Программа по Экологическому воспитанию дошкольников
рабочая программа по окружающему миру по теме
Программа поэкологическому воспитанию дошкольников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
- в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
- в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
- в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей. Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, (существующие ранее) рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МДОУ: инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, логопедом, психологом и воспитателями. Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.Программа «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» рассчитана на 4 года, начиная с младшего дошкольного возраста.Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? К 3м годам у детей накапливаются первоначальные знания о временах года, о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными.Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
На первом году обученияпедагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обученияработа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся раннее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.
Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности.
На 3-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Во всех группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе:
Разновозрастная группа – 1 час в неделю
средняя группа – 1 час в неделю
старшая группа – 1 час в неделю.
Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника, как уже указывалось выше.
Чтобы выявить эффективность экологических занятий проводились контрольные срезы, ребятам предлагались различные ситуации для выявления их действий. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, брейн-ринги, клубы выходного дня, деловые игры, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.
ЗАДАЧИ
«Привитие основ экологической культуры дошкольникам».
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
(МЛАДШАЯ ГРУППА).
- Вводное занятие.Знакомство с детьми.
- Осень в природе.Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.).
- Комнатные растения.Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом.
- Животные уголка природы.Первое знакомство с рыбкой, цикл наблюдений за ней. Знакомство с морской свинкой, цикл наблюдений за свинкой.
- Зима в природе.Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день. Работа с календарем наблюдений.
- Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных.
Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и старшей группы
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
(СРЕДНЯЯ ГРУППА).
- Вводное занятие.Выявление накопленных знаний о природе.
- Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада.Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала. Подготовка к зиме животных. Сбор корма для обитателей живого уголка совместно с педагогом.
- Обитатели живого уголка: практическая деятельность в живом уголке.Знакомство с 2-мя комнатными растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития, растение – живой организм. Выделение признаков живых организмов. Знакомство с хомячком и цикл наблюдений за ним. Способы ухода за хомячком. Уточнение представлений о рыбах аквариума, как живых организмов.
- Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новыми дикими животными – лось, зимующей птицей – поползень. Трудности в жизни диких животных в зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на участок. Рассматривание снежинок.
- Весна в природе.Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей – Трясогузка.
- Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года.
Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия, а также релаксационные упражнения совместно с психологом детского сада.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
(СТАРШАЯ ГРУППА).
- Вводное занятие.Воспоминание о лете.
- Осень в природе. Практические работы на участке д/с. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
- Обитатели живого уголка природы.Работа в живом уголке. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними. Животные в уголке природы. Кормление и уход в связи со средой обитания, образом жизни.
- Экскурсии.Экскурсии на овощеводческий участок, в парк в период золотой осени, на водоем.
- Зима в природе.Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом.
- Работа в живом уголке в зимнее время.Знакомство с различными видами аквариумных рыб: приспособленность обитания к водной среде. Знакомство с внешним строением черепахи, особенности ухода за ней в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Уход за обитателями уголка природы. Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.
- Лес – многоэтажный дом. Роль уральского леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
- Экскурсии в природу:парк, водоем, в живой уголок ЭНЦ.
- Весна в природе.Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за тополем. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
- Весенние работы в живом уголке.Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
- Экскурсии в природу:в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.
Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом.
ЛИТЕРАТУРА :
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез,2006г.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
- Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
- Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
Журнал «Дошкольное воспитание»
- №7 -1993г «Ребенок и природа». стр.3
- №7 -2000г. «Наш дом – природа», стр.2-26
- №9 -2000г. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47.
- №11 -2000г. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31.
- №11 -2000г «Воспитание бережного отношения к воде», стр.37.
Наглядное пособие для педагогов детского сада
Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»
- «Насекомые в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»
- «Обитатели океана в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»
- «Птицы в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»
- «Рыба в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-195407-1360088015.jpg)
Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников
Авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507162-1414305555.jpg)
Программа по экологическому воспитанию дошкольников
Данная программа по привитию основ экологической культуры дошкольникам принимала участие в областном конкурсе авторских программ и стала призером, также была опубликована в сборнике лучших авторских п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-307189-1380708275.jpg)
Программа по экологическому воспитанию дошкольников "Росточек"
Направленность программы: кружка «Росточек» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализ...
Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»
Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-768430-1588266242.jpg)
ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Раскрыть различные аспекты работы педагогов-специалистов в сфере экологического воспитания детей. Показать различные пути взаимодействия....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-768430-1588266242.jpg)
ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Содержание работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников по программе С.Н.Николаевой....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-768430-1588266242.jpg)
ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДОСУГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ «В ЦАРСТВЕ БЕРЕНДЕЯ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА...