Игрушка как средство развития и обучения ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Соловьева Евгения Александровна

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_kak_sredstvo_razvitiya._dekabr1.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум на тему:»Игрушка как средство развития и обучения ребёнка»

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 14

Соловьева Е.А.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Для этого специалисту, и в частности, социальному педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

Игрушки - первые друзья малыша, которые заменяют ему даже маму, когда она уходит по своим делам. Игрушки помогают детям побеждать чудищ и злодеев, переплывать моря и океаны, освобождать из плена попавших в беду людей и сладко засыпать.

У каждого человека в детстве была любимая игрушка. Для одних - это кукла с закрывающимися глазами, для других - плюшевый мишка или зайка, для третьих - машинка. Они были разными по величине и окраске, по сложности технического исполнения и материалу. Но все игрушки дарили детям радость.

Сегодня редко встретишь у детей самодельную игрушку. Изготовление игрушек теперь - такое же производство, как и всякое другое. Обилие игрушек потрясает воображение не только ребенка, но и взрослого. Выбрать нужную игрушку сегодня - проблема. Ориентиром служит пол ребенка (девочке покупают куклу, а мальчику - машину, пистолет, автомат). В наше время определяющей становится цена игрушки. Родители не всегда помнят о том, что выбор игрушки и их количество очень важны в воспитании детей.

Желание взрослых порадовать малыша новой игрушкой так велико, что нередко родители отказывают себе в самом необходимом, но покупают ребенку очередную куклу или пистолет. В результате количество игрушек у некоторых детей непомерно возрастает, а радости от каждой новой игрушки у ребенка все меньше и меньше. Естественно, что и отношение к ним меняется. Малыш уже не кричит от восторга, увидев новую игрушку, а небрежно бросает ее в коробку, где лежит множество других, быстро надоевших ему игрушек.

Так сколько же игрушек нужно ребенку и какие именно? С таким вопросом к воспитателю могут обратиться родители; назвать точное количество игрушек, конечно, невозможно, но соблюдать определенные требования и родители, и воспитатели должны:

- игрушек у ребенка не должно быть сразу много. Они теряют свою новизну и притягательность. Лучше делить 33 игрушки, если их много, на части и через какое-то время, убирая одни, давать малышу другие;

- игрушки должны «взрослеть» вместе с ребенком, помогая ему в развитии, в восприятии мира, новых видов деятельности и творчества;

- нужно покупать ребенку игрушки для игры, а не для демонстрации гостям. Ведь нередко дети жалуются, что самые лучшие и интересные игрушки хранятся у директора в кабинете или в игровой, но в шкафу за стеклом. Их дают детям только тогда, когда приходит комиссия;

- игрушки должны способствовать общению детей друг с другом, а не становиться «яблоком раздора». Нельзя разрешать ребенку приносить игрушку в детский сад только для того, чтобы показать ее другим, вызвать у них зависть. Если игрушка очень дорогая, не стоит разрешать ребенку брать ее в детский сад, в школу. Дело не только в игрушке, а в том, что она может вызвать негативное отношение к малышу у других детей, стать причиной драки и других недоразумений;

-игрушки должны помогать ребенку осваивать мир взрослых, т. е. свой будущий мир. Чем разнообразнее выбор игрушек, тем проще малышу найти наиболее интересную для себя. Проще найти и друга в процессе игры. Чтобы решить эту проблему, сегодня необходимо объединить возможности детского учреждения и семьи, договорившись с родителями, чтобы их дети принесли в детский сад одну игрушку, которой они могли бы обменяться с другими детьми на время, оставить в детском саду на несколько дней, а может быть, подарить тому, у кого совсем нет игрушек. Такие дети сегодня тоже, к сожалению, есть;

- игрушки не должны быть слишком сложными в техническом отношении. По данным психологов, чем сложнее игрушка, тем меньше она способствует развитию творческого мышления ребенка. У него нет возможности вообразить такую игрушку чем-то иным, нежели, например, роботом, который может сам ходить, двигать руками и выполнять массу других действий.

Соблюдение всех рекомендаций позволит, с одной стороны, сделать менее болезненным сам процесс перехода ребенка из семьи в детский сад, а с другой - реализовать единую систему требований к малышу со стороны семьи и детского сада, и, наконец, сам ребенок в этой системе выступает как равноправный, активный участник процесса воспитания.

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания - всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости. В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия.

Большую роль игрушки в жизни маленьких детей подчеркивала Н.К.Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно». А.М.Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой». По образному выражению А.С.Макаренко, игрушка-это «материальная основа игры, она крайне необходима для развертывания игровой деятельности». Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать». К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка- это своеобразная школа воспитания чувств ребенка: «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно».

Вывод: игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша; будучи частью общечеловеческой культуры, игрушка имеет большую педагогическую ценность, т.к. содействует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка-дошкольника.

Педагогические требования к игрушке

Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться Активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Для этого она обязательно должна соответствовать определенным педагогическим требованиям.

Педагогические требования к игрушке:

Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)

«Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина

Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.

Виды детской игрушки

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая-А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной

Классификация игрушек А.С.Макаренко:

Первый вид:

Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид:

Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

Третий вид:

Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А.С.Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е.А. Флериной

Первый вид:

Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).

Второй вид:

Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид:

Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение – развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид:

Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид:

Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) Шестой вид:

Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение – служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид:

Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).

Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек; возрастных особенностей развития психики ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях, можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса социализации. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития, жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки - полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.

Таким образом, взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить, что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе следующие вопросы:

-        какие качества я хочу воспитать в ребенке?

-        не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?

Список использованной литературы.

1.        Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.

2.        Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.

3.        Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. - М.,2001 г.

4.        Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. - Прил. «Социономия». - 2002 - №2. - С.16-20.

5.        Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1980. - 62с.

6.        Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.,199

7.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб.для пед. ВУЗов. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. -456с.

8.        Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. 28-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вязаная игрушка, как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения"

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей,  развитие осязания и мелкой моторик...

Дымковская игрушка как средство развития творческих способностей детей

Обобщение опыта работы с детьми по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством...

Игрушка как средство развития личности дошкольника

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и ...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника.

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника....