Диагностика психологической адаптации дошкольников в лечебно-оздоровительном учреждение
методическая разработка

Кадырова Разиля Рафитовна

Практический материал для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории).

            Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребёнка к изменившимся условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.

          Для изучения специфики и степени адаптированности ребёнка к условиям санатория применяется наблюдение, которое позволяет выявить индивидуальные особенности приспособления дошкольника к новой для него ситуации и наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы. Наблюдение проводится воспитателями в процессе свободной деятельности детей, на занятиях, прогулках, в режимных моментах.

Основные  параметры наблюдения.

1.Особенности эмоционального состояния ребёнка во время пребывания в санатории.

        Преобладающий фон настроения в течение дня, реакция на разлуку с родителями и на поощрение (порицание) педагога. Изменение образа жизни неизбежно приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка.  Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, отказывается от общения с ними, сторонится сверстников.

2.Особенности поведения ребёнка в санатории.

        Воспитателю необходимо обратить внимание на нормативность и индивидуальные проявления (агрессивное либо тревожное поведение, гиперактивность, пассивность и др.) поведения ребёнка, владение им навыками общения, которые в дальнейшем могут осложнить адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.

Наличие и особенности агрессивного поведения детей оцениваются по следующим параметрам:

- негативная реакция на ограничения, замечания;

- вербальная агрессия;

- драчливость, физическая агрессия в отношении взрослых и сверстников;

- провоцирующие конфликт действия.

О наличии демонстративности свидетельствуют:

- бурная эмоциональная реакция на замечание;

- истерические вспышки, если потребность не удовлетворяется немедленно;

-стремление к подчинению, доминированию над взрослыми и сверстниками;

- стремление быть в центре внимания любыми средствами.

Уход от общения характеризуется:

- отказом от совместной деятельности;

- трудностями адаптации в группе;

- негативным отношением к взрослым и сверстникам;

- самоагрессией;

- невротическими реакциями.

3.Сформированность навыков самообслуживания.

     Это важный фактор успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Дети, не умеющие самостоятельно есть, не владеющие гигиеническими навыками, оказываются в более невыгодном положении, поскольку требуют к себе повышенного внимания со стороны воспитателя.

4.Особенности протекания режимных моментов (прием пищи, сон).

      В первые дни пребывания ребёнка в санатории уровень психоэмоционального напряжения повышен, поэтому многие дети отказываются от пищи, она может вызывать тошноту, также нарушается сон. Ломка сложившихся стереотипов, отсутствие необходимых ритуалов, сопровождающих режимные мероприятия, затрудняют привыкание ребёнка к распорядку дня в дошкольном учреждении.

5.Особенности деятельности и поведения ребенка на занятиях.

     Основными показателями, на которые следует обратить внимание, являются степень принятия учебной задачи, активность на занятиях, эффективность выполнения задания.

6.Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

     Вхождение в детский коллектив и выстраивание отношений с педагогами – важный этап адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. В данном случае нужно оценить степень контактности ребёнка, интенсивность его взаимодействия со сверстниками, коммуникативные предпочтения, положение в группе и характер общения с ровесниками.

         Результаты наблюдений заносятся в специальные карты, которые заполняются педагогом. Воспитатель отмечает наличие у ребёнка тех форм поведения, общения или особенностей эмоциональной сферы, которые проявляются чаще всего в режимных моментах и ситуациях общения, занятий (карта наблюдений). Карты наблюдений заполняются один раз в неделю в течение всего заезда детей в санатории.

         Кроме того, в течение первых двух недель пребывания ребёнка в санатории воспитатель ежедневно заполняет лист адаптации, в котором фиксируются эмоциональное состояние ребёнка в течение дня, аппетит и сон (дневной, ночной).

         По итогам наблюдений делается заключение об особенностях адаптации дошкольника в санатории и трудностях, испытываемых ребёнком в этом процессе (обсуждается на педсоветах и медико-педагогических совещаниях). Планируются основные направления дальнейшей диагностической и коррекционной  работы (воспитателями совместно с педагогом-психологом и лечащим врачом педиатром). Также планируется работа с родителями по вопросам адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении.  

Карта наблюдений  за деятельностью, поведением и общением ребёнка в процессе адаптации в санатории.

