Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений. Как источник конфликта.
консультация на тему

Логунова Елена Андреевна

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которого вас обуревают неприятные чувства или переживания.

Способы проявления конфликтного поведения

Непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (непроизвольность поведения).

Все эти проявления детского поведения служат причиной недовольства родителей, воспитателей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

 

Причины  конфликтного поведения у детей

•        Незнание или сознательное игнорирование возрастных норм и необходимых условий развития ребенка;

•        Дефицит внимания,  совместной деятельности и общения с родителями;

•        Необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;

•        Дисгармоничные отношения между родителями, которые напрямую отражаются в поведение ребёнка.

•        Неверные воспитательные установки и представления взрослых.

 

Типы поведения детей склонных к конфликтам

 Наши методы и формы работы по корректировки конфликтных ситуаций:

Стихи «мирилки», Сюжетно ролевая игра принцессы и змей Горыныч, Кувшин пожеланий (дети дарят одно словесное пожелание ребёнку). Заменяем фразу  «Ты должен ……», на «Я уверена, что ты умеешь быть …… Часто смотрим в лицо ребёнку, своему собеседнику и повторяем  фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!», частое поглаживание по голове ребёнка – даём ему телесный контакт и ласку, в своей речи используем уважительные формы общения, разговариваем с детьми на равных позициях. Читаем детские произведения о дружбе, играем в подвижные игры. сплачивая детский коллектив, в общении с детьми повторяем фразы: Вы самая лучшая группа, Вы должны быть дружными. Этические беседы разной направленности о дружбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений. Как источник конфликта.       1 ст. группа

Воспитатель: Логунова Е,А,

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которого вас обуревают неприятные чувства или переживания.

Способы проявления конфликтного поведения

Непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (непроизвольность поведения).

Все эти проявления детского поведения служат причиной недовольства родителей, воспитателей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Причины  конфликтного поведения у детей

  • Незнание или сознательное игнорирование возрастных норм и необходимых условий развития ребенка;
  • Дефицит внимания,  совместной деятельности и общения с родителями;
  • Необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;
  • Дисгармоничные отношения между родителями, которые напрямую отражаются в поведение ребёнка.
  • Неверные воспитательные установки и представления взрослых.

Типы поведения детей склонных к конфликтам

Первый тип — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. Конфликты со сверстниками у этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

Третий тип Трудности дошкольников во взаимоотношениях возникают на почве уже имеющегося неблагополучия в развитии ребенка. Например, ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен  товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо— или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания.

Способы решения конфликтных ситуаций:

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Необходимо вмешиваться в конфликтную ситуацию лишь в том случае если есть опасность, что ссора перерастёт в выяснение отношений с помощью кулаков, в таком случае стараемся перевести ссору в «речевое русло».

Вмешиваясь в детский конфликт, не занимаем сразу позицию одного из ребят, даже если кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. При решение, конфликтов стараемся разъяснять, что в возникновении любой ссоры и конфликта виноваты оба ребёнка, можно предложить детям посмотреть на эту ситуацию со стороны (Например: разыграть данный конфликт с другими детьми, а участники конфликта будут наблюдателями со стороны) и сами дети – участники конфликта стараются вынести предложение, что делать в этой ситуации.

Можно попробовать перевести ситуацию в юмор, что бы снять эмоциональное напряжение. Или переключить детей на другой вид деятельности.

        Например: дети делят одно игрушку. Сначала не вмешиваемся в конфликт. Если дети не смогли решить самостоятельно ситуацию, спрашиваем, что случилось? Что можно сделать, что бы решить данную проблему, предлагаем играть по очереди. Необходимо учить детей меняться игрушками, это позволит избежать конфликтов и со временем научит понимать ценность совместной игры.

        Конфликты и соры происходящие в группе необходимо ненавязчиво контролировать. Если вы чувствуете, что страсти накаляются, и может возникнуть драка, необходимо вмешаться. В этом случае нужно успеть удержать руку обидчика, не давая возможности стукнуть другого малыша. Обязательно подкрепите свои действия резким «Нельзя»! Не пытайтесь выяснить, кто первый начал и что, собственно, произошло, пока дети не успокоятся. Заберите игрушку или уберите источник ссоры с поле зрения детей, и необходимо объяснить обоим, что игрушку, или источник ссоры они получат тогда,  когда смогут спокойно поговорить друг с другом.

