Советы для родителей. Развитие грамматического строя речи у дошкольников.
консультация (старшая группа) по теме

Клокова Ксения Николаевна

Советы  для родителей.

Развитие  грамматического строя речи у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_dlya_roditeley.odt13.36 КБ

Предварительный просмотр:


Советы  для родителей

 грамматического строя речи у дошкольников.

«Овладение языком

является важным

 условием умственного

развития…»

(А.Н. Леонтьев).

Уважаемые родители!

У  детей старшего дошкольного возраста  могут возникать проблемы  в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети затрудняются в  подборе слов для построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря–это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильно речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому  необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка (Например:"Вкусняшки".Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" на тарелочку, затем вы.) В такие игры можно играть идя по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Формируем грамматический строй речи у детей 5 — 6 лет

При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственнойречи.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Например:
НОЖ – значение единственности;
НОЖИ – значение множественности;
НОЖОМ – значение орудийности. 
У детей с нарушениями речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, в необычном порядке слов.
Особую трудность для детей представляют сложноподчиненные предложения.
Только систематическая, планомерная и совместная работа педагогов и родителей приведет к устранению нарушений лексико-грамматических компонентов речи детей.

Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»

Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.
У меня есть лента. - А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.
У меня есть полено. - А у меня нет полена.
У меня есть ложка. - А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.
У меня есть книга. - А у меня нет книги.
Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы. 

Подбери прилагательные к существительному

Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными.
Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные.
САПОГИ – черные кожаные.

Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

"Интерактивные тесты" Обследование и развитие грамматического строя речи у дошкольников"

Гоженко Екатерина Николаевнаучитель-логопедМДОУ  детский сад  комбинированного вида №6 "Улыбка"   г.ТихвинЛенинградская область Данные тесты предназначены для обследования и д...

Консультация для родителей Развитие грамматического строя речи дошкольников

Консультация для родителей- "Рзвитие речи детей дошкольного возраста"....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста".

Консультация для родителей "Развитие грамматического строя речи у дошкольников  старшего возраста". Возраст 5-6 лет....

консультация для родителей по развитию грамматического строя речи у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям по развитию грамматического строя речи у детей...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....