выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
проект по теме

Патапова Светлана Валентиновна

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции.

Май 2013г.

Хочу представиться. Я – Патапова Светлана Валентиновна. По образованию учитель начальных классов. 15 лет отработала в системе начального образования.

 Работая учителем, столкнулась с проблемой социальной и психологической адаптацией учеников в новом коллективе сверстников. Многие дети испытывали трудности в общении со своими сверстниками, со взрослыми. Это вело к нежеланию ребенка ходить в школу. А это в свою очередь отражалась и на здоровье ребенка и, конечно на его успеваемости.  

В школе, конечно работа по социализации детей ведется, но, к сожалению, нет таких возможностей более качественно и  целенаправленно, а главное непрерывно и систематически над этим работать. Поэтому, придя в детский сад, приоритетным направлением своей работы я выбрала «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

В программе «От рождения до школы» социально-личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей.

(Слайд 2) Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

(Слайд 3) Социализация – очень важный процесс развития человека для дальнейшей самореализации.

Что включает в себя социализация?

Усвоение трудовых навыков, нравственных ценностей, норм и правил поведения, знакомство с народными традициями, развитие кругозора, активности, любознательности, словарного запаса, накопление необходимых знаний, умений и навыков.

 Программа социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства.

         Детский сад – начало социальной жизни ребенка

(Слайд 4) Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели, и сами дети - сверстники дошкольника.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников.

 Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.

Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

Работая над проектами, ставились определенные задачи, реализовав которые ребенок мог раскрепоститься в коллективе и таким образом повысить уровень своей социальной компетентности.

(Слайд 5) Для примера рассмотрим проект «Путешествие по родному городу». Данный проект был посвящен 20-тилетию образования ГО Заречный и проходил в подготовительной к школе группе в сентябре - октябре.

Актуальность. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве,  важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую  связана с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».

Цель проекта:  В ходе изучения правил дорожного движения углубить знания детей о родном городе.

(Слайд 6) Образовательные задачи:

Углубить представления детей о месте их жительства, о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.

Уточнение и закрепление знаний детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

Пополнение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, активность, наблюдательность, внимание, взаимопомощь и взаимовыручку.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотизм, любовь к родному городу, воспитывать культуру поведения на улице и в общественном  транспорте.

(Слайд 7) Ожидаемые результаты

  1. Повышение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и в   общественном транспорте;
  1.  Развитие способностей детей отражать свои знания в беседе, играх, практической деятельности;
  1. Актуализировать знания родителей о правилах дорожного движения.

(Слайд 8) Работа с детьми в ходе проекта: 

        Беседы о Заречном: история города, рассматривание фотографий Заречного разных лет, просмотр видео о строительстве станции и города и о первых строителях стации и города. Экскурсия по улицам города.  

Беседа о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,  создание безопасных маршрутов от дома до детского сада.  

Написание мини-сочинений на тему «Мой город»,  выставка рисунков «Любимые места моего города».  

Развивающие игры с использованием макета города  и дорожных знаков, подвижная игра «Светофор».

 (Слайд 9) Итогом проекта стало мероприятие «Путешествие по родному городу»

Под музыку дети вошли в зал и осмотрели декорации,  по ним определили, что речь пойдет о правилах дорожного движения.

(Слайд 10) I этап. Вместе с воспитателем дети превратились  в пешеходов и  отправились в  путешествие по родному городу, по пути повторяя правила пешеходов, дорожные знаки, разметку и  виды транспорта.

(Слайд 11) Рассматривались проблемные ситуации,  связанные с дорожным движением и определили, где были нарушены правила пешеходного и дорожного движения, дети пояснили, как героям необходимо было правильно двигаться по улицам

(Слайд 12) Уточнили  значение цветов светофора,  повторили правила перехода  проезжей части.

(Слайд 13) При помощи ассоциативных связей дети пытались объяснить, почему именно эти цвета используются в светофоре.

(Слайд 14) В разминке на практических примерах дети закрепили знания  о  переходе  перекрестка оснащенного светофором.

(Слайд 15) II Этап.  Дети классифицировали дорожные знаки по видам (запрещающие, предписывающие, предупреждающие) и с увлечением собирал пазлы со знаками, при этом комментируя, к какому виду знак относится и что значит. 

(Слайд 16) Родители стали активными участниками игры , с интересом и азартом  вместе с ребятами собирали пазлы.

(Слайд 17) Дети рассказали стихи,  выученные дома с родителями, и конечно,  они были посвящены правилам дорожного движения. В завершении ребята совершили поездку на автобусе, посетили значимые места города под замечательную песню «О Заречном».

         (Слайд 18) Итогом мероприятия стала рефлексия детей. Ребята высказывали свое мнение о занятии, вспоминали наиболее понравившиеся моменты, выбирали смайликов отражающих их настроение после мероприятия.

Логичным завершением всего проекта стала песня «Русская сторонка»  в исполнении трех вокалистов и всех детей группы.

(Слайд 19) Так же в этом учебном году были реализованы еще несколько проектов:

Проект «Огород»  

Проект «Милой мамочке букет»

(Слайд 20) Одним из самых любимых и запоминающихся проектов стал  проект «Мой любимый детский сад». Были проведены экскурсии по детскому саду, приглашали в гости в группу сотрудников детского сада, которые рассказывали о своей работе. Ребята рассуждали на разные темы:

  1. Почему наш детский сад называется «Сказка»;
  2. Зачем нужен детский сад взрослым и детям;
  3. Почему я люблю ходить в детский сад

Результатом проекта Стал альбом с рисунками детей «Моя любимая Сказка» и видео фильм.

(Слайд 21) Проект «Путешествие в страну «Пиши-Читай». Это образовательный проект, который состоит из серии занятий-путешествий по волшебной стране «Пиши-Читай». На которых ребята познавали азы грамоты, помогая жителям страны.

(Слайд 22) Мониторинг образовательной деятельности.

Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе, приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости дошкольника, готовности его к адаптации в социуме.

(Слайд 23) Мониторинг развития интегративных качеств

При реализации проектов отмечается выраженная динамика в формировании интегративных качеств дошкольников. Возрастает познавательная активность, любознательность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразие способов ее обработки.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность Воспитатель: Патапова С.В. МКДОУ «Сказка» 2013 г.

Слайд 2

Социально-личностное развитие Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей Режимные моменты Работа с родителями

Слайд 3

Социализация Усвоение трудовых навыков; Усвоение нравственных ценностей; Усвоение норм и правил поведения; Знакомство с народными традициями; Развитие кругозора, активности, любознательности, словарного запаса; Н акопление знаний, умений и навыков

Слайд 4

Образовательная среда детского сада Родители А вторитет ; Родительский пример Педагоги-воспитатели Р азвитие индивидуальности; Организация психологического состояния; Преодоление проблем в общении Дети-сверстники Регуляция поведения в различных ситуациях

Слайд 5

Проект «Путешествие по родному городу» Актуальность Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве , важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине». Цель проекта: В ходе изучения правил дорожного движения углубить знания детей о родном городе.

Слайд 6

Образовательные задачи: Углубить представления детей о месте их жительства, о правилах дорожного движения , о дорожных знаках. Уточнение и закрепление знаний детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице и в общественном транспорте. Пополнение словарного запаса детей. Развивающие задачи: Развивать любознательность, активность, наблюдательность, внимание, взаимопомощь и взаимовыручку. Воспитательные задачи: Воспитывать патриотизм, любовь к родному городу , воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Слайд 7

Ожидаемые результаты Повышение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и в общественном транспорте ; Развитие способностей детей отражать свои знания в беседе, играх, в практической деятельности ; Актуализировать знания родителей о правилах дорожного движения.

Слайд 8

Р абота с детьми в ходе проекта: Беседы о Заречном: история города, рассматривание фотографий Заречного разных лет, просмотр видео о строительстве станции и города. Экскурсия по улицам города. Беседа о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, создание безопасных маршрутов от дома до детского сада. Написание мини-сочинений на тему «Мой город», выставка рисунков «Любимые места моего города». Развивающие игры с использованием макета города и дорожных знаков, подвижная игра «Светофор».

Слайд 9

Ход мероприятия Вводная часть: Под музыку дети вошли в зал и осмотрели декорации, по ним определили, что речь пойдет о правилах дорожного движения.

Слайд 10

I этап Вместе с воспитателем дети превратились в пешеходов и отправились в путешествие по родному городу, по пути повторяя правила пешеходов, дорожные знаки, разметку и виды транспорта.

Слайд 11

Вместе с педагогом дети рассмотрели проблемные ситуации связанные с дорожным движением и определили где были нарушены правила пешеходного и дорожного движения, дети пояснили, как героям необходимо было правильно двигаться по улицам

Слайд 12

Уточнили значение цветов светофора, повторили правила перехода проезжей части.

Слайд 13

При помощи ассоциативных связей дети пытались объяснить почему именно эти цвета используются в светофоре

Слайд 14

Разминка. На практических примерах дети закрепили знания о переходе перекрестка оснащенного светофором.

