Родительское собрание на тему: "Как ребенку стать внимательным"
материал ( группа) на тему

Мелащенко Людмила Николаевна

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rebenku_stat_vnimatelnym.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Конспект  родительского

собрания:

«Как помочь ребенку

стать

внимательным».

        Воспитатель:Мелащенко Л.Н.                                                        

                

                                        2011 г.                

Цели:

-познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;

-показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.  

 

Подготовительная работа:

-изготовление приглашений на собрание для родителей;

-предварительное проведение анкетирования родителей;

-подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

-подбор материалов с описанием игр и упражнений.

Оборудование:

-литература о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности (оформление выставки);

-игровые места трех родительских групп;

-листы бумаги, цветные карандаши,  газета, мелкие предметы;

-аудиозапись бодрой музыки;

-материалы с описанием игр и упражнений;

Участники:

-воспитатели;

-родители.

Форма проведения: собрание-студия.

                                

Ход  собрания:

Родители под музыку занимают места за тремя столами - образуют три рабочие группы.

Воспитатель.

Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания - «Как помочь ребенку стать внимательнее».

Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы.

Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребенок-  …»  

 Представитель  каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель обобщает мнения участников собрания: «Внимательный  ребенок-это умеющий сосредоточиться,  усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой  стороны, может быть внимательным и к окружающим,  проявлять заботу».

Затем рассказать о результатах заранее  проведенного  анкетирования родителей  ( Приложение 1).

- В ходе собрания предлагаю более детально и глубоко разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.

 

2.Основная часть.

1.«Внимание как познавательный процесс».

-Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным .  Давайте вспомним стихотворение С.Маршака:

                        Жил человек рассеянный

                        На улице Бассейной.

                        Сел он утром на кровать,

                        Стал рубашку надевать,

                        В рукава просунул руки-

                        Оказалось, это брюки…

                        Вместо шапки на ходу

                        Он надел сковороду,

                         Вместо валенок перчатки

                        Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький  ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.

В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание - важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания - своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает,  что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано ».

А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй - треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.

Распределение внимания - внимание двум или нескольким  объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли   ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься и наблюдать за окружающим, писать  письмо и разговаривать и т. п. Несколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и    беглые замечания педагога и родителей. Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: « Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: « Когда я говорю « внимание», я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня»,- дети тут же начинают его понимать.

Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с поставленной новой задачей. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного задания к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание - не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно.  Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут   стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:

1.Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными (начиная с 5 минут).

2.Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнить их вместе.

3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.

     

Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации, как развить внимательность дошкольника  (см. Приложение 2).

2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум.

- К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.

С ребенком можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.

Договоритесь с ребенком, что, когда вы идете по улице, один из вас может сказать :

« Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой ) , звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: « Как ты здорово заметил, что кошка не полностью черная, и что ухо у нее меньше  другого! Ты очень внимателен, молодец! » Пусть  малыш тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к собеседнику.

Воспитатель предлагает родителям побывать в роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания ( для каждой группы свое .) Время выполнения – не  более пяти минут.

Первая группа – «Нарисуй бусинки».

У каждого участника лист бумаги и цветные карандаши. Упражнение родители могут выполнять без сопровождения педагогов, задание приводится  на карточке, например : «Нарисовать пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя – самая маленькая.

Вторая группа – «Нарисуй узор».

У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. Воспитатель диктует действия, а родители должны нарисовать узор до конца строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: « Одна клетка вниз -  одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка - вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх». ( Как вариант – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить.)

Третья группа – «Что изменилось».

Предварительно воспитатель раскладывает на столе 10 – 15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др. ) и накрывает их газетой. Приглашает одного из участников группы проверить свою наблюдательность- в течении 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это время воспитатель перекладывает 3-4 предмета на другие места, затем просит играющего повернуться, посмотреть на  предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»

Если позволит время, каждый из родителей может испытать себя.

Далее воспитатель предлагает участникам игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания - игровой калейдоскоп (см. Приложение3),   который можно найти в специально оборудованном уголке родителей в группе. Родители могут проводить их с детьми дома, во время прогулок  или использовать модифицированные варианты.

3. Заключительная часть. Рефлексия.  

- Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого.

Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.

Подводя итоги, я предлагаю каждому родителю закончить одну из фраз:

-«Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

-«Для развития внимания ребенка нужно…»

-«Предлагаю…»

Литература

С.Ю.Прохорова, Н.В.Нигматулина, В.И.Евстигнеева «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду». Москва,

        «Скрипторий 2003»

                        2011                        

                

 

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?

-Да;

-иногда;

-нет;

-очень часто.

2.Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

-Да;

-трудно сказать;-

-нет.

3.Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалась внимательность?

Приложение 2

Как развивать внимательность.

(памятка для родителей)

-Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.

-Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.

-Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой  внимания».

-Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое - в знакомом.

Приложение 3

Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости

и переключения внимания.

«Пуговица».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц.

«Маленький жук».

Перед двумя игроками поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: «Одна клеточка вверх - одна клеточка влево - одна клеточка вниз - одна клеточка влево - одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.)

«Найди отличие».

Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным - предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены

два гнома (котенка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия.

Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствие.

«Съедобное – несъедобное».

Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы – съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет – отбрасывает.

«Летает – не летает».

Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки, если нет – руки ребенка опущены. Взрослый может сознательно ошибиться, а ребенок, часто непроизвольно, в силу подражания, поднимают руки. Необходимо реагировать своевременно, быть внимательным.

«Будь внимательным».

Взрослый называет ребенку любые слова: стол, кровать,  чашка,  карандаш,  медведь, вилка. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается , необходимо повторить игру с начала.

Еще можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем – объединит первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения.

«Найди лишнее».

Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвертое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.

«Зеркало».

Один из играющих - зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающихся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно – игровой ситуации партнеры меняются ролями.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации  знаний родителей п...

Родительское собрание: Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Квест «Как помочь ребенку стать учеником»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ «Как помочь ребенку стать внимательным».

Учебно-методическое пособиеПоказать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.-выставка литературы о внимании-беседа по теме-игры...

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"...