливы» (1962). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Цветы» композитора Д. Сартинского-Бея.

    Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    «Натюрморт» цветная пластилинография.

    9. 

    Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Сирень и три лимона» (1978). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Сирень» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой

    «Веточка сирени» в технике торцевание на пластилине.

     

    10

    Знакомство с картиной И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (1897).

    Музыкальное сопровождение: музыка романса «Весенние воды» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: П.Г.Кулакова

    «Весна идет!» итоговая работа в технике зеркальная монотипия, выдувание трубочкой.

     

    Организация итоговой выставки

     

    Структура совместных творческих занятий коррекционно-развивающей программы представлена в таблице.

    Таблица 16

    «Структура занятий программы»

    Этапы

    Задачи

    Средства

    Приветствие, ведение в тему

    Обозначить начало занятия, создать особую доброжелательную атмосферу.

    Определенные ритуалы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент.

    Знакомство с картиной

    Задачи, соответствующие теме занятия.

    Просмотр мультимедийного продукта

    Разминка

    Снятие усталости и напряжения, включение в совместную деятельность.

    Подвижные игры, физминутки

    Изготовление совместной творческой работы

    Задачи, соответствующие теме занятия.

    Пальчиковые гимнастики, упражнения, нетрадиционные техники изображения

    Прощание, завершение работы

    Обозначение конца занятия. Подведение итогов.

    Определенные ритуалы. Анализ и самоанализ.

    Вся программа рассчитана на 6 месяцев. Лекционно-просветительские занятия для родителей планируется проводить 1 раз в неделю (1-1,5 часа). Совместные творческие коррекционные занятия планируется также проводить 1 раз в неделю (по 30-40 минут).

    Форма работы:

    Индивидуальные: индивидуальная консультация, индивидуальные занятия.

    Групповые: родительское собрание, родительский тренинг, мастер-класс, лекция,  семейный вечер, совместные групповые занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

    В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

    Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

    В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

    Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что вообр...

    Конспект занятия по преодолению синдрома дефицита внимания и гиперактивности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития “Защитники Отечества”

    С детьми с СДВГ нужно обязательно проводить коррекционно-развивающую работу. Для того, чтобы данная деятельность была эффективной, она должна соответствовать определенным условиям, а именно:сост...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

    Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...