Выступление на РМО с докладом на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»
презентация по коррекционной педагогике

Светлана Юрьевна Лебедева

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Ребенок с особыми образовательными потребностями, это ребенок с нарушениями развития, следствие которых к нему нужно применять  особые образовательные программы, отличные от стандартных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»

Подготовил: учитель-логопед МДОУ №23 д/с «Аленушка»

Лебедева Светлана Юрьевна


Дети с особыми образовательными потребностями

Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)

2) Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие)

3) Дети с нарушениями речи

4) Дети с нарушением интеллекта (УО)

5) Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и аутизм

6) Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

7) Дети с нарушением опрно-двигательного аппарата (ДЦП)

8) Дети со множественными нарушениями (сочетанными)

Психологические особенности детей с ОВЗ


        На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выготский Л.С. отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Выготский Л.С. ввел понятие «Структура дефекта».

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.имости более длительного времени для приема и переработки Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

ойфТипичные затруднения (общие проблемы) проблемы у детей с ОВЗор

1. Ограниченное представление об окружающем мире.

2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.

3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказывают от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка).

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца. Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП:

1. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;

2. Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим нарушением центральной нервной системы;

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Тугоухие дети. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящий к нарушению речевого развития.

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

о Слабовидящие дети.

Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировки и при движении использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остается у них главным анализатором, однако оно не является у них полноценным.

тихПсихологические особенности детей инвалидов с интеллектуальными нарушениями (ЗПР):

Сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;

Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

Неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

Имеются легкие нарушения речевых функций;

Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Дети, имеющие искаженное психическое развитие

(синдром РДА или синдром Каннера):

Характера стереотипность, стремление к постоянству;

Болезненная реакция на внешние раздражители;

Эмоциональная холодность и безразличие;

Тревога, страхи;

Однообразный, односторонний характер деятельности;

Нарушения ориентировки в пространстве и времени;

Речь отличает «механистичность», «попугайность», штампованность, отсроченное повторение;

Трудности произвольного обучения , в обобщении.

обДети с соматическими заболеваниями

Дети не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.

Слабо развита познавательная сфера;

Недоразвитие личности;

Интеллектуальная пассивность;

Ограниченный объем принятой информации;

Низкая способность к обобщениям;

Быстрая потеря интереса к занятиям.

Ребенок с особыми образовательными потребностями, это ребенок с нарушениями развития, следствие которых к нему нужно применять  особые образовательные программы, отличные от стандартных.

щОбщие психолого-педагогические рекомендации:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.        

2. Как можно чаще общаться с ребенком.

3. Избегать переутомления.

4. Использовать упражнения на релаксацию.

5. НЕ сравнивать ребенка с окружающими.

6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

8. Обращаться к ребенку по имени.

9. НЕ предъявлять ребенку повышенных требований.

10. Старайтесь делать замечания как можно реже.

11. Оставаться спокойным в любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Презентация на тему: «Типичные затруднения (проблемы) детей с ООП»

cent;Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении....