Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы
в дошкольном учреждении.
В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливанию. Систематическая реализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивает основу нормального физического и психологического развития. Закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. Предлагаем вам несколько простых, требующих минимальных организационных и технических затрат, позволяющих охватить большое количество детей, методов закаливания, которые вы можете использовать в своей работе.
Первый метод- хождение босиком. Главный смысл этого метода заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется действием низких температур пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, а затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная с первой младшей.
Следующий метод- контрастное воздушное закаливание. Начинается закаливающая процедура после дневного сна, продолжается 12-15 минут и имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в «теплую» и обратно, желательно с музыкальным сопровождением. Примерно в 15 часов включается негромкая мелодичная музыка, способствующая к постепенному переходу от сна к бодрствованию. Дети просыпаются, откидывают одеяло и, лежа в постели, выполняют в течение 2-3 минут физические упражнения. Таким образом, в сочетании с методом контрастного воздушного закаливания используется гимнастика после дневного сна. Об использовании разных вариантов гимнастики будет рассказано ниже. Далее дети встают с постели, затем начинаются пробежки в другое помещение, в котором с помощью открытых фрамуг к концу дневного сна температура поддерживается в пределах +16, через 1-2 недели +14. Во время пребывания в холодном помещении выполняются различные физические упражнения, имеющие важное значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создании положительного эмоционального отношения. Температура «теплого» помещения +22-23, темп выполнения физических упражнений в «теплой» комнате более спокойный. При перебежках применяются разнообразные перестроения и построения, разные виды ходьбы, марша. Количество перебежек из одной комнаты в другую составляют 6-7, длительность пребывания в каждой комнате по 1-2 минуте. Заканчивается процедура перебежками из «теплой» комнаты в «холодную» в ходе игр таких, как «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет» и другие.
Рассмотрим варианты гимнастики после сна. Лежа в постели, дети выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо-влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 — разведение и сгибание рук; 3 — подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 — лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 — движение ногами «велосипед». Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.), затем выбегают в холодную комнату. Там выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку.
Следующий вариант гимнастики — упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе. Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как рассчитан на большую самостоятельность детей и их достаточный двигательный опыт.
В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться ежедневно или два три раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами. «Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая, раздевалка, коридор). Инвентарь располагается таким образом, чтобы дети смогли свободно заниматься, перебегая от одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания
детей дошкольного возраста. Работа по данному вопросу в первую очередь включает в себя
необходимость дать детям общие сведения о строении человека. Знания о строении опорно-
двигательного аппарата, внутренних органов, мышечной и дыхательной систем помогут детям относиться к двигательной деятельности с чувством ответственности, так как через ощущение процесса движений будет срабатывать чувство самостраховки.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые необходимо включать в разные виды работы по физическому воспитанию: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные досуги и НОД. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу
мышц- разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали
дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение надо отдавать симметричным упражнениям: повороты, наклоны в
стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой. Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать ребенку возможность потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и тоже упражнение при разучивании выполнять медленно, а при повторении- быстрее. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения птиц, животных и др. Главное — вызвать у них желание двигаться активно и с удовольствием. Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют,
что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Предлагаем перечень упражнений для верхнего плечевого пояса и упражнение для мышц живота. Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо- влево. В положении сидя, сцепив руки « в замок» сзади на шее, отводить голову назад с сопротивлением руками.
Большинство упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование предметов активизирует мышцы кисти, вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а взрослому легче контролировать качество движений. Хорошо влияет на осанку ползание, лазание, ходьба с небольшим грузом на голове.
Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. При проведении подобранных с этой целью упражнений надо соблюдать определенные медико- педагогические требования. Упражнения по прилагаемым в них усилиям должны непременно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям и постепенно с возрастом усложняются. Упражнения, требующие усилий, должны непременно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно с возрастом усложняться. Упражнения, требующие силовых усилий, включаются в утреннюю гимнастику, НОД, в самостоятельные игры и спортивные развлечения. Предлагаем различные комплексы упражнений. Можно предложить детям такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево, стоя по кругу; над головой, стоя в колонне; бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад. Вес мячей 700-1000 грамм.
Упражнения для укрепления мышц голени,стопы и пальцев ног способствуют профилактике плоскостопия. Наибольший эффект упражнения оказывают, если их выполнять босиком, по возможности несколько раз в день: утром и после дневного сна. Предлагаем перечень упражнений. Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног предметы ( палочки, камешки, шнур), перекладывать их вправо, влево; захватив внутренними сводами стоп предметы покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать сидящему рядом. После сна полезно, сидя, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения, массировать подъемом одной ноги другую.
Работу по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у кого замечены отклонения.
Метод профилактики заболевания носоглотки — полоскание глотки прохладной водой. Данный вид закаливания применяется после консультации врача и санации носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже с 2,5-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а-а-а», температура воды +40-42С. Дети в возрасте 4-6 лет начинают процедуры при температуре воды +37-36С, снижая ее каждые два-три дня на один градус и доводя до комнатной температуры.
Упражнения, требующие силовых усилий
I.