Группа---------------------------------------------------------------------------------------------------

Заезд----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.И.О. педагога-------------------------------------------------------------------------------------

Ф.И. ребёнка------------------------------------------------------------------------------------------

Эмоциональное состояние

Не плачет, преобладают положительные эмоции

Плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается; преобладает хорошее настроение

То успокаивается, то вновь начинает плакать; настроение в течение дня неустойчивое

Постоянно плачет, не может успокоиться, преобладает тревожное или подавленное состояние

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Особенности поведения

Агрессивное поведение

Тревожное поведение

Демонстративное поведение

Лживость

Замкнутость

Гиперактивность

Проявление интересов в разных видах деятельности

Игра

Общение

Рисование

Лепка

Конструирование

Музыка

Спорт

Другое

Реакция на поощрение и порицание

Адекватная

Индифферентная

С повышением (понижением) результативности

Корректировка деятельности

Отказ от работы при порицании

Агрессивная реакция на порицание

Дезорганизация деятельности

Другая

Наличие навыков самообслуживания

Ест сам

Умывается сам

Одевается сам

Убирает постель

Убирает игрушки

Личная гигиена

1-ая неделя

2-ая неделя

3- я неделя

4-ая неделя

В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Аппетит

Ест с удовольствием, самостоятельно

Хороший аппетит, ест самостоятельно

Ест без аппетита, просит, чтобы его покормили

Отказывается от еды

1-ая неделя

2-ая неделя

3- я неделя

4-ая неделя

В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сон

Быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон

Засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий

Необходимо укладывать ребёнка

Плохо засыпает, сон поверхностный

1-ая неделя

2-ая неделя

3- я неделя

4-ая неделя

В конце заезда----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Особенности взаимодействия со сверстниками

Контактность

Быстрый контакт

Поверхностный контакт

Контакт устанавливается с трудом

Уход от контакта

Протестная реакция

Наличие контактов со сверстниками

Практически не общается

Имеет ситуативные контакты

Постоянный контакт с кем-либо из детей

Положение в группе сверстников

Лидер

Звезда

Популярный

Не популярный

Отверженный

Характер общения

Ситуативный при инициативе взрослого

Ситуативный при инициативе кого-либо из детей

Ситуативный с самостоятельной инициативой

Постоянный (устойчивый)

Особенности взаимодействия со взрослыми

Контактность

Быстрый контакт

Поверхностный контакт

Контакт устанавливается с трудом

Уход от контакта

Протестная реакция

Общая характеристика общения----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коммуникативные предпочтения

Предпочитает общение со взрослыми

Предпочитает общение со сверстниками

Общается со взрослыми и сверстниками

Примечание-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Деятельность и поведение на занятиях

Принятие учебной задачи

Активность

Выполнение задания

Примечание

Общая характеристика деятельности и поведения на занятиях----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лист адаптации ребёнка в санатории (разр.Кадырова Р. Р.)

(особенности эмоционального состояния ребёнка, аппетит и сон в течение дня; заполняется воспитателями группы в процессе наблюдения ежедневно в первые две недели пребывания ребёнка в санатории)

Фамилия, имя ребёнка----------------------------------------------------------------------------

Дата рождения------------------------------------------------------------------------------------

Группа-------------------------------------------------------------------------------------------------

Заезд детей----------------------------------------------------------------------------------------

Дата поступления ребёнка--------------------------------------------------------------------

Воспитатели------------------------------------------------------ /подпись-----------------------------------------------------------------------------------------------/подпись---------------------

Критерии

Адаптационные дни

Заключение

Трудности привыкания к режиму дня

Настроение

Снижен. настроение, подавленность

Аппетит: - завтрак;

                - обед;

                - полдник;

                - ужин.

 Эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность

Сон: засыпание и длительность

                  - дневной;

                 

                  - ночной.

Преобладание «+» эмоций

Ребёнок плачет; стремится к контакту со взрослыми и детьми, отказывается от общения

Активность ребёнка:

               - в игре;

               - речи.

Взаимоотношения ребёнка с детьми

Агрессивное поведение, демонстративность, бурные эмоц. реакции

Взаимоотношения ребёнка со взрослыми

Условные обозначения: «+» - положительно; «+-» - неустойчиво; «-» - отрицательно.

Параметры психологической адаптации детей в дошкольном учреждении.

          В психологической литературе, посвященной вопросам диагностики адаптации, в качестве основных критериев приспособленности  дошкольника к новой ситуации указываются объективные и субъективные параметры.

Основные критерии приспособленности дошкольника к новой ситуации

Объективные параметры

Субъективные параметры

-уровень активности, функционирования познавательных процессов;

-статус в группе сверстников;

- др.

-эмоциональный комфорт;

-отношение к учреждению;

-уровень тревожности

-др.

        Костяк Т.В. (Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. -М: Издательский центр «Академия», 2008.) выделяет несколько групп детей, испытывающих трудности в приспособлении к новым условиям.

К первой группе относятся дошкольники с отклонениями в психическом развитии. В силу своего сенсорного, интеллектуального, эмоционального дефекта или отставания они не в состоянии приспособиться к стандартным требованиям и нуждаются в специально организованном воспитании и обучении. Очевидно, что выявление нарушений адаптации у этих детей сопряжено с изучением проблем их развития.

