Для родителей
консультация

Юферова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взрослый мир в детских мультфильмах».

Дети, которые посещают детский сад, проводят в нём по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время? Как вы используете часы общения с ребенком?

Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на интересную прогулку... Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.

Чем же занят ребенок? Утро — сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух-трех часов в день. Тем более что вечерние программы не рассчитаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых.

Теле- и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор становится первым воспитателем наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены воздействию телевидения.

Знаменитый кукольник Сергей Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее, особенно то, что происходит на сцене, на экране, в книге. Поэтому необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем как кто-то падает, ушибается и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. В этом можно убедиться, понаблюдав за тем, что и как играют современные дети.

Даже в мультфильмах для самых маленьких даются военные сцены, ожесточающие душу ребенка. И вряд ли малыш, насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о козлике, от которого «остались рожки да ножки».

Картины убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами, оборотнями приводят в некоторых случаях к серьезным психическим заболеваниям.

Конечно, можно сказать, что со временем ребенок привыкает и перестает бояться. Но что такое привычка спокойно смотреть на убийства и сцены насилия, как не патология?!

Родителям необходимо просматривать программу ТВ на будущую неделю, отбирая те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку. Не стоит забывать и о количестве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. И лучше, если малыш не будет смотреть телевизор больше получаса подряд. Именно такие рекомендации дают специалисты.

Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.

Рекомендации родителям

«Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».

  • Выбирайте вместе с ребенком те мультипликационные фильмы и передачи, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе.
  • Точно следуйте этому расписанию.
  • Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных вами передачах, мультфильмах.
  • При выборе телепередач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены именно для возраста вашего ребенка.
  • Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию.
  • Если ребенок вместе с вами смотрит передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиденного на экране.
  • Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел.
  • Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю.
  • Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.
  • Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате и не с близкого расстояния.
  • Не разрешайте ребенку смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.
  • Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами пустили в свой дом!




Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Готовим ребёнка к школе».

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября ваши дети переступят порог школы. Первый раз он переступит порог класса, сделает первый шаг в Страну знаний. Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (Высказывания родителей).

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей. Чтобы этот период прошёл безболезненно, необходимо готовить ребёнка целенаправленно.

В детском саду детям рассказывают о школе, об учителях, о школьных принадлежностях, им показывают фильм о школе. Дети играют в школу, учатся собирать портфель. Эта работа создаёт мотивационную готовность к обучению, то есть вызывает у детей желание идти в школу.

Необходимо продолжить работу и дома, летом. Сходите с ребёнком в школу, если появится такая возможность, то познакомьте его с учителем. Покажите будущему первокласснику школьный двор, спортивную площадку. Расскажите ему о том, как сами учились в школе, как там интересно. Совершите покупки к учебному году вместе с ребёнком. Путь он сам выберет себе тетради, пенал, портфель и т. д. Все эти действия так же вызовут у ребёнка желание учиться.

Познакомьте своего ребёнка с правилами поведения в школе: учителя необходимо слушать, потому что он много знает, необходимо выполнять все его требования и др. Научите его контролировать своё поведение.

Очень важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым. Поэтому укрепите летом его здоровье: купайтесь, загорайте, гуляйте, ешьте фрукты, овощи. Если есть хронические заболевания, то пройдите всех специалистов летом, так как обычно осенью они обостряются.

Одно из главных требований к будущему первокласснику, набор необходимых знаний и умений, необходимых для обучения в школе. Повторяйте то, что мы изучали в детском саду, давайте детям материалы для творчества: карандаши, краски, пластилин. Предложите ребёнку игры на развитие памяти, внимания. «Лабиринты», «Найди одинаковые предметы», «Угадай, что изменилось», «Запомни слова» и т. д.

Необходимо позаботиться о безопасности детей. Вместе с ребёнком определите самый безопасный маршрут от дома до школы. Пройдите по нему и объясните все опасные места: дорога, перекрёсток, пешеходный переход, яма, канализационный люк и т. д. Необходимо договориться, кто будет провожать и встречать ребёнка. Если нет такой возможности, нужно продумать систему контроля: телефонные звонки домой, на мобильный телефон ребёнку, соседям и т. д. Не вешайте ключ от дома на шею ребёнку, не оставляйте его в условном месте. Лучше договоритесь с соседями, установите кодовый замок. Приучите первоклассника всегда сообщать, куда и с кем он идёт.

Помните, что ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Здоровье наших детей».

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего собрания посвящена здоровью.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Здоровье - главное богатство нации. Если здоровье - богатство, его надо сохранять.

Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Система работы детского сада.

Взаимосвязь психологического и физического здоровья детей.

Родители хотят, чтобы дети в школу пришли читающие, считающие. Они считают, что это самое главное. Поэтому зачастую дети имеют скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствуют такие  физические качества как усидчивость, умение элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Родители чаще заботятся о соматическом здоровье, чем о психическом. Если они дают ребёнку лекарства от гриппа, насморка, различных болезней, то они же категорически отвергают те лекарства, которые им прописывает врач-психиатр. Но мозг, как и весь организм, требует подпитки, помощи. Поэтому такие лекарства также необходимы детям.

Родители должны преследовать цель формирования у детей таких качества, как:

  • Умение любить себя и другого человека.
  • Потребность в саморазвитии.

К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика, ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Он грубит, обзывается, пользуется ненормативной лексикой, становится агрессивным.

Существует и другая крайность. Родители залюбливают своего ребёнка, не замечают его недостатков, плохо реагируют на замечания педагогов. Они считают, что к нему придираются, на него наговаривают. Другие считают ребёнка маленьким, выполняют за него то, что он может и должен делать сам: раздевают, одевают, выполняют домашние задания. Такие родители не понимают, какой вред они наносят своему ребёнку. Скоро он выйдет во взрослую жизнь. Кто там ему будет надевать носки, заправлять рубашки в брюки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы?

Поэтому необходимо формировать у него самостоятельность и т.д.

Рекомендации:

  • Чаще объясняйте ребёнку необходимость заботы о здоровье.
  • Помогите ребенку научиться сохранять здоровье, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать режим дня.
  • Помогите ему стать самостоятельным, умеющим преодолевать трудности, научиться объяснять свое поведение и поведение других людей.
  • Выполняйте назначения врача-психиатра.

 

АНКЕТА

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности. Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

1.Фамилия, имя ребёнка_______________________________________

2.Дорога до детского сада:

пешком (сколько времени) _____________________________

на транспорте (сколько времени) __________________________

3.  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

нет

да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.  Режим сна:

ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч,

поднимается в  _____ч;

в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.

5.  Спит ли ребёнок днём в выходные дни:

да (указать продолжительность сна);

нет.

6.  Делает ли ребёнок дома утреннюю гимнастику?

нет;

иногда;

только в выходные дни;

да, всегда.

7.  Сколько времени в день ребёнок:

смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;

в выходные дни _____ ч;

проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;

в выходные дни _____ ч.

8.  Где ребёнок был летом?

дома;

за городом;

на море;

другое____________________________________________________

9.  Знаете ли вы меню детского сада?

да, всегда;

иногда;

не интересуюсь.

10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок? ___________________________________________________________

11.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):

консервы (исключая консервы для детского питания);

грибы;

чипсы, сухарики; 

газированные напитки;

импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)

Отметить для каждого из пунктов:

А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);

Б – иногда (1 раз в неделю);

В – редко (1-2 раза в неделю)

12. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?

да, всегда;

иногда;

нет.

13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:

хорошее;

удовлетворительное;

плохое (указать причину) ____________________________________________________________

14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? __________________________________________________________________________________________________________________________

15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы!

Памятка для родителей по сохранению здоровья их детей.

Уважаемые папы и мамы! Помните!

Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.

- Чистота – залог здоровья. Необходимо, чтобы ребёнок был в чистой одежде, с постриженными ногтями, волосами.

- Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

- Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю. Регулярно проводите закаливающие процедуры.

- Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

- Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

- Воспитывайте его самостоятельным, приучайте его самостоятельно справляться с трудностями.

- Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

- He ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!

Памятка для родителей по сохранению здоровья их детей.

Уважаемые папы и мамы! Помните!

Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.

- Чистота – залог здоровья. Необходимо, чтобы ребёнок был в чистой одежде, с постриженными ногтями, волосами.

- Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

- Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю. Регулярно проводите закаливающие процедуры.

- Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

- Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

- Воспитывайте его самостоятельным, приучайте его самостоятельно справляться с трудностями.

- Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

- He ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игры на восприятие цвета».

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Наши дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься не только воспитатели, но и родители.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям. Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете проводить с детьми дома.

Игра «Привяжи ленточку к шарику» поможет научиться ребенку не только соотносить цвета, но и развить мелкую моторику.

Вам понадобятся три надутых воздушных шарика разных цветов и шесть ленточек, три из которых того же цвета, что и шарики. Попросите ребенка найти для шариков ленточки. Следите за тем, чтобы ребенок подбирал ленточки правильно, но не одергивайте его, а тактично помогите.

Игра «Повесь одежду».

 Вам понадобятся цветные прищепки и вырезанные из цветной бумаги того же цвета, что и прищепки, платья. Между двух стульев натяните веревку и попросите ребенка повесить на нее платья, подбирая прищепки по цвету. Предварительно вам придется научить малыша пользоваться прищепками. Это упражнение хорошо развивает не только зрительное восприятие цвета, но и пальчики. А это уже развитие речи, мозга, да и подготовка руки к письму.

Игра «Бабочка прячется». Вырежьте из цветной бумаги бабочек. Цвета их должны совпадать с некоторыми предметами, окружающими вас. Расскажите ребенку о бабочках. Расскажите, что бабочки боятся птиц, которые могут их съесть, и предложите сыграть в игру. Дайте ребенку возможность выбрать бабочку понравившегося ему цвета и объявите, что когда вы будите говорить: «птицы летят» ребёнок должен посадить бабочку на предмет того же цвета, что и бабочка. Например: ребенок держит в руках синюю бабочку, по команде «летят птицы», он бежит к синим шторам и сажает на них бабочку. Каждый раз цвет бабочек стоит менять.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование связной речи является весьма важным, а главное нужным этапом в развитии любого ребенка. Наверняка все родители хотят, чтобы их ребенок умел правильно, красиво и понятно для окружающих строить свои высказывания. Кто-то мечтает, чтобы ребенок стал политиком или философом и умел формулировать сложные изречения. Другие же, в свою очередь, хотят, чтобы ребенок умел ясно и просто излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, ориентироваться в любой речевой ситуации и самостоятельно определять содержание своего высказывания. Иногда ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать свое высказывание. Особенно трудно это дается детям  с различными речевыми нарушениями. Для этого и пригодятся родителям различные задания, направленные на формирование и развитие связной речи ребенка и его творческих способностей.

Задание№1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.

Задание №2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

Задание №3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.

(«Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

Задание №4. Пересказать короткий текст. 

Предлагаются следующие варианты творческих заданий:

-придумать продолжение событий;

-  инсценировать рассказ;

-  ввести новые персонажи.

Задание № 5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.

После того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений, переходим к следующему этапу -  обучение рассказыванию с элементами творчества.

Задние №1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).

Задание №2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

Задание №3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, или вырезанным по контуру)

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т.д.).

Задание №4. Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).

Задание №5.Составление предложений со словами из числа названных (мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Уважаемые родители, играйте и фантазируйте вместе с вашими детьми!

Очень надеюсь, что подобранные задания будут интересны и полезны для вас и ваших детей!

 С уважением логопед Куценко И.Н.

.

Формирование описательно-повествовательной речи

на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

1. Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

2. Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с неодушевленными предметами (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) На картинках изображена, как правило, обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4 — 5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке, правильно употребляя глагол. Далее переходят к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

3. Проделанная работа позволяет перейти к очередному виду занятий, а именно к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей картинке. Такая работа способствует уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической последовательности излагать увиденное.

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим установить последовательность событий, а то и представить свой образец рассказа.

Уже на самых первых этапах обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи. Например, можно предложить ребенку восстановить рассказ по отработанной на предыдущем занятии серии без предъявления одной — двух картинок, включить себя в число действующих лиц, построив рассказ от первого лица, сделать себя главным участником изображенных событий, затем предложить группе детей инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников, дополнительные действия. (Например, при работе с серией «Петя и волки» дети вводят других героев — друзей, которые хотят проводить его через лес, предлагают мальчику остаться в поселке, подождать взрослых, обратиться за помощью к охотникам и т.д.)

4. Творческим видом работы является составление детьми рассказа, опосредованно связанного с предложенной серией картинок. После предварительного разбора и составления рассказа по данной серии (например, по серии «Синички», состоящей из трех картинок: девочка зимой на кухне за столом предлагает синичкам чай) логопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необходимо зимой подкармливать птиц, и предлагают затем детям составить об этом небольшой рассказ.

 Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л. С. Выготского), целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это умение формируется у детей с определенным трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услышанные тексты.

Параллельно с работой по формированию умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок можно уже с первых занятий готовить детей к овладению высказыванием без зрительной опоры.

А) Начинать эту работу необходимо с подбора глагольного словаря к определенному существительному. Дети называют предмет, нарисованный на картинке, а затем вспоминают, придумывают и называют, что этот предмет может совершить (например: «Кошка спит, мяукает, царапает» и т.д.), т.е. отвечают на вопросы: что делает? или что умеет делать? После такой предварительной работы легче справиться с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому надо начинать с предметных картинок с изображением детей, затем взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы знакомые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных, но знакомых детям предметов.

Б) Далее предметная картинка заменяется словом, дается задание: «Составьте предложение про кошку». Предложения, составляемые детьми, как правило, нераспространенные (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят). Следует учить детей распространять предложения, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или указать, где она находится (Кошка лежит на диване), или почему она это сделала. (Кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта наработка определенных речевых структур подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете. Такая работа проводится систематически в рамках каждой изучаемой лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Животные» и др.).

В) По мере овладения навыком составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову.

Логопед и воспитатели на этом этапе стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять, фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах.

Система работы по обучению рассказыванию по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на сюжет и без нее позволяет детям значительно расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемых в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких заданий можно отнести приведенные ниже.

1.Составить рассказ о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенному на сюжетной картинке.

2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу (с опорой на картинку).

3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов рассказа на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.

4.Придумать сказку по предложенному сюжету.

М. М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. Используя усвоенное, они, проявляя творческие способности, вносят элементы нового.

Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятельность является лишь одним из условий, поддерживающих мотивацию.

Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета — важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумать сказку, рассказать так, чтобы она была понятна, включить в нее некоторые описания. Предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет побуждал работу воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.

Сочинение сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, при этом реализуются художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию.

Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.

Разыгрывание сказки требует совместного творчества детей, иногда совместных действий со взрослыми, если дети затрудняются продолжить или закончить сюжет или переходят к шаблонным фразам, шаблонному использованию персонажей.

Таким образом, у  детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать производимые учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Список литературы:

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1970
  2. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
  3. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология, 1990. - №6


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность подбирать подвижные игры.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием 14 каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд, «Само может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок», проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более Сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничность движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть «травлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой,упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к Детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важнее, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После тог, как большинство детей усвоит правила игры им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки.

Спортивные игры

1)"Не теряй равновесия"

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.

2)"Кому достанется кегля"

На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

3)"Тик-так-тук"

Ведущий говорит, обращаясь к детям: "Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик-так-тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: "Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

4)"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

5) "Узнай по голосу"

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

6)  «Салки» в два круга

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, я игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).

7) «Нас не слышно и не видно»

Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

8)  «Найди флажок»

На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петуха», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т. д.

9)«Передай — садись»

Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

10) «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

Усложненный вариант игры.

После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капп тана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращения к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

11) «Быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победи гелем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.



Предварительный просмотр:

 Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет (рекомендации для родителей)

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...