Проект «Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности с целью социальной и психологической адаптации дошкольников с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья»
проект по коррекционной педагогике

Масимова Светлана Новрузовна

Развитие  коммуникативных навыков и добровольческой деятельности среди дошкольников с нарушениями речи и детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_itog_1.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности с целью социальной и психологической адаптации дошкольников с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья»


«Развитие  коммуникативных навыков и
добровольческой деятельности среди дошкольников с нарушениями речи и детей с ОВЗ»

Автор: Масимова Светлана Новрузовна

Номинация: «Молодые учителя-логопеды, педагоги-психологи»

Основание необходимости проекта.

Стремительное развитие системы образования коренным образом преобразует жизнь людей. Изменения в современном мире настолько существенны, что формирование личности ребенка проходит интенсивно уже с первых  дней его жизни.

В тоже время одной из самых тревожных тенденций современности является рост количества детей с проблемами в развитии, что значительно затрудняет формирование у детей «компетенций XXI века» - когнитивных, социально-эмоциональных и цифровых, т.е. формирование личности успешного гражданина России.

Вместе с тем, целевые ориентиры ФГОС ДО указывают,  что духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального и этнического происхождения, физических и психических особенностей, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников, и взрослых наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Поиск наиболее эффективного комплексного подхода способствующего ранней позитивной социализации дошкольников через активную деятельность основанную на методах социоигровой технологии привел к решению: расширить диапазон применения данной технологии за счет привлечения детей с нарушениями речи к  волонтерской деятельности, которая способствует самореализации  участников обеих сторон, в том числе детей-инвалидов центра социальной адаптации «Дети Радуги», не посещающих дошкольное общеобразовательное учреждение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами детских садов задачи, для решения которых необходимо качественное изменение всего образовательного процесса. Обучение детей должно стать развивающим, увлекательным, проблемно - игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Изучив педагогические технологии, способствующие развитию у детей компетенций 21 века, я остановила свой выбор на социоигровой технологии воспитания и обучения, которая способствует речевому и  социальному развитию дошкольников. Следуя социоигровому стилю, коррекционная деятельность строиться как игра-жизнь между микрогруппами, и в каждой из них в отдельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Таким образом, привлечение волонтеров, различные формы взаимодействия, в которых дети с инвалидностью участвуют вместе со здоровыми сверстниками, способствуют решению проблемы адаптации с двух сторон: во-первых, вводят в социум самих детей с ограниченными возможностями; во-вторых, помогают спокойно, как к равным, относиться к таким детям, тем людям, которые их окружают, тем самым устраняют барьеры между инвалидом и обществом.

Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка  через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями и детей-инвалидов.

Задачи проекта:

  1. Формирование у дошкольников с речевыми нарушениями и детей-инвалидов навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. Формирование у дошкольников навыков сотрудничества.
  2. Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды, этнической принадлежности и состояния здоровья. Формирование у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.
  3. Содействие улучшению морально-психологического состояния детей-инвалидов через организацию общения со сверстниками посредством социоигровых приемов.

Участники проекта: воспитанники с речевыми нарушениями, дети-инвалиды центра социальной адаптации  для детей –инвалидов «Дети Радуги», родители (законные представители).

 Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. 

Организация практики волонтерства осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации практики в ДОУ.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Прежде чем начать формирование у дошкольников с речевыми нарушениями и детей-инвалидов навыков дружеского коммуникативного взаимодействия, необходимо создать положительную внутреннюю мотивацию к совместному взаимодействию с ребенком-инвалидом. Использование диалогического метода обучения - «беседа», привлекает дошкольников к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирует у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.  (приложение 1). Параллельно проводятся беседы с родителями воспитанников о волонтерском движении, о применении  социоигрового стиля в коррекционной деятельности, организации игровой деятельности с участием детей-инвалидов.

Также было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам: 

Октябрь. -изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации практики в ДОУ; -прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе»;

Ноябрь -Беседа «Кто такие волонтеры?» -Беседа «Возможно ли стать волонтерами?» -Беседа «Чему мы можем научить друг друга?» -«День добрых дел». -Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей».

 Декабрь- Январь. -Оказание помощи в подготовке праздничных мероприятий, подарки для друзей (снежинки). -заучивание стихотворений к празднику. -Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры «Колядки».

Февраль – Март. -Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – совместная зарядка. -Провести пальчиковые игры -Рисуем вместе

Апрель - Май -Неделя «Сказка вы гости к нам пришла», -Неделя «Космос», -Оказание помощи в организации игр на улице.

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды. Волонтерские часы проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием и предусматривает использование социоигрового подхода в совместной коррекционной работе. Особое внимание уделяется психологической атмосфере занятия: коррекционные занятия как естественная жизнь детей с использованием накопленного личного опыта и определённых знаний, детей увлекает сама возможность проявлять инициативу и применять свой опыт.

Мероприятия проходящие в центре социальной адаптации для детей-инвалидов «Дети Радуги», проходят в один раз в две недели во время «Волонтерского часа». Результаты детской деятельности представлены в приложении 2.

Совместные мероприятия учат дошкольников вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; выражать свои чувства и понимать чувства других сверстников с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; контролировать свои эмоциональные реакции.

Третий этап – заключительный. На данном этапе будет проведена оценка влияния проекта на его участников, диагностирование, сделаны выводы по результатам.                                                            

Рабочий план реализации проекта.

  1. Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития ребенка. (сентябрь-октябрь)
  2. Информационно-аналитическое мероприятие в форме родительской конференции. (октябрь)
  3. Подготовительные беседы и тренинги, игры-задания и упражнения  социоигрового характера с участием детей-инвалидов, обучающие детей правилам общения, культуре общения. «Особенности общения с детьми-инвалидами» (октябрь-ноябрь)
  4. Чтение художественной литературы Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо- не вежливо», М. Плашковский «Уроки дружбы», Я. Аким «Яблоко», русская народная сказка, «Гуси-лебеди» А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э. Шим «Брат и младшая сестра, «Не смей обижать», Сергея Михалкова «Фантик» (октябрь-апрель)
  5. Игры-задания на сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных, психологических барьеров. Речевые упражнения, в микрогруппах с участием детей-инвалидов, способствующие формированию навыков точного межличностного восприятия, умению видеть сходства и различия с другими людьми. (приложение 3)(октябрь-апрель)
  6. Снижение коммуникативных барьеров и повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ, через организацию совместных мероприятий дошкольников с речевыми нарушениями и детей-инвалидов: «Праздник детства», «Мы едины», «Новогодняя сказка», «Жили-были...» (октябрь-апрель)

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

  1. У 80% дошкольников с нарушениями речи меньше времени затрачивается на этап автоматизации и дифференциации изучаемых звуков в связной речи.
  2. 100% детей-инвалидов чувствуют себя комфортно в образовательном пространстве детского сада, уверенно общаются с другими детьми и педагогами.
  3. У 100%  детей-инвалидов выявлена положительная динамика в речевом развитии.

Оценка эффективности реализации проекта.

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в детском саду.

Воспитание у воспитанников, их родителей, желания помогать человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Воспитанники детского сада и дети-инвалиды получили опыт взаимодействия, взаимообщения, который даст возможность формировать личность успешного гражданина России.

Оценка рисков.

 Неготовность воспитанников и их родителей  к общению с детьми с особыми образовательными потребностями, наличие психологических барьеров и негативных стереотипов, среди которых страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, нежелание изменяться, психологическая неготовность к взаимодействию с «особыми» людьми.

Недостаточный уровень моих компетенций для эффективности реализации проекта.

Дальнейшее развитие проекта.

Включение в волонтерское движение большего количества детей, посещающих занятия учителя-логопеда. Участие детей-волонтеров и их родителей в мероприятиях детского сада и поселка Пангоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

Презентация на тему "Роль нетрадиционной техники рисования в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ".

В настоящее время в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной с...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....