Главные вкладки

    Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    Консультация для родителей "Изготовление самодельных музыкальных инструментов"

    Сергуткина Светлана Владимировна

    Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Загадки о музыке для детей

    Консультация для родителей

    «Музыка, живущая рядом»

              Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.

    Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.

    Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его  в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

    D:\Мамина папка\фото инструмент- самоделки\SDC13504.JPG

    Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами.

    Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

    Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

    Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

    Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

    Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.  

    Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

    D:\Мамина папка\фото инструмент- самоделки\SDC13508.JPG    D:\Мамина папка\фото инструмент- самоделки\SDC13513.JPG

    Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.

    Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

    Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

    Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

    Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

    Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

    Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

    Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

    Металлические банки разных размеров;

    Стеклянные бутылки и фужеры;

    Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски и многое другое, из чего можно извлечь звуки.

    D:\Мамина папка\фото инструмент- самоделки\SDC13499.JPG         D:\Мамина папка\фото инструмент- самоделки\SDC13497.JPG

     Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми.

    Все, что нас окружает, может звучать:

     · пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;

     · пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;

     · пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;

     · трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.

             Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.

     Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным.

     «Звуковая сказка»

     барабан – это гремит гром или идет медведь;

     колокольчик – капли дождя, капель;

     шуршание бумаги – ветер или падающие листья;

     расческа – жужжание пчел;

     пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки;

     терка с наперстком – звук пилы.

             Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

    Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель

     Сергуткина Светлана Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"

    Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...

    Мастер-класс для родителей «Самодельные музыкальные инструменты «Сказки – шумелки»

    Мастер-класс направлен на развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей....

    Консультация для родителей " Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала"

    Консультация для родителей «Изготовление музыкальных инструментов из бросового материла»Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков спосо...

    Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

    Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей" . Каждый ребёнок музыкален от природы и только от взрослого зависит, каким станет в дальнейш...

    Консультация для воспитателей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

    Консультация для воспитателей о целесообразности приобщения детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов....

    Консультация для родителей «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей»

    Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усл...