Консультация для родителей - Если ребёнок заикается?
консультация по теме

Манойло Анна Анатольевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок заикается?

        Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях.        

        Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

Памятка  родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.

Рекомендации:

1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это  достигается:

- общей спокойной, доброжелательной обстановкой;

- отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;

- последовательностью требований взрослых к ребёнку;

- учётом страхов ребёнка, его тревог.

Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

- выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;

- строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;

- ежедневно гулять с ребёнком;

- ежедневно делать физическую зарядку;

- избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);

- ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

- спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;

- обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);

- совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;

- выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);

- как можно чаще заниматься пением;

- читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

- выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

- создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);

- усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома:

• Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны,  отдых с эмоциональным перенапряжением,  долгая  разлука с родителями  (особенно с матерью) нежелательны.

• С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок  ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.

• Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые  песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.

• При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.

• Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).

• Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

• Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.

• Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.

• Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.

• Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.

• При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.

Только активное участие вас  родителей в коррекционном процессе, ваше терпение и любовь, поможет ребёнку достичь большей положительной динамики в нормализации  его речи.

Список использованной литературы:

 1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 - № 8.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Если ребёнок говорит плохо"

Несколько советов  для родителей по речевому общению с детьми...

Консультация для родителей "Если ребёнка ужалила пчела"

Консультация для родителей  "Если ребёнка ужалила пчела"...

Консультация для родителей "Если ребёнок всё время льнёт к вам.

Консультация по адаптации к детскому саду....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"

Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"...

Консультация для родителей "Если ребёнок агрессивен ?".

Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»Доброе время суток, уважаемые коллеги!Очень многие из нас – и воспитатели, и родители – сталкиваются с такой проблемой, как агрессия ребёнка.Что та...