ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация ( группа) по теме

Маясова Марина Анатольевна

ДОСУГ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

«В ЦАРСТВЕ БЕРЕНДЕЯ»

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К ШКОЛЕ ГРУППА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_berendeya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ДОСУГ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

«В ЦАРСТВЕ БЕРЕНДЕЯ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К ШКОЛЕ ГРУППА

2006 г.

В царстве Берендея

(Подготовительная группа)

Программное содержание.

  • Эмоционально настроить детей.
  • Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям.
  • Продолжать учить выделять признаки времени года – весны.
  • Учить различать голоса птиц в природе, называть их по описанию.

Оборудование и материалы: грампластинки в соответствии со сценарием праздника, искусственные (или живые) цветы-первоцветы, картинки, изображающие признаки весны, картинки с изображением птиц, мольберт.

Ход праздника:

Дети под музыку заходят в зал, здороваются, садятся на ковёр.

Звучит музыка «Царство Берендея» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».

К трону идёт царь Берендей (воспитатель). Садится. (Задумчиво). Жилось нам не худо. Берендеи нынешнюю зиму не забудут: весёлая была! В урочный час, обычной чередою весна является на землю берендеев, но нет как нет её! (Музыка заканчивается).

Ребёнок. Батюшка, Царь, Берендей! Нам зима-то, наскучила, без солнышка замучила.

Царь Берендей. Видать, нерадостно и холодно её встречает мой народ. Пора зиму прочь гнать, Весну-красну к нам зазывать. Становись, честной народ, в развесёлый хоровод.

Дети становятся в хоровод вместе с Царём Берендеем. Царь Берендей и дети хором произносят закличку:

Ау, ау, аукаем, весну зааукиваем:

Март, март – солнцу рад,

Апрель, апрель несёт капель,

Май, май – нивку засевай.

Ау, ау, аукаем, весну зааукиваем!

Звучит песня-хоровод «Вот и зимушка проходит» в обработке П.Чайковского.

Царь Берендей. Не идёт Весна, надо позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!

Ребёнок. Ребята, давайте в горелки играть, солнышко ясное в гости к нам звать!

Царь Берендей даёт ребёнку изображение солнышка, прикреплённое к палочке. Проводится игра «Гори, гори ясно!».

Царь Берендей. Не идёт Весна, надо ещё раз позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!

Ребёнок.

Жаворонки, прилетите!

Холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите!

Звучит увертюра П.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети и царь Берендей садятся на ковёр.

Царь Берендей. Слушайте, слушайте! Чуден приход Весны! Как легки её шаги! (Дети слушают музыкальный фрагмент).

Царь Берендей. Идёт Весна! Отворяйте ворота!

Под музыку П.Чайковского входит Весна – воспитатель. Дети встают. Воспитатель – Весна с цветами подснежниками, танцует с детьми.

Царь Берендей. Весна-красна! Ты с чем пришла?

Весна.                 С сохой, бороной, с лошадкой вороной,

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,

С травкой шёлковую, с водой ключевою.

В подарок принесла вам первые цветы.

Царь Берендей. А вы, друзья, Весну встречайте с радостью и танцем.

Берендей садится на трон, Весна раздаёт детям цветы-первоцветы, под музыку П.Чайковского «Вальс цветов», дети исполняют танец с цветами.

Весна. Благодарю за тёплый приём. Но что вы от меня ждёте? Каких изменений в природе хотите? Зачем закликали?

Царь Берендей. Ну-ка, друзья, расскажите Весне, чего мы ждём от неё, начнём с первого весеннего месяца марта. (Звучат рассказы детей о признаках марта – по картинкам).

Первый ребёнок. Зима ещё сопротивляется, но снег теряет свою белизну, делается тяжёлым. Днём снег тает, а за ночь опять замерзает. Появляется ледяная корка.

Второй ребёнок. Солнце, ветер и туман сгоняют снег. Повсюду журчит вода, бегут потоки.

Третий ребёнок. Появление сосулек – это начало весны. Сосульки – это замёрзшая вода, от тепла они тают.

Четвёртый ребёнок. Это время прилёта птиц. Возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом те, которые питаются насекомыми. К встрече птиц надо хорошо подготовится. В марте даже есть такой праздник – День птиц.

После каждого выступления Весна хвалит детей за то, что очень точно подметили они поведение её помощников.

Весна. Как хорошо ребята вы рассказали о месяце марте.

Царь Берендей. Весна-красна, послушай рассказ о месяце апреле. (Звучат рассказы детей по картинкам).

Первый ребёнок. Апрель – месяц говорливой воды. Одна за другой отрываются льдины от берегов. Очень красивы картины ледохода. Но дети должны помнить: ходить по льду опасно.

Весна. Очень правильное замечание, все должны об этом знать!

Второй ребёнок. В неглубоких местах, где вода прогревается, мечут икру щуки, нерестятся окуни, ерши.

Весна. Да, рыбки уже проснулись.

Третий ребёнок. Просыпаются от долгого сна медведи, ежи, барсуки. В это время медведь нападает на лосей. У многих зверей идёт линька, ведь зимние шубки сильно износились.

Четвёртый ребёнок. Первой зацветает ольха. А это ива, пушочки у неё жёлтые, с приятным запахом.

Пятый ребёнок. Расцветают первые цветы: перелески, ветреницы. В народе их называют подснежниками, потому что бутоны у них появляются ещё под снегом.

Шестой ребёнок. На солнышке повсюду видны цветы мать-и-мачехи.

Седьмой ребёнок. Красиво в лесу ранней весной. Но не надо забывать, что в некоторых местах остались прошлогодняя трава, хворост. При пожаре всё это может загореться. Погибнут деревья, гнёзда птиц. Людям надо быть осторожнее с огнём.

Весна. Это крайне важно! Пусть помнят об этом все люди!

Царь Берендей. Подошло время рассказа о третьем весеннем месяце. Слушай Весна! (Дети рассказывают по картинкам).

Первый ребёнок. Май – самая красивая и радостная пора. В мае начинают зацветать берёза, осина, дуб, клён, рябина.

 Второй ребёнок. Земля покрывается нежной травкой, и появляется всё больше и больше весенних цветов, например ландыш. Но надо помнить, что это растение ядовитое. А вот из листьев первоцвета готовят салаты и супы. Очень красивы цветы на кустах сирени. Над весенними цветами летают бабочки, пчёлы, осы, шмели.

Царь Берендей. Слышишь, Весна, мой народ не только замечает красоту, но и помнит об осторожности.

Третий ребёнок. В мае в поле идёт посевная.

Царь Берендей. Видишь, Весна, сколько мы знаем о тебе?

Весна. Пусть это всё исполниться и свершится! А что вы, ребята, знаете о моих помощниках – первых вестниках весны? Кто они?

Дети. Птицы!

Весна. Но зачем же все так ждут птиц?

Дети . льются птичьи песни… Хорошее настроение… Весной просыпаются вредные насекомые, их уничтожают птицы. Птицы переносят семена различных растений, эти семена вырастают в других местах.

Царь Берендей. Приглашайте, ребята, Весну в хоровод. (Дети встают с ковра).

Дети вместе с воспитателем и царём Берендеем исполняют хоровод.

Весна. Ну, царь Берендей, много знают ребята. Но и я приготовила сюрприз: пусть отгадают птиц по голосу и описанию. И тогда я действительно поверю, что вы меня ждали и готовились к встрече. Послушайте голос этой птицы.

Звучит запись с грампластинки из второй серии «Голоса птиц в природе».

А теперь послушайте, что я о ней расскажу. Размеры этой птицы внушительны – она ростом с индюка! Почти орлиный клюв, над глазами ярко-красные брови. Чёрный, вероподобный хвост, одним словом, царь-птица. Ещё прохладной весной эти птицы токуют, славят весну. В наших краях на эти праздники собираются по десять или двадцать птиц. Их песня негромкая, да и маломузыкальная. Зато есть нечто удивительное: птицы при исполнении своей песни ничего не слышат, хоть кричи рядом. Кто это?

Дети. Глухари!

Весна. Попробуйте найти глухаря на картинке. (Дети выставляют на мольберт картинку).

Весна. Послушайте голос ещё одной птицы.

Звучит песня жаворонка из второй серии «Голоса птиц в природе».

В наши края эти птицы прилетают в апреле. Чем вызвана любовь человека к этой птице? Конечно, исключительно жизнерадостным неутомимым пением. Щедро льётся песня над полями, скрашивая нелёгкий труд земледельца. Как зовут эту птицу?

Дети. Жаворонок. (Они находят изображение этой птицы).

Весна: Слушайте дальше, и угадайте, о ком я рассказываю. Наравне с жаворонком он стал символом весны. Эти птицы прилетают и сразу начинают петь. Поёт эта птица громко и азартно, но есть в её пении кое-что смешное. Эта птица может подражать другим птицам, даже изобразить скрип калитки, голоса домашних животных. Это великий пересмешник. В нашем северном хозяйстве эта птица приносит только пользу. Кто это?

Дети. Скворец. (Они показывают скворца на картинке).

Царь Берендей. Вот видишь, Весна, мой народ справляется с твоими загадками.

Весна. Посмотрим дальше. Слушайте песню другой птицы.

Звучит песня серого журавля из третей серии «Голоса птиц в природе».

А теперь слушайте описание этой птицы. Появляются эти птицы в наших краях в апреле. Очень интересно наблюдать за их танцами: они словно бы топчутся и подпрыгивают на месте. Далеко вокруг слышно их пение, причём первый слог «кур» произносится самцом, а второй – «лы» - самкой. Получается «курлы», заметьте, крик этих птиц весной нам кажется радостным, а осенью – грустным. Как мы называем этих птиц?

Дети. Журавли.

Весна. А эта птица – моя любимая певунья. Слушайте.

Звучит голос соловья из первой серии «Голоса птиц в природе».

Царь Берендей. Узнаю, узнаю, конечно, это соловей, наш любимый соловушка. (Дети ставят на мольберт изображение соловья).

Весна. А вот ещё. Эта птица гнёзд не вьёт, не насиживает яиц и не вскармливает своих птенцов. Она подкидывает свои яйца в гнёзда к другим, а когда из яйца выводится птенец, он выбрасывает из гнезда остальных птенцов. А приёмные родители еле успевают накормить прожорливого подкидыша. Но это очень полезная птица, она уничтожает множество вредителей деревьев, волосатых гусениц, которых не ест ни одна другая птица. Зазвучал её голос, наступила весна.

Царь Берендей. Ну, конечно, это кукушка. (Дети находят картинку). Ну вот, Весна, и с этим твоим заданием дети справились!

Весна. Люди славят Весну, пишут обо мне музыку, стихи. Дети, кто хочет прочитать обо мне стихи?

Под музыку М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» звучат стихи о весне.

Первый ребёнок.

Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон,

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Второй ребёнок.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня,

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд,

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

Третий ребёнок.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Весна. Хорошие стихи, ребята, вы мне прочитали. Я была весна разная. В марте – весна света. В апреле – весна воды. В мае – весна зелёной травы с душистыми цветами. И всегда люди сравнивали меня с рассветом, с молодостью.

Царь Берендей. Ну, а теперь, Весна, веди нас в свои владения.

Под музыку П.Чайковского дети вместе с Весной и Берендеем уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Экологическому воспитанию дошкольников

Программа поэкологическому воспитанию дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания ч...

Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников

Авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников....

Программа по экологическому воспитанию дошкольников

Данная программа по привитию основ экологической культуры дошкольникам принимала участие в областном конкурсе авторских программ и стала призером, также была опубликована в сборнике лучших авторских п...

Программа по экологическому воспитанию дошкольников "Росточек"

Направленность программы: кружка «Росточек» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализ...

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»

Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Раскрыть различные аспекты работы педагогов-специалистов в сфере экологического воспитания детей. Показать различные пути взаимодействия....

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Содержание работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников по программе С.Н.Николаевой....