ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»
консультация на тему

Силина Ольга Викторовна

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predposylki_tvorchestva.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ  ТВОРЧЕСТВА»

План:

  1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.
  2. Психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества.

  1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения.

Вслед за Л.И. Божович, дошкольным возрастом будем называть период психического развития детей от 3 до 6-7 лет, Лидия Ильинична подчеркивала важность этого этапа для формирования личности ребенка, т.к. не без помощи взрослого ребенок открывает для себя  мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности [1].

Как отмечал Д.Б. Эльконин  большое значение для психического развития имеет сюжетно-ролевая игра ребенка, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [6].

Основным новообразованием дошкольного возраста Л.С. Выготский называл наглядно-образное мышление, которое происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Так же нужно отметить, что в этот период нередко возникает так называемый кризис трех лет, который имеет ряд симптомов, описанных многими исследователями, прежде всего Л.С. Выготским, причем он подчеркивал как отрицательные стороны кризиса, так и положительные: отделение от взрослого, выделение себя как личности, проявление самостоятельности [3,       с. 368-375].

Далее, исследователи выделяют процессе развития ребенка-дошкольника изменение его мотивационно-потребностной сферы: от неосознанных мотивов, эмоционально окрашенных желаний, связанных симеющейсяситуацией к обобщенным намерениям, осознанным мотивам. Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Постепенно расширяется сфера общения ребенка и он начинает вступать в контакты не только со взрослыми, но и с другими детьми, чаще всего со сверстниками. Такое общение занимает все более важное место в жизни ребенка.

А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [4, с.31].

Таким образом, выявлено, что в период дошкольного детства ребенок начинает осознавать себя не только как физически самостоятельного индивида, но и свою внутреннюю жизнь, свои чувства и переживания, которые все еще связаны с конкретной действительностью. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире, о прекрасном.

  1. Психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества

На современном этапе развития общества все острее ставится задача воспитания активной творческой личности. Ученые всего мира давно пришли к выводу, что развитие творческих способностей должно начинаться как можно раньше. Поэтому очень удобным и благоприятным периодом признается дошкольное детство.

Начнем с определения творчества. Многие определяют творчество как процесс, как продукт, как деятельность. Из всего широкого спектра определений, представленных в разных источниках, выделим два, доступных нашему пониманию.

Я.А. Пономарев определяет творчество как «необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества» [5, с.16].

Л.С. Выготский пишет: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, с. 3].

Из выше сказанного можно определить творчество как создание чего-то качественно нового, нужного для человечества.

Творчество занимает важное место в жизни человека. Поэтому развивать творческие способности нужно с детства. Дети в этот период более открыты, они подобны белому листу бумаги. Вместе с тем воспитателям дошкольных учреждений следует помнить о некоторых затруднениях, которые могут возникнуть на занятиях художественным творчеством. Опять же в силу недостаточности знаний, умений и навыков у детей. Поэтому развитие творчества должно проходить постепенный неторопливый путь от приобретения необходимых качеств личности. А.А. Волкова говорит о развитии творчества как о разностороннем и сложном воздействии на ребенка. Она отмечает важность воспитания таких сторон личности как ум, характер, чувство для более успешного развития творчества [7]. Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова пишут: «Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение детей дошкольного возраста должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога — заботиться о подведении детей ко все более правдивому отображению действительности.» [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что творчество это сложный процесс создания чего-то нового и полезного для общества, основанного на уже имеющих знаниях об окружающей действительности. Но т.к. у ребенка 3-7 лет этих знаний еще очень мало. Можно говорить лишь о творчестве как о чем-то новом и полезном для него самого. И вместе с тем, это благоприятный период для творчества, для развития творческих способностей в силу готовности ребенка воспринимать новое, готовности учиться, желанию быть значимым и полезным.

Используемая литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - Акад. пед. наук СССР. - М.: Издательство «Просвещение», 1968. - 464 с.
  2. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.Просвещение.1991. – 93с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Г.Н.Шелогуровой - 5-е изд., испр.  - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев - М.: Издательство МГУ. - 1981.-584 с., ил.
  5. Пономарев Я.А. Психология творчества./ Я.А. Пономарев -  М.: Издательство «Наука», 1976.- 304с.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Д.Б. Эльконин- М.: Издательство «Педагогика», 1989. - 560 с.
  7.  http://nsportal.ru / - Социальная сеть работников образования «Наша сеть» / Аничкина О.Г. Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность.
  8. http://www.detskiysad.ru/ - Детскийсад.ру / Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

Психологические особенности дошкольника

             В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...

Психологические особенности дошкольника.

Консультация для родителей....

Психологические особенности дошкольника.

Консультация для родителей....