1. И.п. - упор на коленях. Поднять в верх правую ногу и левую руку, опустить. То же другой ногой и рукой. Дозировка 8-10 раз.
2. И.п. - то же. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.
3. И.п. - то же. Взмах ногой, руки согнуты.
4. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову на счет 1-4-5. Лечь, расслабиться.
- И.п. - лежа на животе. Поднять руки в верх, хлопнуть 3-5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, расслабиться.
II.
1. И.п. - стоя лицом друг к другу держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его. Когда первый поднимается, другой садится.
2. И.п. - ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая руки, с силой давить на ладони партнера.
3. И.п. - стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спиной.
4. И.п. - один сидит на полу, ноги прямые, второй придерживает ноги. Ложиться и садиться 8-10 раз., меняясь местами.
5. И.п. - стоя лицом друг к другу ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То де сидя.
- И.п. - стоя лицом друг к другу, между ними две линии «река» (S-30 см). Беруться за руки и тянут, стараясь затащить друг друга в «реку».
III.
1. И.п — сидя ноги скрестно, мяч в руках (М- 700-1000гр.). Поднять в верх, опустить к голове (сгибая руки), снова в верх и вниз. Дозировка 6-7 раз.
2. И.п. - сидя ноги врозь, мяч у груди в согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпрямиться, мяч к груди.
3. И.п. - сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча.
4. И.п. - лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот вправо (влево) и обратно с мячом в руках.
5. И.п. - стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо (влево), мяч в вытянутых руках вперед, выпрямиться.
6. И.п. - лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола поочередно ударять по мячу руками.
7. И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.
- И.п. - стоя, мяч на полу. Встать на него коленями, подняться.
Упражнения для верхнего плечевого пояса.
1.И.п.: стоя, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То из исходного положения: лежа на спине, руки вдоль туловища.
- 2.И.п.: стоя, руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
3.И.п.: стоя, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести назад, держать на уровне плеч. То же из и.п.: сидя, лежа на спине, руки за головой.
4.И.п.: стоя, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.
5.И.п.: стоя, руки в замок за спиной. Рывками отводить прямые руки назад. То же из и.п. сидя.
6.«Растягиваем резину». И.п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести
локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.
7.И.п.: стоя, палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину ( прижать к углам лопаток),
снова вверх и вниз.
8.И.п.: стоя, палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее ( вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
9.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклониться вперед, одновременно
поднимая палку, смотреть вперед, вернуться в и.п.
10.И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.
11.И.п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног( выдох), выпрямиться(вдох).
12.И.п.: встать спиной к стене ( без плинтуса) или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и.п. Присесть и встать.
Упражнения для мышц живота.
- «Длинные и короткие ноги». И.п.: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить ( вместе и попеременно). То же в положении лежа на спине.
- И.п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги ( вместе и попеременно), то же в положении лежа.
- « Велосипед». И.п,: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать Иногами, сгибая и выпрямляя их, как на велосипеде ( пять- восемь сек.) Перерыв для отдыха.
- И.п.: то же. Садиться и ложиться ( помогая руками и без помощи).
- «Ножницы». И.п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.
6.И.п.: то же. Приподнять ноги на 10-12 см от пола, колени не сгибать, носки подержать и опустить; выполнять в медленном темпе.
7. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться пальцами носков ног, выпрямиться. То же из положения сидя, ноги врозь.
- И.п.: то же. Наклон вперед,достать правой ( левой ) рукой до носка левой ( правой ) ноги, выпрямиться. То же из положения сидя.
- «Насос». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же сидя на скамейке, стуле.
- И.п.: лежа на боку. Поднимать вверх и опускать руку и ногу. Повторить несколько раз, повернуться на другой бок.
- « Бревнышко». И.п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую стороны. Делать перерывы для отдыха.
- И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа (слева), выпрямиться. То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.
- И.п.: стоя на коленях, ягодицы на пятках, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед, пока ладони и лоб не коснутся пола. Не поднимая ягодиц как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.
- «Кошечка спит». И.п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки под голову, и.п. То же в другую сторону.
15.И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться, лечь в и.п., расслабиться.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
- Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
- Ходьба на внешней стороне стопы, пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
- Ходьба по ребристой доске.
- Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
- Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.
- Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
- Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное.
- Катать палку (d – 3 см) вперед-назад.
- Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуть. Большие пальцы вместе.
- Подняться на носки и выполнять приседания, держась за опору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду. Предлагаемый опыт работы представляет собой планирование содержания тематических дней здоровья. Государственн...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...
"Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни предполагает включение в работу всех субъектов образовательного процесса (воспитанник-педагог-родитель). Напечатано в ежемесячном журн...
Комплексный план оздоровительно-профилактической работы в дошкольной группе.
составлена таблица на учебный год по оздоровительно - профилактической работе в детском саду....
Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»
В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кре...
Отчет работы – наставника-воспитателя Денисевич Татьяны Протасьевны со специалистом, не имеющим опыта работы в дошкольном учреждении за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе с новым специалистом, которая пришла на работу в детский сад....
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...