Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы

в дошкольном учреждении.

В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливанию. Систематическая реализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивает основу нормального физического и психологического развития. Закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. Предлагаем вам несколько простых, требующих  минимальных организационных и технических затрат, позволяющих охватить большое количество детей, методов закаливания, которые вы можете использовать в своей работе.

Первый метод- хождение босиком. Главный смысл этого метода заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется действием низких температур пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, а затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная с первой младшей.

Следующий метод- контрастное воздушное закаливание. Начинается закаливающая процедура после дневного сна, продолжается 12-15 минут и имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в «теплую» и обратно, желательно с музыкальным сопровождением. Примерно в 15 часов включается негромкая мелодичная музыка, способствующая к постепенному переходу от сна к бодрствованию. Дети просыпаются, откидывают одеяло и, лежа в постели, выполняют в течение 2-3 минут физические упражнения. Таким образом, в сочетании с методом контрастного воздушного закаливания используется гимнастика после дневного сна. Об использовании разных вариантов гимнастики будет рассказано ниже. Далее дети встают с постели, затем начинаются пробежки в другое помещение, в котором с помощью открытых фрамуг к концу дневного сна температура поддерживается в пределах +16, через 1-2 недели +14. Во время пребывания в холодном помещении выполняются различные физические упражнения, имеющие важное значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создании положительного  эмоционального отношения. Температура «теплого» помещения +22-23, темп выполнения физических упражнений в «теплой» комнате более спокойный. При перебежках применяются разнообразные перестроения и построения, разные виды ходьбы, марша. Количество перебежек из одной комнаты в другую составляют 6-7, длительность пребывания в каждой комнате по 1-2 минуте. Заканчивается процедура перебежками из «теплой» комнаты в «холодную» в ходе игр таких, как «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет» и другие.

Рассмотрим варианты гимнастики после сна. Лежа в постели, дети выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо-влево;  поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 — разведение и сгибание рук; 3 — подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 — лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 — движение ногами «велосипед». Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.), затем выбегают в холодную комнату. Там выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку.

Следующий вариант гимнастики — упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе. Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как рассчитан на большую самостоятельность детей и их достаточный двигательный опыт.

В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться ежедневно или два три раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами. «Беговую массажную дорожку»  можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая, раздевалка, коридор). Инвентарь располагается таким образом, чтобы дети смогли свободно заниматься, перебегая от одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания

детей дошкольного возраста. Работа по данному вопросу в первую очередь включает в себя

необходимость дать детям общие сведения о строении человека. Знания о строении опорно-

двигательного аппарата, внутренних органов, мышечной и дыхательной систем помогут детям относиться к двигательной деятельности с чувством ответственности, так как через ощущение процесса движений будет срабатывать чувство самостраховки.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые необходимо включать в разные виды работы по физическому воспитанию: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные досуги и НОД. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу

мышц- разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали

дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение надо отдавать симметричным упражнениям: повороты, наклоны в

стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой. Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать ребенку возможность потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и тоже упражнение при разучивании выполнять медленно, а при повторении- быстрее. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения птиц, животных и др. Главное — вызвать у них желание двигаться активно и с удовольствием. Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют,

что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Предлагаем перечень упражнений для верхнего плечевого пояса и упражнение для мышц живота. Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо- влево. В положении сидя, сцепив руки « в замок» сзади на шее, отводить голову назад с сопротивлением руками.

Большинство упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование предметов активизирует мышцы кисти, вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а взрослому легче контролировать качество движений. Хорошо влияет на осанку ползание, лазание, ходьба с небольшим грузом на голове.

Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. При проведении подобранных с этой целью упражнений надо соблюдать определенные медико- педагогические требования. Упражнения по прилагаемым в них усилиям должны непременно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям и постепенно с возрастом усложняются. Упражнения, требующие усилий, должны непременно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно с возрастом усложняться. Упражнения, требующие силовых усилий, включаются в утреннюю гимнастику, НОД, в самостоятельные игры и спортивные развлечения. Предлагаем различные комплексы упражнений. Можно предложить детям такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево, стоя по кругу; над головой, стоя в колонне; бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад. Вес мячей 700-1000 грамм.

Упражнения для укрепления мышц голени,стопы и пальцев ног способствуют профилактике плоскостопия. Наибольший эффект упражнения оказывают, если их выполнять босиком, по возможности несколько раз в день: утром и после дневного сна. Предлагаем перечень упражнений. Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног предметы ( палочки, камешки, шнур), перекладывать их вправо, влево; захватив внутренними сводами стоп предметы покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать сидящему рядом. После сна полезно, сидя, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения, массировать подъемом одной ноги другую.

Работу по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у кого замечены отклонения.

Метод профилактики заболевания носоглотки — полоскание глотки прохладной водой. Данный вид закаливания применяется после консультации врача и санации носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже с 2,5-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а-а-а», температура воды +40-42С. Дети в возрасте 4-6 лет начинают процедуры при температуре воды  +37-36С, снижая ее каждые два-три дня на один градус и доводя до комнатной температуры.

Упражнения, требующие силовых усилий

I.

1. И.п. - упор на коленях. Поднять в верх правую ногу и левую руку, опустить. То же другой ногой и рукой. Дозировка 8-10 раз.

2. И.п. - то же. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.

3. И.п. - то же. Взмах ногой, руки согнуты.

4. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову на счет 1-4-5. Лечь, расслабиться.

  1. И.п. - лежа на животе. Поднять руки в верх, хлопнуть 3-5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, расслабиться.

II.

1. И.п. - стоя лицом друг к другу держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его. Когда первый поднимается, другой садится.

2. И.п. - ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая руки, с силой давить на ладони партнера.

3. И.п. - стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спиной.

4. И.п. - один сидит на полу, ноги прямые, второй придерживает ноги. Ложиться и садиться 8-10 раз., меняясь местами.

5. И.п. - стоя лицом друг к другу ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То де сидя.

  1. И.п. - стоя лицом друг к другу, между ними две линии «река» (S-30 см). Беруться за руки и тянут, стараясь затащить друг друга в «реку».

III.

1. И.п — сидя ноги скрестно, мяч в руках (М- 700-1000гр.). Поднять в верх, опустить к голове (сгибая руки), снова в верх и вниз. Дозировка 6-7 раз.

2. И.п. - сидя ноги врозь, мяч у груди в согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпрямиться, мяч к груди.

3. И.п. - сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча.

4. И.п. - лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот вправо (влево) и обратно с мячом в руках.

5. И.п. - стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо (влево), мяч в вытянутых руках вперед, выпрямиться.

6. И.п. - лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола поочередно ударять по мячу руками.

7. И.п. - сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.

  1. И.п. - стоя, мяч на полу. Встать на него коленями, подняться.

Упражнения для верхнего плечевого пояса.

       1.И.п.: стоя, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То из исходного положения:  лежа на спине, руки вдоль туловища.

  1.            2.И.п.: стоя, руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.

        3.И.п.: стоя, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести назад, держать на уровне плеч. То же из и.п.: сидя, лежа на спине, руки за головой.

           4.И.п.: стоя, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.

           5.И.п.: стоя, руки в замок за спиной. Рывками отводить прямые руки назад. То же из и.п. сидя.

           6.«Растягиваем резину». И.п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести

локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.

           7.И.п.: стоя, палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину ( прижать к углам лопаток),

 снова вверх и вниз.

       8.И.п.: стоя, палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее ( вдох), опустить  за спину на лопатки (выдох).

          9.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках.  Наклониться вперед, одновременно

поднимая палку, смотреть вперед, вернуться в и.п.

       10.И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.

      11.И.п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног( выдох), выпрямиться(вдох).

      12.И.п.: встать спиной к стене ( без плинтуса) или  гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и.п. Присесть и встать.

Упражнения для мышц живота.

  1. «Длинные и короткие ноги». И.п.: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить ( вместе и попеременно). То же в положении лежа на спине.
  2. И.п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги ( вместе и попеременно), то же в положении лежа.
  3. « Велосипед». И.п,: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать Иногами, сгибая и выпрямляя их, как на велосипеде ( пять- восемь сек.) Перерыв для отдыха.
  4. И.п.: то же. Садиться и ложиться ( помогая руками и без помощи).
  5. «Ножницы». И.п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.

      6.И.п.: то же. Приподнять ноги на  10-12 см от пола, колени не сгибать, носки подержать и опустить; выполнять в медленном темпе.

      7. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться пальцами носков ног, выпрямиться. То же из положения сидя, ноги врозь.

  1. И.п.: то же. Наклон вперед,достать правой ( левой ) рукой до носка левой ( правой ) ноги, выпрямиться. То же из положения сидя.

  1. «Насос». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же сидя на скамейке, стуле.
  2. И.п.: лежа на боку. Поднимать вверх и опускать руку и ногу. Повторить несколько раз, повернуться на другой бок.
  3.  « Бревнышко». И.п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую стороны. Делать перерывы для отдыха.
  4. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа (слева), выпрямиться. То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.
  5. И.п.: стоя на коленях, ягодицы на пятках, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед, пока ладони и лоб не коснутся пола. Не поднимая ягодиц как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.
  6.  «Кошечка спит». И.п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки под голову, и.п. То же в другую сторону.

     15.И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться, лечь в и.п., расслабиться.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

  1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы, пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба по ребристой доске.
  4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  5. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.
  6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное.
  8. Катать палку (d – 3 см) вперед-назад.
  9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуть. Большие пальцы вместе.
  10. Подняться на носки и выполнять приседания, держась за опору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду.  Предлагаемый опыт работы представляет собой планирование содержания  тематических дней здоровья. Государственн...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...

"Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни предполагает включение в работу всех субъектов образовательного процесса (воспитанник-педагог-родитель).  Напечатано в ежемесячном журн...

Комплексный план оздоровительно-профилактической работы в дошкольной группе.

составлена таблица на учебный год по оздоровительно - профилактической работе в детском саду....

Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»

В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как  воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кре...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...