Психологические особенности дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Потапова Людмила Анатольевна

Статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_doshkolnikov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Психологические особенности ребенка дошкольного возраста

Двух - четырехлетний возраст для многих людей является именно тем возрастом, с которого они помнят себя. Для большинства родителей четырех - пятилетние дети – это «золотое время» родительства.

Но временами ребенок бывает просто не выносим: упрям, капризен, агрессивен, зануден и т.д. Замечательный зарубежный педагог начала ХХ века Э.Кэй писала: «Ребенок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что он имеет право быть «нехорошим», право, которым взрослые пользуются этим правом, но и быть спокойно предоставленным всем опасностям и радостям, которые влечет за собой подобного рода настроение. В 9 из 10 раз следует закрывать глаза на детские недостатки, воздерживаясь от непосредственного вмешательства, которое обыкновенно бывает ошибочным, а вместо этого направить всю бдительность на окружающее, в котором ребенок растет, и на свое собственное самовоспитание – вот в чем заключается искусство естественного воспитания».  Прошло сто лет, а эти слова по-прежнему современны.

Каковы же психологические особенности дошкольного возраста? остановимся на некоторых из них, важных для этого разговора.

Эмоциональность. Ребенок познает мир чувствами и еще не всегда умеет справляться с ним. Помочь ему в этом помогут родители. Большую силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т.д. Руки родителей – источники ощущений, а следовательно и чувств, обладают магической силой влияния на ребенка, порой больше, чем слово или подарок. Ребенок имеет право побыть «плохим», так же как право быть «хорошим», но не только «всегда хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность и др.) – это ситуации с большим потенциалом развития личности ребенка, они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируются воля, самоконтроль ребенка, узнавание себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей.

Любознательность.  К пяти годам у ребенка появляется стремление быть полезным.

Труд для других. Наблюдение за взрослыми, как источник знания об окружающем,  как родители говорят, каким тоном, в каком настроении, как разрешают конфликты, как справляются с неудачами, как помогают друг другу, окружающим, как проявляют заботу и др. Все дошкольное время перед родителями стоит задача самовоспитания и самосовершенствования,  как необходимого инструмента воспитания ребенка: малыш воспитывается именно через наблюдение и подражание, а вовсе не через нотации и педагогические сентенции.

Игра служит источником тренировки и упражнения в освоении различных жизненных ситуаций.

Роль родителей в детской игре. Использование игровых ситуаций в воспитании и речевом развитии ребенка. Когда мы стремимся приохотить человека к чему-либо, мы на первых порах должны воздержаться от критических замечаний. Это всеобщий закон, распространяющийся на все виды деятельности, на развитие всех человеческих интересов без исключения.

Р о д и т е л ь с т в о – это работа. Основная задача родителей, в конечном счете, - научить ребенка обходиться без них. Но нередко вмешиваются родительское честолюбие, желание, чтобы именно ребенок реализовал то, что самому взрослому в своей жизни не случалось сделать (стать музыкантом, врачом, балериной, спортсменом и т.д.) Драгоценное время уходит на то, чтобы заставить ребенка говорить: он  хочет того же, что и родитель, а задача развития зрелой личности становится второстепенной: у родителя просто не остается времени и сил, чтобы разглядеть своего ребенка – что он хочет, умеет, к чему тянется и чего желает.

Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. От родительства чаще и быстрее устают те мамы и папы, кто неравномерно тратит свои усилия, совершает ошибки при общении. Персонал детского сада наблюдает воспитанников больше, чем сами родители. Детский сад – это уникальная комплексная работа всех специалистов, имеющая большой потенциал помощи родителям в воспитании детей и коррекции их речевого развития. Рекомендуется советоваться с воспитателями, вести совместные наблюдения, обмениваться опытом, сделать это живой работой, исключить «обязательность» и «принудительность».

Обратите внимание, как разные специалисты в разнообразных ситуациях (в том числе и игровых) решают задачи раз вития речи у детей и других психических процессов. Что-то вы вполне можете использовать дома, ибо мы помним: особенностью данного возраста являются эмоциональность, любознательность и подражание, ребенок вовсю старается походить на маму или папу. И это требует дисциплинированности от родителей и других взрослых, окружающих наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

Психологические особенности дошкольника

             В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....

Психологические особенности дошкольника.

Консультация для родителей....

Психологические особенности дошкольника.

Консультация для родителей....