Презентация по специальной подготовке детей к школе
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Максименко Галина Николаевна

    Работа с родителями по формированию специальной готовности детей к школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по специальной подготовке детей к школе на тему «Работа с родителями по формированию специальной готовности к школе» Подготовила: воспитатель Максименко Г.Н.

Слайд 2

Цель : Дать представления родителям об основных аспектах готовности ребенка к школе Задачи: -Познакомить родителей по основным готовностям детей к школе; -Проконсультировать родителей по специальной готовности к школе; - Дать рекомендации, советы родителям будущих первоклассников.

Слайд 3

Основная готовность детей к школе: - Физическая - Интеллектуальная -Социально-психологическая -Эмоционально-волевая

Слайд 4

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Слайд 5

Физическая готовность Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Важны состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Физическая готовность важна, так как ребёнок в школе сталкивается с большими физическими и психологическими нагрузками.

Слайд 6

Интеллектуальная готовность Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Ребёнок должен знать: свои имя, отчество и фамилию и эти же данные родителей, профессии родителей.

Слайд 7

Социально-психологическая готовность В структуре социально-психологической готовности принято выделять три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность . Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения . Психологическая готовность определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Слайд 8

Эмоционально-волевая готовность Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Слайд 9

Специальная готовность к школе - это наличие у ребенка специальных базовых знаний и умений для освоения школьных предметов.

Слайд 10

Рекомендации родителям: подготовка руки к письму В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему. Развитие у детей мелкой моторики , является одним из главных условий, для овладения письмом . Поэтому , развитию мелкой моторике уделяется специальное внимание Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы.

Слайд 11

Хорошей формой работы по подготовке руки к письму- являются Пальчиковые игры. Это отличный способ тренировки пальцев, развивающий гибкость и подвижность кисти. Для того, чтобы детям было интересно выполнять упражнения, подбирались веселые стихи, сопровождающиеся разнообразными действиями кистей и пальцев. Это отличная разминка руки перед предстоящими графическими заданиями (картинка с пальчиковой гимнастикой) Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях « вправо», « влево», « вверх», «вниз». Очень важны эти игры и для развития творчества детей. Например: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. (На последней строчке – ритмично сжимаем пальцы)

Слайд 12

Одним из важнейших видов работы, при подготовке руки к письму является ручная умелость. Умение пользоваться ножницами - это увлекательное занятие для будущих первоклассников. Дети выполняют симметричное вырезывание, аппликацию, а также вырезывание различных фигурок из старых открыток и журналов. Из вырезанных фигурок дети составляют целые композиции - аппликации. Упражнения по вырезыванию учат планировать свои действия: как расположить на листе бумаги предстоящий рисунок. Отличным упражнением для развития точных движений рук, а также необходимых для успешного обучения письму, внимания и усидчивости , является плетение ковриков из цветной бумаги и складывание фигурок в технике оригами. Не следует забывать и о занятиях лепкой. В качестве материала могут использоваться пластилин, глина, соленое тесто. Разминая массу для лепки, а также вылепливая из нее разные фигурки, ребенок укрепляет кисть, развивает точность движений.

Слайд 13

Хорошо стимулирует активность мышц кистей рук разнообразные игры с бусинками, пуговицами и мелкими предметами. Дети нанизывают бусы на нитку, создают бусы с заданным чередованием элементов разного размера и цвета. Из камешек , горошин, семян и т. п. дети выкладывают объемные композиции и узоры, составляют фигуры из палочек .

Слайд 14

Эффективным способом подготовки руки к письму, является всеми любимое раскрашивание. Ребенок учится правильно держать письменные принадлежности, проводить линии разной интенсивности и длины, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры . Интересны такие упражнения, как обведение рисунка по контуру. Особенно хороши для тренировки мелкой моторики руки разнообразные узоры и орнаменты с большим количеством мелких узоров . Для формирования у детей графических навыков необходимо использовать систему специальных упражнений: Графические диктанты, которые выполняются на бумаге в клетку под диктовку взрослого; Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; Рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; Выполнять задания следует так: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Слайд 15

Как научить ребенка читать При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать. Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы . Прежде всего обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить говорить ребенка [б], а не [бэ]. Соответственно [г], [т]…, а не [гэ], [тэ] и т.д . При изучении букв, осваиваем сначала гласные буквы: А.О,У,И,Ы,Э, а потом уже несколько согласных: Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П. Уже этого будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы « появятся» позже. Не забывайте, что согласные буквы произносятся как звуки . Выучив большую часть букв, можно переходить к следующему этапу- чтению слогов, составленным из этих букв. Сначала осваиваются только слоги вида согласная + гласная , т.е. БА, ВА,ГА и., потом БО,ВО, и т.д., БУ,ВУ,ГУ и т.д. Поскольку слоги с гласными Е, Ё ,Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А,О,У,И,Ы,Э. ё


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации родителям: подготовка руки к письму В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему. Развитие у детей мелкой моторики , является одним из главных условий, для овладения письмом . Поэтому , развитию мелкой моторике уделяется специальное внимание Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы.

Слайд 2

Как научить ребенка читать При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать. Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы . Прежде всего обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить говорить ребенка [б], а не [бэ]. Соответственно [г], [т]…, а не [гэ], [тэ] и т.д . При изучении букв, осваиваем сначала гласные буквы: А.О,У,И,Ы,Э, а потом уже несколько согласных: Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П. Уже этого будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы « появятся» позже. Не забывайте, что согласные буквы произносятся как звуки . Выучив большую часть букв, можно переходить к следующему этапу- чтению слогов, составленным из этих букв. Сначала осваиваются только слоги вида согласная + гласная , т.е. БА, ВА,ГА и., потом БО,ВО, и т.д., БУ,ВУ,ГУ и т.д. Поскольку слоги с гласными Е, Ё ,Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А,О,У,И,Ы,Э. ё

Слайд 3

Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их в «уме». Говорите ребенку: «Б, А – что получится? Правильно БА!» и т.д. Нельзя при произнесении звуков Б, А добавлять союз и между ними, т.к. это будет мешать малышу правильно соединять буквы в слоги. После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге. Стремитесь к тому, чтобы ребенок, в конце концов, читал слоги сразу, а не по буквам . Затем осваивайте с ребенком слоги, где гласная буква стоит на первом месте АБ, АВ, АГ и т.д. Дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, т.е. вместо слога АБ – слог БА . Обратите особое внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи будут мешать чтению. Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А,О,У,И,Ы,Э, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е,Ё.Ю,Я С этими гласными слоги даются детям труднее всего. Это связано с тем. Что при произнесении каждой из них мы фактически произносим два звука Е=[Й]+[Э], Ё=[Й]+[О], Я=[Й]+[А] ,Ю=[Й]+[У]

Слайд 4

Следующий этап чтение простых трехбуквенных слов. К чтению слов переходите тогда, когда ваш ребенок называет слог сразу, а не по буквам. О-ЛЯ, А-НЯ, КО-Т Каждый раз, переходя к новому этапу чтения, не забывайте все время повторять пройденное . Не подгоняйте ребенка, он выучит все в своем темпе, не ускоряйте и не ругайте его, если он забыл. Очень важно, чтобы ребенок получал радость от обучения, вместе с вами. Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут. С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение

Слайд 5

Игры со звуками Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а- ист ?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «арбуз», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант. Вот игра посложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант . Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т.д.

Слайд 6

«Игры с Звукоедиком » Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик . Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с) тул , и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сто(л)», « тарелк (а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку . «Дом звуков ». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт ? Я думал, что здесь живет ко-о-от».

Слайд 7

Рекомендации родителям по формированию ФЭМП Ребенок к концу дошкольного возраста должен: знать цифры от 0 до 10; уметь сосчитать до 10 и в обратном порядке; знать знаки «+» , «-», «=», « < », « > ». уметь сравнивать числа первого десятка; уметь соотносить цифру и число предметов; уметь измерять с помощью линейки; Знать название геометрических фигур; Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме ; Уметь ориентироваться на листе бумаги; Знать дни недели, месяцев, времен года.

Слайд 8

Принципы обучения дошкольников началам математики: сочетание практической и игровой деятельности детей в процессе решения детьми проблемных задач ; ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях ; в ходе выполнения заданий у ребенка должно возникнуть желание узнать что-то новое; дифференци­рованный подход к обучению , которое осуществляется с учетом возраста детей, уровня усвоения математических знаний , умений и навыков каждого ребенка в отдельности; ч тобы избежать умственного утомления детей в течение занятия , целесообразно менять характер их деятельности .

Слайд 9

Роль взрослых во время обучения математике : Активная взрослый сам сообщает знания и задает вопросы Пассивная взрослый наблюдает за деятельностью самих детей в процессе выполнения заданий . Если ре­бенок затрудняется в выполнении, не спешите оказать ему помощь. Дайте возможность подумать самому. После того, как станет очевидным, что ребенок самостоятельно не может решить ту или иную задачу, выполнить то или иное действие, помогите сами. Подсказывая ребенку, старайтесь, чтобы у него сложилось мнение, что это его «собственное приобретение». Большое внимание следует уделять речи ребенка. Вопросы задавайте четко, эмоционально. В старшем дошкольном возрасте ребенок не только дает ответы на по­ставленные вопросы, но и сам может задавать вопросы, самостоятельно рассказывать о своих действиях .

Слайд 10

Учимся играя Дома, как и в детском саду, необходимо создавать условия для игр. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам. При этом тренируются внимание, память, развиваются умственные способ­ности . Среди игр старших дошкольников хотелось бы видеть: шашки, шахматы, домино, лото, мозаику, головоломки. Чем разнообразнее игры, тем богаче и ярче протекает жизнь детей . Необходимо познакомить ребенка с правилами, помочь понять поставленные задачи, игровые действия, показать, как играть, и неоднократно играть вместе с ним . Во время игр взрослым следует предусмотреть, чтобы дети играли не только самостоятельно, но со своими сверстниками, с младшими или старшими. Игры объединяют непосредственно участников, болельщики внимательно наблюдают за играющими, выражают активное отношение к успехам и неудачам своих товарищей.

Слайд 11

« Рассортируйте пуговицы» У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышам рассортировать их, а потом сказать, сколько каких пуговиц, каких пуговиц больше, каких меньше. Старшим детям можно ограничить время, за которое нужно рассортиро­вать те или иные предметы. Установить таймер или просто следите (может следить сам ребенок) за часами . «Путешествие на дачу» Скоротать путь в дороге можно следующим образом . Пока один из ро­дителей ведет машину, вы с ребенком можете считать машины: один - едущие навстречу красные машины, другой - обгоняющие машины красно­го цвета. Можно считать машины определенной марки, определенной ве­личины . «Найди осьминожку » В середине платка положите маленький шарик и завяжите его. Получи­лась « осьминожка ». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» - говорит взрослый. После этих слов ребенок ищет осьминожку . Найдя ее, он говорит, где она находилась, используя слова: на, за, между, в. Теперь ведущим становится ребенок, и игра повторяется .

Слайд 12

«Назови соседей» Взрослый говорит ребенку число, просит назвать его соседей (преды­дущее и последующее числа) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый говорит два числа и просит ребенка назвать число, которое находится между ними. Поменяйтесь ролями . «Кто знает, пусть дальше считает» Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) число на 1. Поменяйтесь ролями. « Найди столько же» Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребе­нок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив число на ней, находит столько же одинаковых предметов в комнате, затем столько же разных.

Слайд 13

« Чудесный мешочек» На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки , бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает не­сколько раз в ладони и просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько услышит ваших хлопков, и положить рядом соответствующее чис­ло. Меняйтесь ролями . «Отгадай число» Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы при помощи слов больше или меньше, отгады­вает задуманное число . «Давай посчитаем!» Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «Стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мне­нию, досчитал взрослый. Меняются ролями .

Слайд 14

«Чего не стало?» Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отве­чает на поставленные вопросы: Игрушек стало больше или меньше? Какие игрушки исчезли? За какими игрушками они стояли? Какая игрушка была первой ? «Положи столько же» В игру можно играть везде. Взрослый кладет на стол камушки (кашта­ны). Ребенок должен положить столько же, не считая, один под другим. Усложните игру, предложите положить больше камушков или меньше, так же в ряд . «Кто больше ?» Перед игроками на столе две кучки мелких пуговиц ( фасолинок ). По ко­манде игроки в течение минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

Слайд 15

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребёнок должен: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д). Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок. Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо). Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Слайд 16

Советы родителям будущего первоклассника Уделите внимание рациональной организации режима дня, избегайте чрезмерных перегрузок Формируйте у детей мотив интереса к учению, к школьной жизни . Верьте в возможности Вашего ребёнка. Испытывать уважение к ребенку как к личности. Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению. Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки. Поощрять успехи ('Ты сможешь, ты способен"), не акцентировать внимание на неудачах при обучении. Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок. Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности. Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживаться режима дня.