Игра в жизни ребенка
статья на тему

Сергеева Александра Михайловна

Педагоги и психологи отмечают, что детская игра сегодня претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется : просмотром мультфильмов, гаджетами, подготовкой к школе, «развивашками» и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками. При этом многие родители, отвечая на вопрос: каким вы бы хотели видеть своего ребенка, обращают внимание на такие качества как самостоятельность и умение преодолевать трудности. Но далеко не все знают, что как раз эти умения развиваются в дошкольном возрасте благодаря сюжетно-ролевой игре, значение которой для развития ребенка сложно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebenka.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Педагоги и психологи отмечают, что  детская игра сегодня  претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется : просмотром мультфильмов,  гаджетами,  подготовкой к школе, «развивашками» и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

При этом многие родители, отвечая на вопрос: каким вы бы хотели видеть своего ребенка, обращают внимание на такие качества как самостоятельность и умение преодолевать трудности. Но далеко не все знают, что как раз эти умения развиваются в дошкольном возрасте благодаря сюжетно-ролевой игре, значение которой для развития ребенка сложно переоценить.

Зачем нужна игра?

Обратившись к истории, мы узнаем, что  в России большое внимание игровой деятельности уделяли при воспитании будущих наследников престола. В документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания по средством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши – будущего царя Александра I: «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное… Игры должны быть по воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». А ведь эти рекомендации не утратили своей актуальности и по сей день.

Говоря о сюжетно-ролевой игре, психологи обращают внимание на то, что именно этот вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте, в рамках которого происходит развитие ребенка. Это сопоставимо с тем, что для нас взрослых ведущим видом деятельности является -  профессиональная деятельность.

Именно игровая деятельность определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

В игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Играя, ребенок учится управлять своим поведением. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но, если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки. В последнее время довольно часто приходится слышать от учителей начальных классов, что первоклассники не умеют внимательно слушать взрослого на уроке, отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании, а ведь все эти качества закладываются как раз в дошкольном возрасте в процессе игры, когда ребенок учится действовать по правилам.  Психологи называют игру школой произвольного поведения.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире.

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). Поэтому все чаще педагоги и психологи говорят о том, что современным детям необходимо создавать специальные условия для игры, а порой даже и учить их играть.

Как и во что играть с ребенком?

Проблема заключается в том, что современным родителям, с которыми в детстве мало играли, нелегко (а порой просто-таки страшно трудно!)  просто играть в куклы или гонять по комнате машинки. Им гораздо легче поиграть во «что-нибудь развивающее», поскольку это требует от них меньших эмоциональных усилий. Благо, специальных развивающих игр сейчас придумано – видимо-невидимо.

Но проблема в том, что это не совсем та игра, которая больше всего нужна сейчас малышу. Конечно, развивающие логические игры – занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают родителям уникальную возможность – увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами своего ребенка.

Итак, если ребенку 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять в свои руки родителям. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите малышу игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни – как вы кормите ребенка, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» - меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.

Для игры пригодятся разнообразные аксессуары – стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.

Но, в то же время стоит обратить внимание на такой момент: в детских магазинах продается много детализированных игрушек (действующий электрический пылесос, игрушечный кухонный комбайн, пластмассовая курица-гриль и т.п.), которые сами по себе вреда никакого не несут, но, если их у ребенка очень много, то они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление – и в конечном счете – умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками – дайте простор его фантазии.

Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, родителям достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации – и, поверьте,  вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.

Полезными играми, оставшимися нам в наследство от наших предков являются «Жмурки» и «Прятки», кстати, зачастую современные мальчики и девочки с ними не знакомы. Психологи говорят, что эти игры учат детей справиться со страхами: темноты и замкнутого пространства.

По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит – разрешите в этом случае их просто закрыть.

Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант – отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества – его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте.

Игра является важным ресурсом для развития ребенка, маленький человек  в рамках нее  не только учится, но и  живет. И если в нашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре.  Зачастую именно в простых, на первый взгляд незамысловатых играх заложен глубочайший смысл. Желаем всем детям и взрослым получить как можно больше положительных эмоций играя ВМЕСТЕ.

Александра Заикина, психолог. Газета «Новый город.ок» №10, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....