Буклет "Фонетическая ритмика. Слово равно движению"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

Буклет для родителей детей дошкольного возраста. 

В буклете кратко представлена система двигательных упражнений (фонетическая ритмика), которая поможет сформировать у ребенка правильную и четкую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_slovo_ravno_dvizheniyu.docx391.41 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Развитие речи и двигательная актиновсть       ребенка взаимосвязаны.

Как сформировать правильную и четкую речь у малыша? В этом вам поможет

фонетическая ритмика -  прыжки и взмахи руками.


Игры со смыслом

Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. 
Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное - вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.

Начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся. 

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив "крылья".

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит "коготки тигра" (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз — согрейся.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди "оттаивают".

Добро сильнее зла.

Первая задача - изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Поза лягушонка.

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, "выпучим" глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается). 
Положим руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим звук С (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Вверх-вниз.

Малыш лежит на спине, а на животике у него - листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Море шумит.

Попробуем это изобразить: вдох — поднимаем руки вверх, выдох длительно произносим звук "ш-ш-ш-ш" и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Полетаем!

Бумажную бабочку пли самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Ветер налетел.

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу (чем не дерево). А теперь подуем на него, будто "ветер" колышет листву.

Песику жарко.

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.

Юный боксер.

Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар но спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, "ша", "са") и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

·  Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, "та"). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро "та-та-та-та"...

·  Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой - вправо, левой - влево), произнося "па". Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: "па-па-па" (повторяем 3-4 раза).

·  Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим "па-па-па-па-па", делаем остановку - хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: "па-па-па-па-па"... остановка - и снова хлопок.

          Проверяем чувство ритма

 Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

 Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

·  Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: "ТАМ" - делаем резкий указательный жест в сторону, "САМ" - плавно показываем на себя, "ПОЛ" - направление жеста на пол, "НОС" - указываем на нос.

·  Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: "мама", "папа", "осень", "дует", "сильный", "много" и др. Затем выбирайте трехсложные слова: "высота", "лебеда", "кто куда" и т.д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи. Начнем со звука "Ш".

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук "ш-ш-ш-ш".

На очереди — "Ч".

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук "ч".

Операция "Ж".

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим "ж".

Звук "Р"

Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук "р-р-р-р"...

Звук "Ц"

Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем "ц-ц-ц-ц", стараясь подчеркнуть в нем элемент "с".

Звук "Л"

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем "ла-ла-ла"...

Трудными для произнесения могут быть также звуки "Ф", "С".

Начнем работу со звука "С".

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...

На очереди звук "Ф".

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим "ф-ф-ф"...

Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему ребёнку  коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Вот несколько примеров: Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша), 
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок). Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом} И на елку села. 
Села, посидела.Опять полетела (всплесните руками)  И на елку села...

Таким образом можно попробовать "оживить" любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Желаем успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

фонетическая ритмика

      Слово равно движению

составитель – учитель – логопед       Штинникова  Т.С.

Наш адрес:

г. Северодвинск

ул. Лебедева 13  а (корпус 1)

ул. Лебедева 5 (корпус 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...

Слово равно движению

Как сформировать  правильную  и четкую речь  у  малыша?  В  этом вам  поможет фонетическая ритмика – прыжки  и  взмахи руками....

Игры со словами и движениями

картотека игр по лексическим темам на согласование движений с речью...

"Слово и движение на основе детского фольклора"

Значение использования детского фольклора в работе с детьми раннего возраста...

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

"Веселая мульт - ритмика" музыкально-ритмические движения для детей всех возрастных групп.

Приглашаю вас посмотреть подборку детских развивающих музыкальных мультфильмов  и одновременно выполнить полезные для здоровья упражнения вместе с детьми.Делать ритмическую гимнастику под интерес...