Главные вкладки

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в Вашем доме"
    консультация (старшая группа) на тему

    Чичерина Ирина Дмитриевна

    Что такое книга для ребенка? - радость, интерес, яркая картинка, увлекательная история, тайна и многое-многое другое. Новая книга - это всегда праздник. Не стоит лишать ребенка книги, заменять ее на планшет, компьютер или телевизор. Задумывались ли Вы как можно организовать детскую библиотеку дома? Об этом читайте в следующей статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biblioteka_star.doc528 КБ

    Предварительный просмотр:

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»

    (старшая группа)

    Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

    Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

    В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

    Мы читаем книги вместе                     И бизоны, и удавы,
    С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
    У меня картинок двести,                    У меня – в пустыне дикой
    А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
    У меня слоны, жирафы –                    Папу жаль. Ну что за книга,
    Звери все до одного, –                          Если в ней картинок нет!

    В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

    Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

    Второй тип  это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

    Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

    Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
    До 3–4-х лет детей должны окружать
    книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

    !

    Помните, что очень большое количество книг не воспитывают прямо пропорционально нужные качества. Ребенок теряется в их количестве, не понимает, что книги нужно беречь, складывать их на постоянно отведенное место…
    Не гонитесь за количеством, обратите внимание на качество и художественную ценность той литературы, которую вы приобретаете своим детям.

    Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
    - Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку
    «Кошкин дом».
    -     Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.

    В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.

    Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.

    Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:

    • разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
    • игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
    • лото или домино «Герои любимых сказок»;
    • пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
    • отгадай загадку – найди отгадку;
    • диски с аудиозаписями различных детских произведений;
    • сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
    • материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
    • чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

    Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

    Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книги в вашем доме"

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но...

    «Книжки в Вашем доме» Консультация для родителей. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

    Формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библи...

    Юный художник в Вашем доме.Советы педагога родителям.

    В детстве каждый ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности. Хочу посоветовать родителям, как помочь ему развить этот интерес, узнать больше о изобразительных материалах, организовать ра...

    Консультация для родителей: Советы по оформлению детской домашней библиотеки- "Книжки в вашем доме"

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки для детей старшего дошкольного возраста....

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в вашем доме"

    Рекомендации для родителей по оформлению детской домашней библилтеки....

    Рекомендации для родителей: "Советы по оформлению детской домашней библиотеки"

    Формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые  мы преследуем, создавая домашнюю библиотеку....