Психологические проблемы младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Цой Лилия Дабировна

Материал содержит краткую характеристику основных психологических проблем детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_problemy_mladshih_doshkolnikov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические проблемы младших дошкольников

Цой Л.Д.

В течении первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Одной из типологических проблем в младшем дошкольном возрасте является негативизм. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано.

Вторая проблема младшего дошкольного возраста – упрямство, под которым понимают непослушание, стремление ребёнка всё делать по-своему, желание настоять на своём. Чаще упрямство возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.

Одна из основных в младшем дошкольном возрасте психологических проблем – это проблема адаптации к детскому саду. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.

Обесценивание также является проблемой младшего дошкольного возраста. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-4 летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя и т.п.

Своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам. Такая самостоятельность часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всем, пытается манипулировать окружающими.

К психологическим проблемам младшего дошкольного возраста относят и плохие привычки: сосание пальца, грызение ногтей, царапанье. Дети из семей, где царит напряжённая обстановка, чаще подвержены плохим привычкам.

Одной из психологических проблем, которая часто беспокоит детей дошкольного возраста, является тревожность. Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

Одной из частых проявлений у дошкольников, только что пришедших в детский сад, является агрессивность. Агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам существования людей в обществе. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

Разобраться в психологических проблемах детей – это значит подобрать ключ к ребёнку, к его созидательной и творческой активности. Представьте себя на месте ребёнка, вспомните себя в детстве, чаще играйте и общайтесь с детьми «лицом к лицу» и тогда все психологические проблемы не будут выступать так остро и напряжённо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы детей-дошкольников.

Психологические проблемы детей-дошкольников Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно...

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений. Как источник конфликта.

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которого вас обуревают неприятные чувства или переживания.Способы проявления конфликтного поведенияНепослушание и упрямство детей (особенно...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»

психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей....

Психологическое здоровье младших дошкольников

Тренинг для родителей воспитанников младшей группы«Психологическое здоровье младших дошкольников»Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укрепл...

Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своев...