Хорошо действует метод обсуждения уже произошедшего конфликта со всеми детьми, тем самым  участникам конфликта мы даём возможность испытать неодобрение их действиям и поступкам со стороны других детей. А другие дети понимают, что за повторение таких ссор и конфликтов последует такое же порицание со стороны группы только в их сторону. Приобретается бесценный опыт поведения и традиций группы. В завершение не забудьте похвалить и поддержать детей за проявленную активность в обсуждении, выделите ценность каждого из предложений. Это поможет малышам осознать свой вклад в мирное разрешение ситуации.

ЕСЛИ ДЕЛО ДОШЛО ДО ДРАКИ...наши действия  Резкие слова в адрес обидчика и участливое внимание к пострадавшему поможет понять, что проигрывает тот, кто ведет себя подобным образом. Здесь важны также два момента: во-первых, ваши слова должны быть направлены в адрес негативного поведения, а не личности ребенка (не «Ты – драчун!», а «Ты поступил плохо!»). Не заставляем сразу ребёнка извиняться, он должен сам прийти к этому мнению. Если нет ярко выраженной «пострадавшей стороны» лучше развести по разным сторонам комнаты обоих детей, подкрепив это действие словами: «Если вы не можете играть спокойно и не ссориться, играйте каждый по отдельности».

Также дети могут использовать конфликт для привлечения внимания взрослых, и подсознательно пользуются этим, чтобы получить что-либо от родителей. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы. Малыш провоцирует других детей на конфликт, доводит ситуацию до драки, но, получив отпор, бежит жаловаться взрослым за очередной порцией внимания. Теперь он может «оправданно поплакать», а мама непременно пожалеет его, приласкает. После этого он успокаивается. Этот метод отработанный в семье дети переносят в детский сад. Наши действия разъясняем, что поведение ребёнка неправильное и что он САМ является участником конфликта, если ребёнок применяет свой метод многократно, то можно использовать детские дразнилки о ябеде.

 И наоборот, если ребенка чрезмерно опекают и хвалят, он является «пупом земли» в собственной семье, желания которого тут же исполняются, он может не найти понимания у сверстников. Ведь он ждет такого же отношения от всех окружающих, но, естественно, не дополучает его. Тогда, ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя постоянные конфликты и ссоры с детьми, привлекает внимание педагогов вызывающим поведением. Дерзит взрослым. Нарушает правила общественного поведения. Наши действия –разъяснения правил и норм поведения в обществе, напоминание правил общения со взрослыми, чёткое разграничение позиций ты ребёнок – взрослый, Самое главное постоянно держать в поле зрения такого конфликтующего ребёнка. Ребёнок видит, что взрослый не играет по его правилам, начинает активно обижать детей, создаём условие, чтобы  агрессор не был в прямом контакте с детьми, как бы организуя «зону отчуждения» - игнорирование. Через некоторое, время агрессивное поведение сменяется на положительное, но этот метод приходится повторять на протяжение дня несколько раз, так как результат данного поведения ребёнка идёт из неправильного воспитания в семье. И поэтому является устойчивой формой поведения. Лишний раз не напоминаем ребенку о состоявшихся недавно ссорах и конфликтах, чтобы не настраивать его тем самым на враждебный лад. Обращайте внимание детей на эмоции и чувства других детей, в каком они пребывают настроении, чем занимаются.

 Наши методы и формы работы по корректировки конфликтных ситуаций:

Стихи «мирилки», Сюжетно ролевая игра принцессы и змей Горыныч, Кувшин пожеланий (дети дарят одно словесное пожелание ребёнку). Заменяем фразу  «Ты должен ……», на «Я уверена, что ты умеешь быть …… Часто смотрим в лицо ребёнку, своему собеседнику и повторяем  фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!», частое поглаживание по голове ребёнка – даём ему телесный контакт и ласку, в своей речи используем уважительные формы общения, разговариваем с детьми на равных позициях. Читаем детские произведения о дружбе, играем в подвижные игры. сплачивая детский коллектив, в общении с детьми повторяем фразы: Вы самая лучшая группа, Вы должны быть дружными. Этические беседы разной направленности о дружбе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы детей-дошкольников.

Психологические проблемы детей-дошкольников Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно...

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....

Психологические проблемы младших дошкольников

Материал содержит краткую характеристику основных психологических проблем детей младшего дошкольного возраста...

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Программа по психологической коррекции «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с синдромом Дауна методом психогимнастики» (опыт работы)

Реализация данной программы возможна с детьми с чрезмерной утомляемостью, низкой работоспособностью, гиперактивными или замкнутыми, с неврозами, задержкой психического развития, психическим недоразвит...

Типичные психологические проблемы дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.Разл...