Вторую группу составляют нормально развивающиеся дошкольники, но которые нарушают правила, ведут себя неадекватно, создают сложности педагогам, родителям и сверстникам. В этом случае выявление причин нарушений адаптации ребёнка к дошкольному учреждению связано с диагностикой его личностных особенностей и взаимоотношений в семье (внутриличностный конфликт, демонстративность, непродуктивный стиль детско-родительских отношений и т.д.), которые лежат в основе проблем.

В третью группу входят дети, имеющие невротические нарушения, высокий уровень тревожности, фобии и т.д., болезненно реагирующие на отношение к себе окружающих. В данном случае нарушения адаптации связаны с повышенной нагрузкой, несоответствием предъявляемых требований возможностям ребёнка, негативным отношением к дошкольнику педагога и других детей. Психологическая диагностика в данном случае предполагает выявление сущности проблем ребёнка, его личностных черт и особенностей реагирования на различные ситуации.

Ведущими параметрами психологической адаптации ребенка  к дошкольному учреждению являются:

- эмоциональный комфорт в дошкольном учреждении;

- отношение к учреждению;

- принятие норм и правил;

- уровень и особенности проявления тревожности;

- успешность вхождения в группу сверстников;

- уровень адаптированности к новой ситуации.

Кроме того, в комплексной оценке психологической адаптации к учреждению должны учитываться следующие показатели:

- особенности познавательной сферы детей;

-индивидуально-психологические характеристики детей;

-личностные качества воспитанников;

-стиль педагогического общения;

- особенности детско-родительских отношений.

         Анализ психологической адаптации дошкольников по данным параметрам позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений, возникающих в процессе приспособления детей к дошкольному учреждению с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Поскольку оптимальным возрастом поступления ребенка в дошкольное учреждение считается 3,5 года, то набор диагностических средств включает методики, которые можно применять начиная с 3-4 лет. В соответствии с основными показателями психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению выделяются несколько групп диагностических средств (см. табл.).

Диагностические средства психологической адаптации детей к дошкольному учреждению (по Т.В.Костяк)

Показатель

Направленность

Диагностические средства (методики, тесты)

I.Уровень адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

1.Уровень адаптированности к новой ситуации

Специфика и степень адаптированности

Социальная адекватность поведения

Наблюдение

Методика Р.Жиля

2.Успешность вхождения в группу сверстников

Социометрический статус

Характер взаимоотношений со сверстниками

Социометрия

Методика «Два домика»

3.Принятие норм и правил

Особенности отношения ребёнка к нормам и правилам

Детский апперцептивный тест (САТ)

II.Психологическое благополучие ребёнка в дошкольном учреждении

1.Эмоциональный комфорт ребёнка в дошкольном учреждении

Особенности эмоционального состояния ребёнка в дошкольном учреждении

Беседа; методика «Дополнение фраз»; детский апперцептивный тест (САТ); проективный рисуночный тест «Мой самый хороший и самый плохой день в дошкольном учреждении»

2.Особенности проявления тревожности

Уровень тревожности

Тест тревожности (Р.Темпл, В.Амен, М.Дорки)

III.Факторы психологической адаптации

1.Особенности познавательной сферы детей

Показатель

Уровень развития восприятия

Объем непосредственной образной и вербальной памяти

Уровень интеллектуального развития

Уровень креативности

Направленность

Уровень познавательной активности

Тест «Разрезные картинки»; методика «Коробочка форм»

Методика «10 предметов» (от 3лет); методика «10 слов» (от 4 лет)

Тест «Самое непохожее»; тест Равена

Тест «Дорисовывание фигуры» (от 3 лет); «Дорисовывание фигур» (от 4 лет); субтест Дж.Гилфорда «Что может быть одновременно?»

Диагностические средства (методики,тесты)

Тест познавательной активности В.Ю.Юркевич

2.Индивидуально-психологические характеристики детей

Импульсивность-рефлексивность

Пластичность-ригидность

Эмотивность

Методика «Десять отличий»

Методика «Экспериментальное исследование установки»

Наблюдение эмоциональных реакций; модифицированный вариант восьмицветового теста Люшера

3.Личностные качества детей

Самооценка

Особенности самооценки, общительность, тревожность, агрессивность, демонстративность

Методика «Лесенка»

Проективные рисуночные тесты «Рисунок человека», «Дом. Дерево. Человек»

4.Особенности педагогического взаимодействия

Стиль педагогического общения

Наблюдение особенностей педагогического взаимодействия

5.Особенности детско-родительских отношений

Эмоциональное отношение и привязанность детей к семье

Стиль отношения родителей к детям

Проективный рисуночный тест «Моя семья»

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....

Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении

Методический материал в копилку старшего воспитателя круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (из опыта работы зам. главного врача Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы Лаптевой Т.В.) Об ос...

Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....

Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....