Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей "Зрительная гимнастика с маленькими".
    консультация (младшая группа) на тему

    Нечаева Анастасия Юрьевна

    Материал по проведению зрительной гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zrit._gimnastika_s_malenkimi.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

                                                                             Глаза так много могут рассказать о человеке,

                                                                              Слова и жесты вовсе не нужны,

                                                                              Не зря же говорили люди,

                                                                              Глаза – есть зеркало его души.

                                                                                                          Анастасия Ланская

            Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир  с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.  90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.  

     Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

    Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

    Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

    Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

    Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются  хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений,  движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.

    Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания,  затем дети  выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

    Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

    В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

     игровая  физминутка;  с предметами;

     по зрительным тренажёрам;

     комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

    с опорой на схему; с сигнальными метками;

    с индивидуальными офтальмотренажерами;

    с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

    электронная зрительная гимнастика.

    Гимнастика для глаз (упражнения,  игры, тренинги и т.д.)

    1. «Забавный» тренинг

    Задачи:         разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

    Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте), каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

    Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

    2. «Рисование» взглядом

    Задачи: разнообразить движения глаз.

    «Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

    3. Чередование эпизодов света и темноты.

    Задачи: «Раскачка» мышц глаз.

    Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

    4.Игра «Найди зайку».

    Задачи:  дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

    Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

    5. «1-2-3-посмотри»

    Задачи: развивать глазодвигательные навыки.

    На  палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться  по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

    6.«Птичка»

    Задачи: развивать двигательную систему глаз.

    Ход: летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

    Собой невелички.

    Как они летели, (Вправо – влево)

    Все люди глядели.

    Как они садились, (Вверх – вниз)

    Все люди дивились.

    7.«Лошадка»

    Задачи: содействовать укреплению двигательной системе глаз.

    Ход: мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

    Вправо – влево. (Вправо -  влево.)

    Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

    8. Упражнение «Солнышко»

    Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение

    На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

    голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу.

     «Здравствуй! - солнышку скажу».

    9. Упражнение «Моргание»

    Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

    Показать ребёнку бабочку  и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».

    10.Глазодвигательные тренинги

    Задачи: формировать рациональные способы зрительного восприятия.

    Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

    11. Упражнение «Прищепочки»

    Задачи: снизить нагрузку на глаза.

    Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

    12. Упражнение «Самолет»

    Задачи: снять зрительное утомление.

    Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

    С ним собрался я в полет.

    Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

    И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

    Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

    Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).

    13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

    Задачи: развитие зрительно – моторной координации (глаза – руки),

    Ход: (глаза – руки), умения ориентироваться в пространстве.

    14. Упражнения «Воздушный шарик»

    Задачи: развития зрительной координации.

    Ход: перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

    можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

    Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

    15. Игра «Бегающий зайчик»

    Задачи: укрепление мышечной системы глаз.

    Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

    черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т.д., при этом пойте песню или разговаривайте.

     16. Игра «Сидим и бросаем»

    Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

    Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

    17. Упражнение «Зоопарк»

    Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.

    Ход: разыщите на картинке всех собачек (кошечек, зайчиков, улиток).

    Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

    (сверху – вниз, снизу – вверх).

    18. Упражнение «Солнечный зайчик»

    Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

    Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

    (луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

    Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

    19. «Новогодняя ёлка»

    Задачи: оказать оздоравливающее воздействие на  орган зрения.

    Ход: предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

    огоньками, но не в полной темноте.

    20. «Аквариумные рыбки»

    Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.

    Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

    блестящей чешуей.

    21. «Кискины глазки»

    Задачи: укрепить глазную мышечную систему.

    Ход: выпучивание  глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,

    посмотреть вверх, вниз, в сторону.

    22. «        День - ночь»

    Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

     Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым), а выходит в освещенную комнату.

    23. «Спи глазок, спи другой»

    Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

    Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

    24. «Прятки»

    Задачи: разнообразить движения глаз.

    Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

    25. Игровая физминутка «Елка».

    Вот стоит большая елка,

    Вот такой высоты.

    У нее большие ветки.

    Вот такой ширины.

    Есть на елке даже шишки,

    А внизу – берлога мишки.

    Зиму спит там косолапый

    И сосет в берлоге лапу.

    Выполняют движения глазами.

    Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо.

    Посмотреть вверх. Посмотреть вниз.

    Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов и родителей Тема: ПРЕДЛОГИ (маленькие слова)

    Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно н...

    Консультация для педагогов ДОУ "Виды гимнастики, которые проводятся в ДОУ"

    В консультации расскрывается: значение, содержание, структура гимнастики, методика её проведения. Виды гимнастики, о которых можно узнать из данной консультации: физкультминутки, оздоровительная гимна...

    Консультация для педагогов: «Методика проведения гимнастики для глаз»

    Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют спе...

    Консультация для педагогов ДОУ "Игровая гимнастика с элементами массажа"

    К сожалению, естественная потребность в активных движениях, свойственная детям дошкольного возраста, подавляется взрослыми, что самым отрицательным образом сказывается на общем самочувствии ребенка. Д...

    Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики"

    Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....