Типичные психологические проблемы дошкольников
статья по психологии (старшая группа)

Ломова Светлана Николаевна

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluchai_oslozhneniya_psihicheskogo_razvitiya_rebenka.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

В контексте данного исследования нас интересуют в первую очередь эмоционально-личностные, поведенческие проблемы и проблемы общения детей в возрасте 5-6 лет, так как именно они, по нашему предположению, являются следствием родительского программирования. Рассмотрим подробнее содержание данных психологических проблем путем подробного анализа их показателей: повышенной тревожности, неадекватной самооценки, депрессивного настроения, агрессивности и трудностей в общении.

Тревожность как психологическая проблема детей дошкольного возраста.

Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния».тревога зарождается уже в раннем детстве и отражает «тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем - другие взрослые и сверстники)». Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста».

Таким образом, тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, а тревожность - устойчивое состояние, не связанное с какой-либо определенной ситуацией.

В настоящее время многие исследователи обратились к проблеме тревожности ребенка дошкольного возраста. В большинстве работ, рассматривающих тревожность, осуществляется психодинамический подход. Разделяющие его авторы исходят из того, что уже в дошкольном возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний

Депрессивное настроение у детей дошкольного возраста.

Депрессия у взрослых - чрезвычайно распространенное явление не только в рамках психического заболевания, но и обусловленное неблагоприятными жизненными ситуациями (утратой близкого, ссорой с друзьями, неприятностями на работе и т.п.).

К настоящему времени доказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества, в своеобразных в формах, обусловленных влиянием возрастной личностной динамики. Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений. Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.

В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха или скуки, на первый план выступает дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией. Таким образом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливого настроения и беспричинного плача.

Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка дошкольного возраста выделяют как отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция.

Агрессивность как психологическая проблема детей дошкольного возраста.

Агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка.Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка:

- наследственно-характерологические (наследственно конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.);

- резидуально-органические (минимальная мозговая дисфункция;

травмы головного мозга и т.п.);

- социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания в семье;

неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельность и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.);

- ситуационные (реактивность, или ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; введение ограничений в поведение ребенка; новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации и др.).

Формирование неадекватной самооценки у детей дошкольного возраста.

Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «я», как субъекта, отличного от других субъектов. Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие, как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированностъ и обоснованность.Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопонимание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих, на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы детей-дошкольников.

Психологические проблемы детей-дошкольников Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно...

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений. Как источник конфликта.

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которого вас обуревают неприятные чувства или переживания.Способы проявления конфликтного поведенияНепослушание и упрямство детей (особенно...

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....

Психологические проблемы младших дошкольников

Материал содержит краткую характеристику основных психологических проблем детей младшего дошкольного возраста...

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Выступление на РМО с докладом на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Презентация на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»

cent;Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении....