Подготовка ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Розанова Наталья Геннадьевна

Материалы для папки-передвижки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_-peredvizhka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми

Материалы для папки-передвижки

по теме «Подготовка ребенка к школе».

Разработала:

воспитатель высшей кв. категории

Розанова Н.Г.

2016 г.

1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

        В понятие «готовность к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных  компонента: физиологическая готовность; социально-психологическая, или личностная, готовность; психологическая готовность.

                Оценка физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребенка по трем основным критериям:

        физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

        биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно росту;

комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются  на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

        Социально психологическая или личностная, готовность к обучению в школе определяются готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые социальные условия  и постепенно усваивает новую общественную роль «Я - ученик».

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих  малышей; в поведении  ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социально роли («Я – ученик») и социально-значимому виду деятельности (учению).

  • Постарайтесь помочь ребенку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
  • Помните: кризис – это явление  временное, оно проходит, его просто нужно пережить.

Вспомните себя, когда у вас ничего не  получается, все валится из рук и, конечно, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок – такой же человек, только маленький.  

  • Не спешите делать замечание вашему ребенку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку пережить происшедшую неудачу.
  • Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
  • Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  • Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять.
  • Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  • Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.

        Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное  образование и охватывает все стороны психик ребенка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:  

        уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);

        уровень развития связной речи;

        эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).

  • Помните: окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.
  • Проследите за тем, чтобы ваш ребенок (если он посещает детский сад) прошел диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.

Полученные результаты  заносятся в карту сопровождения, которая передается родителям по окончании учебного года. При необходимости эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.

 

2. ЧТО  СЛЕДУЕТ  ПРЕДПРИНЯТЬ  РОДИТЕЛЯМ  

ЗА  ГОД  ДО  ПОСТУПЛЕНИЯ  В  ШКОЛУ.

        Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.

  • Заранее позаботьтесь о выборе школы, в  которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.
  • В 5 - 6 лет проведите обследование уровня развития ребенка, окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.
  • Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.

Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.

  • Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

                Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска, учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.

  1. Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности:
  • неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
  • хаотичночть действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.л.);
  • трудности работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 мин.;
  • явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
  • небольшой запас различных сведений, знаний;
  • трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
  • низкий уровень развития памяти.  

 

  1. Уровень речевого развития ребенка:
  • бедный запас слов;
  • неумение грамотно строить предложения;
  • трудности артикуляции;
  • нарушение звукопроизношения;
  • затруднения звукобуквенного анализа.

Как правили, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

  1. Развитие координации движений и графических умений:  
  • неловкость при выполнении задания;
  • неспособность выполнить задание;
  • низкий уровень координации движений пальцев;
  • неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
  • нервность, нечеткость штрихов;
  • тремор (дрожание рук).
  1. Зрительное восприятие:
  • затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
  • неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).

        Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.  

3. КАК   ПОМОЧЬ   РЕБЕНКУ   ПОДГОТОВИТЬСЯ

 К   ШКОЛЬНОЙ   ЖИЗНИ.

        Принято считать, что лучший способ воспитать хороших детей  - чаще корректировать собственное поведение. Самые действенные методы воспитания ребенка – это хороший пример самых близких ему людей: родителей, сестер и братьев.

  • Постарайтесь проанализировать свое поведение с ребенком, всегда помните о высокой чувствительности 5 – 6 летних детей.
  • Проявите чуткость в сложных для  ребенка ситуациях, с пониманием отнеситесь к его переживаниям, покажите, что вы рядом с ним и поддерживаете его.
  • Чаще интересуйтесь собственным мнением ребенка, его эмоциональными переживаниями и желаниями.
  • Помните: создание доверительной домашней обстановки сближает  детей с родителями.

        По мнению ученых,  специфика функций семьи и общественных институтов в воспитании ребенка заключается в том, что для родителей важно научиться «искусству жить с ребенком», а для педагога – «искусству обучать его».

        В результате хорошего родительского воспитания  у ребенка происходит гармоничное естественное развитие психических процессов и состояний.

        В преддошкольный период родители должны обратить особое внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями, освоить новую социальную роль - ученика.

  • Приобщайте старших дошкольников к занятиям физкультурой и споротом (без перенапряжения), укрепляйте его физическое здоровье.
  • Воспитывайте у ребенка умение межличностных отношений: способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; подводите его к пониманию полоролевых различий между мальчиками и девочками
  • Старайтесь спокойно, доброжелательно относиться к кокетству и другим женским проявлениям – у девочек; заинтересованно-одобрительно к мужским занятиям и стремлениям (уважение к силе, бесстрашию и т.п.) – у мальчиков.
  • Выражайте свое сдержанно-положительное отношение к интересу, проявляемому к противоположному полу, - у девочек; показывайте мягко-неодобрительное отношение к нелюбезности при общении с девочками – у мальчиков.
  • Поощряйте организацию детьми ролевых игр, в том числе с учетом половых различий.
  • Оказывайте активную помощь  девочкам в реализации забот о куклах, игрушечной посуде и т.д.; мальчикам – в организации механических и других  посильных технических работ.
  • Допускайте общение вашей дочки (сына) с мальчиками (девочками) под наблюдением взрослых.  
  • Старайтесь отвлечь ребенка от нежелательных привычек, не запугивая его.
  • Давайте правдивые ответы на все вопросы вашего ребенка, без лишних деталей и на понятном для него уровне.
  • Как бы хорошо ни был подготовлен ваш ребенок к школе, первые дни и месяцы внимательно следите за его реакцией на перемены в жизни, вызванные новым этапом – обучением в школе.
  • Всегда будьте готовы помочь ему во всем – в организации дня, овладении чтением и письмом, выполнении задания, а главное – в налаживании отношений с новыми для него людьми, с новым кругом общения, особенно если ваш ребенок не посещал детский сад.
  • Не оставляйте малыша без родительского внимания в этот трудный, жизненно важный для него период. Ваша помощь ускорит его адаптацию в коллективе первоклассников.      

4. КАК  СТРОИТЬ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С  ДОШКОЛЬНИКОМ  В  СЕМЬЕ.

В словаре 5-6 летнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему?». С этого слова для него начинается  открытие мира. Самопроизвольное накопление фактов, размышления над ними, стремление объяснить их – вот  чем замечателен детский возраст. О многом ребенок имеет свое собственное суждение, которое высказывается иногда в оригинальной форме.

  • Прислушайтесь внимательно к тому, что говорит ваш ребенок, так как это поможет вам проследить путь осознания им окружающей действительности, будьте его заинтересованным, доброжелательным собеседником, помогите внести порядок в его разрозненные знания об окружающем мире.
  • Старайтесь с пониманием относиться к детским высказываниям, не иронизировать, не смеяться над ними.
  • Не спешите давать ребенку набор готовых знаний и суждений, ваше вмешательство может резко затормозить его мыслительную активность.
  • Умейте найти подход к ребенку, поддержать его интерес к процессу познания и общению со взрослым.  

Потребность в общении – одна из наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.

  • Поощряйте стремление ребенка к активной деятельности, желание действенным путем познать окружающие предметы и явления, пусть у него создается круг представлений «обо всем понемногу» на доступном ему уровне.

Постепенно ребенок понимается по невидимой лесенке. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний.  

  • Не слишком оберегайте своих дедей от трудностей, не старайтесь облегчить их путь познания, вспоминая свое детство, когда вам никто ничего не объяснял
  • Помните: готовые знания, представляемые ребенку взрослыми, которые, казалось бы, нужно только запомнить и использовать в нужный момент, являются для дошкольника формальными, он их не усваивает.

        При этом, как считают некоторые ученые, нарушается закон развития мышления, искажается сама суть самостимуляции.

                Ребенок-дошкольник интересуется все вокруг, но хочет познавать и разрешать все противоречия самостоятельно, затем делиться своим открытием с другими: плюшевым мишкой, товарищами.

  • Помните: дошкольный возраст имеет важное значение для интеллектуального развития человека.

Многие ученые считают, что 60% способности к переработке информации формируется у детей к 5 – 6 годам.

        В ходе систематического организованного обучении ребенку передается лишь небольшая часть социального опыта. На всех этапах развития он воспринимает представления об окружающем мире, общаясь со взрослыми и сверстниками, а также с детьми старше себя.

        Накопление  информации происходит в процессе познавательного развития и обучения ребенка.

  • Старайтесь строить ваше взаимодействие с дошкольником как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка, проявляйте интерес друг к другу, так как это основа  познавательного мышления, общения родителя и ребенка.
  • Не допускайте излишнего назидательного тона, постоянных нравоучений, которые делают беседу с ребенком односторонней.
  • Не подавляйте активность дошкольника, в том числе и мыслительную, поддерживайте его попытку самостоятельно рассуждать, без иронии относитесь к его ошибочным суждениям.
  • Помните: авторитарный подход родителей к общению с ребенком лишает его самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству – ожиданию, что взрослые сами все расскажут и объяснят.
  • Разговаривайте с дошкольником прежде всего о том, что его интересует, поддерживайте детские увлечения, любознательность.

Детский вопрос – это одновременно и ответ, так как многое раскрывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, суждениях, приоритетах.

  • Внимательно выслушивайте вопросы детей, которые являются своеобразными индикаторами динамики развития дошкольника, отражением его интеллектуального взросления.

5. ЧТО  НЕОБХОДИМО  ЗНАТЬ  И  УМЕТЬ  РЕБЕНКУ,  ПОСТУПАЮЩЕМУ  В  ШКОЛУ.

Ребенку, поступающему в школу, необходимо обладать определенными знаниями и  умениями:

Дошкольник должен знать:

  1. Свои имя, фамилию отчество, возраст (дату рождения).
  2. Домашний адрес, свой город и его главные достопримечательности, страну в которой живет.
  3. Фамилию, имя, отчество родителей.
  4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  5. Домашних животных и их детенышей.
  6. Диких   животных и их детенышей наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки.
  7. Зимующих и перелетных птиц.
  8. Названия овощей, фруктов, ягод.
  9. Названиятьранспортных наземных, водных, воздушных средств.
  10. Уметь обобщать, исключать, анализировать.

        Дети в предшкольном возрасте должны уметь:

  • различать обувь, одежду и головные уборы;
  • рассказывать русские народные сказки;
  • называть великих русских поэтов, писателей и их произведения для детей;
  • различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);
  • полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный  рассказ, составить рассказ по картинке.
  • назвать 6 – 10 запомнившихся предметов, картинок, слов;
  • различать гласные и согласные  звуки;
  • разделять слова на слоги  по количеству гласных звуков;
  • определять количество и последовательность звуков в словах типа  «дом», «суп», «дубы», «сани»;
  • хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;
  • владеть карандашом; проводить  вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы, не выходя за контуры;
  • свободно считать  от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
  • считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет); знать арифметические знаки +, - =; монеты достоинством 1, 5, 10 коп.; 1, 2, 5руб.

        Родители для ребенка до 6 – 7 лет являются главным в познании окружающего мира.

  • Помните: багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того, как вы организуете общение с ребенком, за что его поощряете или наказываете.
  • Предоставляйте ребенку в разумных пределах самостоятельность действий, так как это развивает его познавательный интерес в школьные годы.

Ребенок в 6 лет должен уметь:

  • различать предметы по признаку формы;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • применять различные цвета  и оттенки для создания выразительного образа;
  • изображать овощи, фрукты, игрушки, фигуры человека и животного по представлению и с натуры, использовать способ вырезания.

Помните: для успешного обучения в школе у ребенка должны сформироваться качества, необходимые для дальнейшего развития  его личности:

  • желание учиться, иметь достаточный запас общих и практических знаний;
  • способность действовать в уме;
  • умение подчиняться установленным правилам;
  • творческая активность и инициативность.

Проверьте, знаете ли вы своего ребенка, ответьте на следующие вопросы:

  1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
  2. Какое у него любимое занятие?
  3. Есть ли у него особые способности?
  4. Каковы обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли ребенок плачет?
  6. Как он засыпает? как спит?
  7. Часто ли он устает? Почему?
  8. Как он реагирует на неудачи, замечания, наказания?
  9. Как ребенок проявляет самостоятельность?
  10. Как он общается со сверстниками?
  11. О каких особенностях вашего ребенка вы хотели бы предупредить учителя (воспитателя)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Материал содержит описание компонентов психологической готовности к школьному обучению, значимых для первоклассников навыков и умений, а также рекомендации для родитетей и воспитателей по подготовке д...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....