Главные вкладки

    Диагностика психологических особенностей дошкольника
    материал на тему

    Швецова Ирина Петровна

    диагностика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_psikhologicheskikh_osobennostey_doshkolnika.docx29.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика психологических особенностей дошкольника.

    1 Изучение  сформированности  культурно-гигиенических навыков

    у детей от1до 7 лет.

    Материал: Оборудование для бытовых процессов.

    Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком во время выполнения

    бытовых процессов.

    Схема анализа данных для каждого бытового процесса:

    1 Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу.

    2 Что важнее для ребенка процесс или результат.

    3 Отношение ребенка к используемым предметам.

    4 Проявление самостоятельности ребенка.

    5 Взаимоотношение со сверстниками.

    6 Взаимоотношения со взрослыми.

    7 О сформированности  культурно- гигиенических навыков у дошкольника

    свидетельствуют следующие характеристики действия:

    - правильная последовательность операций

    - быстрота , точность, ловкость, экономичность.

    - качество выполнения .

    Также необходимо учитывать осознанность выполняемых действий,

    понимает ли ребенок необходимость совершаемых действий, для чего

    он это делает.

    Диагностика предметной деятельности.

    ( для детей от 1до3 лет)

    Материал: Пирамидки с 3-мя , 5-ю, 10-ю кольцами, 3-х,4-х,5- местные

    матрешки или кубы-вкладыши, стержни и втулки четырех основных цветов.

    Ход  исследования: Ребенку предлагают собрать пирамидку , матрешку,

    надеть колечки на стержень  по цвету.

    Анализ данных:

    1 Определить , насколько целенаправленны предметные действия ребенка.

    2 Пытается ли малыш установить соотношение колец , вкладышей, или

    соединяет их в произвольном порядке?

    - с помощью силовой пробы.

    - подбирая путем проб и ошибок

    - сравнивая путем наложения и приложения

    - сравнивая на основе зрительного соотнесения

    3 Доводит ли ребенок начатое дело до конца.

    4 Как ребенок относится к результату

    5 Умеет ли ребенок не отвлекаться , сосредотачиваться на выполнении

    задания.

    Диагностика трудовой деятельности    

    Изучение трудовой деятельности , общения, социальных эмоций и

    волевых усилий.

    Материал: Оборудование для хозяйственно- бытового труда.

    Ход исследования:

    Воспитатель наблюдает за трудом подгруппы из детей 5-7 лет.

    Анализ данных

    Особенности трудовой деятельности

    1 Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым.

    2 Насколько охотно дошкольник выполняет задания , какие эмоции

     при этом переживает , какие эмоции преобладают,  меняется ли их динамика

    на протяжении  процесса деятельности, с чем это связано?

    3 Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, в  какой степени

    сформированы у него трудовые навыки и умения.

    4 Проявляет ли инициативу , насколько самостоятелен и настойчив, что

    свидетельствует о сформированности  соответствующих волевых качеств?

    5 Доводит ли начатое дело до конца, как часто отвлекается, и на какие

    раздражители?

    6 Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, как

    относится к результату труда.

    Общение детей в совместном труде.

    1 Мотивы  общения – побудительные причины, поводы для обращения

    ребенка к взрослым и сверстникам ( за помощью, советом)

    2 Содержание общения

    3 Средства общения.

    4 Сформированность коммуникативных умений и навыков как принять

    общее решение , пойти на компромисс , согласовать свои действия.

    Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде.

    1 Выражение социальных эмоций : проявление сочувствия .

    2 Действенность социальных эмоций : стремится ли прийти на помощь

    или только сожалеет о неудаче?

    3 Устойчивость социальных эмоций.

    4 Реакция ребенка на затруднения и успехи других детей.

    5 Отношение дошкольника к партнеру.

    Диагностика игровой деятельности.      

    Изучение игровой деятельности и уровня притязаний детей от 1до 7 лет.

    Материал: Оборудование для игровой деятельности.

    Ход исследования:

    Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

    Примерная схема анализа данных игровой деятельности детей от1до3лет

     1 Принятие малышом воображаемой ситуации

    - действие в условном , воображаемом плане

    - использование и называние предметов , отсутствующих в данный момент

    - осознание условности ситуации игры ( «понарошку»)

    2 Самостоятельная постановка целей и решение игровых задач.

    3 Содержание игровой деятельности ребенка

    4 Предпосылки принятия какой-либо роли.

    5 Характеристика игровых действий дошкольника:

    - направленность действий  на результат

    - обобщенность и условность

    - какие действия освоены и как их ребенок соединяет?

    6 Характеристика игровых предметов ( какие предпочитает)

    - игрушки

    - воображаемые предметы

    - предметы –заместители

    7 Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности

    - реакция на предложение взрослого поиграть

    - желание привлечь взрослых к совместной игре.

    8 Взаимодействие со сверстниками:

    - интерес к игре сверстников

    - основа для взаимодействия

    - характер взаимодействия ( разделение действий)

    - причины возникновения , протекания  и разрешения конфликтов

    9 Проявление творчества в игре

    - перенос освоенных игровых действий

    - желание вносить в игру новое

    - умение по-разному сочетать события , а не действовать по стереотипу.

    Примерная схема анализа игры и уровня притязаний детей от3до7лет.

    1 Характеристика ролей , которые выполняет дошкольник.

    - называет ли себя именем взрослого и когда

    - какие средства используют для реализации роли

    - может ли передать и как отличительные особенности персонажа , ориенти-

    руется на внешние признаки  или способы взаимоотношений и нравственные

    нормы.

    - какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содер-

    жанию и значимости

    2 Отношение к правилам игры:

    - соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли

    в соответствии с ними, как и в каких ситуациях нарушает правила.

    3 Характеристика игровых действий :

    - развернутость

    - сформированы ли у ребенка и какие игровые умения и навыки

    - взаимосвязь игровых действий дошкольника.

    - осознает ли ребенок , что игровое действие , воображаемая ситуация

    не реальны, а условны – «как будто»

    4 Игровые предметы , их характеристика  

    - как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры

    - игрушки

    - воображаемые предметы

    - предметы –заместители

    - природный материал

    5 Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в

    игре

    6 Характеристика сюжетов в играх детей

    7 Характеристика содержания игры.

    Особенности уровня притязаний ребенка в игре:

    - отношение к ситуации распределения ролей

    - отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее

    - самостоятельность

    - реакции на неудачи

    - соответствие взятой на себя роли

    Диагностика изобразительной деятельности

    Изучение изобразительной деятельности , воображения и самооценки на

    материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет

    Материал: Оборудование для рисования.

    Ход исследования: Ребенку предлагают нарисовать картинку по желанию.

    После рисования ребенка спрашивают: «Расскажи ,что ты нарисовал?»

    «Как ты считаешь, что у тебя получилось хорошо, а что не получилось?»

    «Можно ли твою картинку взять на выставку?» « Почему?»

    Схема анализа данных.

    1 Особенности рисования.

    1 Какие изобразительные приемы использует, какие технические навыки

    приобрел?

    2 Скоординированы ли у малыша движения руки и глаза?

    3 Какие формообразующие движения развиты у ребенка, обобщены ли они?

    4 Как и какие средства выразительности использует дошкольник?

    5 Как возникает и насколько устойчив замысел?

    6 Каково содержание рисунка:

    7 Соответствует ли изображение и реальный объект и по каким параметрам?

    В чем причины несоответствия.

    8 Как проявляет самостоятельность ребенка в процессе рисования, требуется

    ли помощь взрослого.

    9 Как дошкольник относится к процессу рисования

    10 Какова роль речи у ребенка в процессе рисования.

    2 Особенности самооценки:

    1 Как ребенок оценивает свой рисунок

    2 Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает

    3 Как ведет себя малыш в ситуации выбора.

    Диагностика музыкальной деятельности

    Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

    Материал: Оборудование для музыкального занятия.

    Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком на музыкальном за-

    нятии во время слушания музыки.

    Схема анализа данных.

    1 Особенности музыкальности:

    1 Умение слушать музыкальное произведение .

    2 Эмоциональная отзывчивость на музыку : отношение к процессу слушания.

    3 Понимание музыкального произведения.

    4 Эстетическая оценка музыкального произведения

    2 Эстетические чувства.

    Диагностика произвольности поведения и роли

    Изучение произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре

    Материал : Оборудование для подвижной игры

    Ход исследования: Воспитатель наблюдает за подвижной игрой ребенка

    Схема анализа данных

    1 Особенности произвольности поведения

    1 Выполняет ли ребенок правила игры

    2 Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок

    3 Помогают ли игрушки , маски и другие игровые предметы подчиниться

    Правилу.

    2 Особенности внимания

    1 Из данных о том , насколько ребенок сосредоточен на процессе игры,

    погружен в нее

    2 Отвлекается ли дошкольник от игры.

    3 Как реагирует малыш на слова о необходимости сменить действие.

    Диагностика осознания нравственных норм.

    Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей

    Материал :

    1 Стихи , описывающие различные нравственные ситуации.

    2 Полезно попросить ребенка придумать окончание к незаконченному рас-

    сказу- ситуации , описывающему нравственную проблемную ситуацию.

    Схема анализа данных.

    1 Осознание дошкольником нравственных норм:

    1 Какой способ поведения предлагает ребенок.

    2 Мотивирует ли малыш и как предполагаемый поступок? При правильном

    ответе:

    - требования взрослого

    - предполагаемые нежелательные последствия

    - свои потребности, желания

    - описанную в рассказе ситуацию

    - эмоциональное состояние , желание другого

    - нравственное качество или норме

    При неправильном ответе:

    - авторитет взрослого

    - свои интересы и желания

    -  возможны нежелательные последствия

    3 Формирует ли дошкольник в речи нормы поведения , называет ли

    нравственные качества , какие?

    Объяснительная речь

    Насколько развернуто , логично , последовательно объясняет ситуацию?

    Изучение наблюдательности и свойств внимания у детей.

    Материал: Вопросы и объекты для наблюдения

    Ход исследования: Воспитатель проводит с детьми наблюдение в природе

    в  природе за живыми или неживыми объектами

    Схема анализа данных

    1 Особенности наблюдательности.

    1 Определить , какие признаки, детали, действия объектов замечает

    дошкольник , как отвечает на вопросы .

    2 Насколько правильно ,полно,точно, быстро выделяет и называет объект,

    дает ему характеристику .

    3 Может ли дошкольник выделить  внутренние свойства и закономерности

    явлений на основе чувственно воспринимаемых данных.

    4 Проявляет ли малыш инициативу в ходе наблюдения

    2 Особенности внимания

    1 Как воспринимает цель, поставленную взрослым

    2 Сохраняет ли цель , поставленную взрослым, в течении всего процесса

    наблюдения.

    3 Насколько ребенок сосредоточен на процессе наблюдения

    4 Отвлекается ли малыш от процесса наблюдения, как часто и надолго ли

    5  Как реагирует на необходимость сменить объект наблюдения.

    Изучение восприятия , непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки .  

    Материал : незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков.

    Ход исследования : рассматривание, описание игрушки.

    Схема анализа данных

    1 Особенности восприятия:

    1 Какие признаки называет , сколько и в какой последовательности

    2 Называет ли части предмета и какие

    3 Называет ли действия игрушки

    4 Выражает ли дошкольник свое отношение   к игрушке

    5 Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается

    обследовать ее

    6 Из того, насколько последовательно и планомерно описывает игрушку

    можно сделать вывод о сформированности процесса наблюдения.

     7 Проявляется ли у ребенка связь восприятия и прошлого опыта.

    8 Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие

    9 Какие эмоции переживает в процессе восприятия игрушки

    2 Особенности непроизвольной образной памяти

    1 Какие признаки предметов воспроизводит ребенок

    2 Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попытки для припоминания

    забытого и какие использует при этом приемы воспроизведения.

    3 Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник

    3 Особенности связной речи

    1 Умеет ли подбирать слова для более точного выражения своей мысли

    и в чем это проявляется.

    2 Правильно ли с точки зрения грамматики строит предложения и

    согласует слова

    3 На сколько логична речь малыша

    Диагностика развития воображения и речи.  

    Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале твор-

    ческого рассказывания

    Материал: Предметные картинки.

    Ход исследования : ребенку предлагают с интервалом в несколько дней:

    1 придумать сказку

    2 воспитатель начинает сказку , а ребенок продолжает

    3 придумать сказку с определенными героями

    Схема анализа детских сказок

    1 Особенности воображения

    1 Сюжет сказки

    2 Композиция сказки

    3 Количество героев главных и второстепенных.

    4 Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.

    5 Эмоциональность описания.

    6 Наличие идеи сказки

    7 Связь сказки с приобретенным опытом , знаниями.

    2 Особенности речи:

    1 Связанность и последовательность изложения.

    2 Виды предложений

    3 Прямая и косвенная речь

    4 Словарь

    5 Согласование слов в предложениях.

    6 Использование предложений с второстепенными и однородными

    членами.

    7 Выразительность речи.

    Изучение классификации и объяснительной речи на материале группиро-

    вания картинок

    Материал: Набор 40 предметных картинок, 8 классификационных групп.

    Ход исследования : Разложи картинки , чтобы они подходили друг к другу,

    Объясни свои действия.

    Схема анализа данных

    1 Сколько групп картинок объединил ребенок правильно и какие.

    2 Мотивирует и как объединение картинок опирается на существенный

    признак

    3 Знает ли и как использует обобщающие слова

    4 Какие ошибки допускает ребенок.

    Изучение сравнения  и  свойств внимания на материале сравнения картинок

    Материал: Две пары картинок, имеющие от 5 до 10 отличай , секундомер

    Ход исследования Воспитатель дает поочередно по 2 пары картинок и гово-

    рит : чем они отличаются. Фиксирует общее время выполнения задания ,

    продолжительность отвлечений.

    Схема анализа данных.

    1 Особенности мыслительной операции сравнения

    1 Сколько различий выделил ребенок на картинках и какие?

    2 Насколько точно назвал малыш выделенные различия.

    3 Старается ли дошкольник найти различия или пытается назвать одина-

    ковые признаки

    2 Особенности свойств внимания

    1 Длительность выполнения задания нельзя оценивать однозначно.

    Важно, чтобы ребенок старался выполнить задание .

    2 Количество и длительность отвлечений от задания являются показателями

    устойчивости внимания , важно установить причину отвлечений.

    3 Время между обнаружением различий свидетельствует о развитии

     переключения внимания.

    Последующая работа проводится как с детьми , так и с родителями.

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

    АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

    Психологические особенности дошкольника

                 В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...

    Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

    Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....

    Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

    В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....