Диагностика психологических особенностей дошкольника
материал на тему

Швецова Ирина Петровна

диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_psikhologicheskikh_osobennostey_doshkolnika.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика психологических особенностей дошкольника.

1 Изучение  сформированности  культурно-гигиенических навыков

у детей от1до 7 лет.

Материал: Оборудование для бытовых процессов.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком во время выполнения

бытовых процессов.

Схема анализа данных для каждого бытового процесса:

1 Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу.

2 Что важнее для ребенка процесс или результат.

3 Отношение ребенка к используемым предметам.

4 Проявление самостоятельности ребенка.

5 Взаимоотношение со сверстниками.

6 Взаимоотношения со взрослыми.

7 О сформированности  культурно- гигиенических навыков у дошкольника

свидетельствуют следующие характеристики действия:

- правильная последовательность операций

- быстрота , точность, ловкость, экономичность.

- качество выполнения .

Также необходимо учитывать осознанность выполняемых действий,

понимает ли ребенок необходимость совершаемых действий, для чего

он это делает.

Диагностика предметной деятельности.

( для детей от 1до3 лет)

Материал: Пирамидки с 3-мя , 5-ю, 10-ю кольцами, 3-х,4-х,5- местные

матрешки или кубы-вкладыши, стержни и втулки четырех основных цветов.

Ход  исследования: Ребенку предлагают собрать пирамидку , матрешку,

надеть колечки на стержень  по цвету.

Анализ данных:

1 Определить , насколько целенаправленны предметные действия ребенка.

2 Пытается ли малыш установить соотношение колец , вкладышей, или

соединяет их в произвольном порядке?

- с помощью силовой пробы.

- подбирая путем проб и ошибок

- сравнивая путем наложения и приложения

- сравнивая на основе зрительного соотнесения

3 Доводит ли ребенок начатое дело до конца.

4 Как ребенок относится к результату

5 Умеет ли ребенок не отвлекаться , сосредотачиваться на выполнении

задания.

Диагностика трудовой деятельности    

Изучение трудовой деятельности , общения, социальных эмоций и

волевых усилий.

Материал: Оборудование для хозяйственно- бытового труда.

Ход исследования:

Воспитатель наблюдает за трудом подгруппы из детей 5-7 лет.

Анализ данных

Особенности трудовой деятельности

1 Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым.

2 Насколько охотно дошкольник выполняет задания , какие эмоции

 при этом переживает , какие эмоции преобладают,  меняется ли их динамика

на протяжении  процесса деятельности, с чем это связано?

3 Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, в  какой степени

сформированы у него трудовые навыки и умения.

4 Проявляет ли инициативу , насколько самостоятелен и настойчив, что

свидетельствует о сформированности  соответствующих волевых качеств?

5 Доводит ли начатое дело до конца, как часто отвлекается, и на какие

раздражители?

6 Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, как

относится к результату труда.

Общение детей в совместном труде.

1 Мотивы  общения – побудительные причины, поводы для обращения

ребенка к взрослым и сверстникам ( за помощью, советом)

2 Содержание общения

3 Средства общения.

4 Сформированность коммуникативных умений и навыков как принять

общее решение , пойти на компромисс , согласовать свои действия.

Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде.

1 Выражение социальных эмоций : проявление сочувствия .

2 Действенность социальных эмоций : стремится ли прийти на помощь

или только сожалеет о неудаче?

3 Устойчивость социальных эмоций.

4 Реакция ребенка на затруднения и успехи других детей.

5 Отношение дошкольника к партнеру.

Диагностика игровой деятельности.      

Изучение игровой деятельности и уровня притязаний детей от 1до 7 лет.

Материал: Оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования:

Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Примерная схема анализа данных игровой деятельности детей от1до3лет

 1 Принятие малышом воображаемой ситуации

- действие в условном , воображаемом плане

- использование и называние предметов , отсутствующих в данный момент

- осознание условности ситуации игры ( «понарошку»)

2 Самостоятельная постановка целей и решение игровых задач.

3 Содержание игровой деятельности ребенка

4 Предпосылки принятия какой-либо роли.

5 Характеристика игровых действий дошкольника:

- направленность действий  на результат

- обобщенность и условность

- какие действия освоены и как их ребенок соединяет?

6 Характеристика игровых предметов ( какие предпочитает)

- игрушки

- воображаемые предметы

- предметы –заместители

7 Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности

- реакция на предложение взрослого поиграть

- желание привлечь взрослых к совместной игре.

8 Взаимодействие со сверстниками:

- интерес к игре сверстников

- основа для взаимодействия

- характер взаимодействия ( разделение действий)

- причины возникновения , протекания  и разрешения конфликтов

9 Проявление творчества в игре

- перенос освоенных игровых действий

- желание вносить в игру новое

- умение по-разному сочетать события , а не действовать по стереотипу.

Примерная схема анализа игры и уровня притязаний детей от3до7лет.

1 Характеристика ролей , которые выполняет дошкольник.

- называет ли себя именем взрослого и когда

- какие средства используют для реализации роли

- может ли передать и как отличительные особенности персонажа , ориенти-

руется на внешние признаки  или способы взаимоотношений и нравственные

нормы.

- какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содер-

жанию и значимости

2 Отношение к правилам игры:

- соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли

в соответствии с ними, как и в каких ситуациях нарушает правила.

3 Характеристика игровых действий :

- развернутость

- сформированы ли у ребенка и какие игровые умения и навыки

- взаимосвязь игровых действий дошкольника.

- осознает ли ребенок , что игровое действие , воображаемая ситуация

не реальны, а условны – «как будто»

4 Игровые предметы , их характеристика  

- как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры

- игрушки

- воображаемые предметы

- предметы –заместители

- природный материал

5 Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в

игре

6 Характеристика сюжетов в играх детей

7 Характеристика содержания игры.

Особенности уровня притязаний ребенка в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей

- отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее

- самостоятельность

- реакции на неудачи

- соответствие взятой на себя роли

Диагностика изобразительной деятельности

Изучение изобразительной деятельности , воображения и самооценки на

материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет

Материал: Оборудование для рисования.

Ход исследования: Ребенку предлагают нарисовать картинку по желанию.

После рисования ребенка спрашивают: «Расскажи ,что ты нарисовал?»

«Как ты считаешь, что у тебя получилось хорошо, а что не получилось?»

«Можно ли твою картинку взять на выставку?» « Почему?»

Схема анализа данных.

1 Особенности рисования.

1 Какие изобразительные приемы использует, какие технические навыки

приобрел?

2 Скоординированы ли у малыша движения руки и глаза?

3 Какие формообразующие движения развиты у ребенка, обобщены ли они?

4 Как и какие средства выразительности использует дошкольник?

5 Как возникает и насколько устойчив замысел?

6 Каково содержание рисунка:

7 Соответствует ли изображение и реальный объект и по каким параметрам?

В чем причины несоответствия.

8 Как проявляет самостоятельность ребенка в процессе рисования, требуется

ли помощь взрослого.

9 Как дошкольник относится к процессу рисования

10 Какова роль речи у ребенка в процессе рисования.

2 Особенности самооценки:

1 Как ребенок оценивает свой рисунок

2 Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает

3 Как ведет себя малыш в ситуации выбора.

Диагностика музыкальной деятельности

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

Материал: Оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребенком на музыкальном за-

нятии во время слушания музыки.

Схема анализа данных.

1 Особенности музыкальности:

1 Умение слушать музыкальное произведение .

2 Эмоциональная отзывчивость на музыку : отношение к процессу слушания.

3 Понимание музыкального произведения.

4 Эстетическая оценка музыкального произведения

2 Эстетические чувства.

Диагностика произвольности поведения и роли

Изучение произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре

Материал : Оборудование для подвижной игры

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за подвижной игрой ребенка

Схема анализа данных

1 Особенности произвольности поведения

1 Выполняет ли ребенок правила игры

2 Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок

3 Помогают ли игрушки , маски и другие игровые предметы подчиниться

Правилу.

2 Особенности внимания

1 Из данных о том , насколько ребенок сосредоточен на процессе игры,

погружен в нее

2 Отвлекается ли дошкольник от игры.

3 Как реагирует малыш на слова о необходимости сменить действие.

Диагностика осознания нравственных норм.

Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей

Материал :

1 Стихи , описывающие различные нравственные ситуации.

2 Полезно попросить ребенка придумать окончание к незаконченному рас-

сказу- ситуации , описывающему нравственную проблемную ситуацию.

Схема анализа данных.

1 Осознание дошкольником нравственных норм:

1 Какой способ поведения предлагает ребенок.

2 Мотивирует ли малыш и как предполагаемый поступок? При правильном

ответе:

- требования взрослого

- предполагаемые нежелательные последствия

- свои потребности, желания

- описанную в рассказе ситуацию

- эмоциональное состояние , желание другого

- нравственное качество или норме

При неправильном ответе:

- авторитет взрослого

- свои интересы и желания

-  возможны нежелательные последствия

3 Формирует ли дошкольник в речи нормы поведения , называет ли

нравственные качества , какие?

Объяснительная речь

Насколько развернуто , логично , последовательно объясняет ситуацию?

Изучение наблюдательности и свойств внимания у детей.

Материал: Вопросы и объекты для наблюдения

Ход исследования: Воспитатель проводит с детьми наблюдение в природе

в  природе за живыми или неживыми объектами

Схема анализа данных

1 Особенности наблюдательности.

1 Определить , какие признаки, детали, действия объектов замечает

дошкольник , как отвечает на вопросы .

2 Насколько правильно ,полно,точно, быстро выделяет и называет объект,

дает ему характеристику .

3 Может ли дошкольник выделить  внутренние свойства и закономерности

явлений на основе чувственно воспринимаемых данных.

4 Проявляет ли малыш инициативу в ходе наблюдения

2 Особенности внимания

1 Как воспринимает цель, поставленную взрослым

2 Сохраняет ли цель , поставленную взрослым, в течении всего процесса

наблюдения.

3 Насколько ребенок сосредоточен на процессе наблюдения

4 Отвлекается ли малыш от процесса наблюдения, как часто и надолго ли

5  Как реагирует на необходимость сменить объект наблюдения.

Изучение восприятия , непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки .  

Материал : незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков.

Ход исследования : рассматривание, описание игрушки.

Схема анализа данных

1 Особенности восприятия:

1 Какие признаки называет , сколько и в какой последовательности

2 Называет ли части предмета и какие

3 Называет ли действия игрушки

4 Выражает ли дошкольник свое отношение   к игрушке

5 Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается

обследовать ее

6 Из того, насколько последовательно и планомерно описывает игрушку

можно сделать вывод о сформированности процесса наблюдения.

 7 Проявляется ли у ребенка связь восприятия и прошлого опыта.

8 Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие

9 Какие эмоции переживает в процессе восприятия игрушки

2 Особенности непроизвольной образной памяти

1 Какие признаки предметов воспроизводит ребенок

2 Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попытки для припоминания

забытого и какие использует при этом приемы воспроизведения.

3 Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник

3 Особенности связной речи

1 Умеет ли подбирать слова для более точного выражения своей мысли

и в чем это проявляется.

2 Правильно ли с точки зрения грамматики строит предложения и

согласует слова

3 На сколько логична речь малыша

Диагностика развития воображения и речи.  

Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале твор-

ческого рассказывания

Материал: Предметные картинки.

Ход исследования : ребенку предлагают с интервалом в несколько дней:

1 придумать сказку

2 воспитатель начинает сказку , а ребенок продолжает

3 придумать сказку с определенными героями

Схема анализа детских сказок

1 Особенности воображения

1 Сюжет сказки

2 Композиция сказки

3 Количество героев главных и второстепенных.

4 Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.

5 Эмоциональность описания.

6 Наличие идеи сказки

7 Связь сказки с приобретенным опытом , знаниями.

2 Особенности речи:

1 Связанность и последовательность изложения.

2 Виды предложений

3 Прямая и косвенная речь

4 Словарь

5 Согласование слов в предложениях.

6 Использование предложений с второстепенными и однородными

членами.

7 Выразительность речи.

Изучение классификации и объяснительной речи на материале группиро-

вания картинок

Материал: Набор 40 предметных картинок, 8 классификационных групп.

Ход исследования : Разложи картинки , чтобы они подходили друг к другу,

Объясни свои действия.

Схема анализа данных

1 Сколько групп картинок объединил ребенок правильно и какие.

2 Мотивирует и как объединение картинок опирается на существенный

признак

3 Знает ли и как использует обобщающие слова

4 Какие ошибки допускает ребенок.

Изучение сравнения  и  свойств внимания на материале сравнения картинок

Материал: Две пары картинок, имеющие от 5 до 10 отличай , секундомер

Ход исследования Воспитатель дает поочередно по 2 пары картинок и гово-

рит : чем они отличаются. Фиксирует общее время выполнения задания ,

продолжительность отвлечений.

Схема анализа данных.

1 Особенности мыслительной операции сравнения

1 Сколько различий выделил ребенок на картинках и какие?

2 Насколько точно назвал малыш выделенные различия.

3 Старается ли дошкольник найти различия или пытается назвать одина-

ковые признаки

2 Особенности свойств внимания

1 Длительность выполнения задания нельзя оценивать однозначно.

Важно, чтобы ребенок старался выполнить задание .

2 Количество и длительность отвлечений от задания являются показателями

устойчивости внимания , важно установить причину отвлечений.

3 Время между обнаружением различий свидетельствует о развитии

 переключения внимания.

Последующая работа проводится как с детьми , так и с родителями.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

Психологические особенности дошкольника

             В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...

Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....

Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....