Слайд 15

II Этап Дети классифицировали дорожные знаки по видам (запрещающие, предписывающие, предупреждающие) и с увлечением собирал пазлы со знаками при этом комментируя к какому виду знак относится и что значит.

Слайд 16

Родители стали активными участниками игры , с интересом и азартом вместе с ребятами собирали пазлы.

Слайд 17

Дети рассказали стихи выученные дома с родителями, и конечно, они были посвящены правилам дорожного движения. В завершении ребята совершили поездку на автобусе , посетили значимые места города под замечательную песню «О Заречном».

Слайд 18

Итогом мероприятия стала рефлексия детей. Ребята высказывали свое мнение о занятии, вспоминали наиболее понравившиеся моменты, выбирали смайликов отражающих их настроение после мероприятия. Логичным завершением всего проекта стала песня «Русская сторонка» в исполнении трех вокалистов и всех детей группы.

Слайд 19

Проект «Огород» Цель: Познакомить детей с культурными растениями садов и огородов ; Учить детей ухаживать за растениями; Наблюдение за ростом и созреванием растений; Прививание уважения к труду и воспитание трудолюбия. Проект «Милой мамочке букет» Цель: Познакомить с разнообразием цветов и некоторыми правилами оформления букетов; Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям (мамам, бабушкам); Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Слайд 20

Проект «Мой любимый детский сад» Цель: Расширить представления детей о детском саде, о его значимости для взрослых и детей; Уточнение и закрепление знаний детей о профессиях в детском саду; Пополнение словарного запаса детей; Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам детского сада и к самому детскому саду.

Слайд 21

Проект «Путешествие в страну «Пиши-Читай» Цель: Научить и закрепить умения детей делать звуковой анализ слов; Закрепить знания детей об особенностях гласных и согласных буквах и звуках; Развивать умения составлять предложения из заданных слов; Развивать умение определять первые звуки в слове, место нахождения звука в слове; Обогащать словарный запас детей; Развивать творческую активность и инициативность; Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Слайд 22

Мониторинг образовательной деятельности мониторинг Образовательные области начало года (октябрь) конец года (апрель) 2 3 4 5 2 3 4 5 здоровье 0ч. 10ч. 6ч. 1ч. 0ч. 1ч. 12ч. 5ч. социализация 3ч. 11ч. 2ч. 2ч. 0ч. 8ч. 8ч. 2ч. труд 1ч. 10ч. 3ч. 4ч. 0ч. 4ч. 9ч. 5ч. безопасность 0ч. 5ч. 8ч. 5ч. 0ч. 0ч. 5ч. 13ч. познание 4ч. 7ч. 4ч. 3ч. 0ч. 5ч. 7ч. 6ч. коммуникация 4ч. 8ч. 3ч. 3ч. 0ч. 7ч. 5ч. 6ч. чтение худ. лит-ры 1ч. 11ч. 2ч. 4ч. 0ч. 5ч. 7ч. 6ч. худож. творчество 2ч. 11ч. 1ч. 4ч. 0ч. 4ч. 10ч. 4ч.

Слайд 23

Мониторинг развития интегративных качеств мониторинг Интегративные качества начало года (октябрь) конец года (апрель) 2 3 4 5 2 3 4 5 1. 0ч. 10ч. 7ч. 0ч. 0ч. 5ч. 10ч. 3ч. 2. 1ч. 11ч. 3ч. 3ч. 0ч. 8ч. 3ч. 7ч. 3. 1ч. 11ч. 4ч. 2ч. 0ч. 10ч. 2ч. 6ч. 4. 1ч. 14ч. 2ч. 0ч. 0ч. 7ч. 8ч. 3ч. 5. 0ч. 14ч. 4ч. 0ч. 0ч. 10ч. 6ч. 2ч. 6. 3ч. 9ч. 5ч. 1ч. 0ч. 8ч. 4ч. 6ч. 7. 0ч. 12ч. 3ч. 3ч. 0ч. 8ч. 4ч. 6ч. 8. 3ч. 11ч. 3ч. 1ч. 0ч. 7ч. 7ч. 4ч. 9. 0ч. 14ч. 3ч. 1ч. 0ч. 7ч. 7ч. 4ч. 1 – физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2 – любознательный, активный; 3 – эмоционально-отзывчивый; 4 – овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 5 – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6 – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7 – имеющие первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 8 – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9 – овладевший необходимыми умениями и навыками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Обмен опытом на районной конференции по теме: «Экологическое развитие детей дошкольного возраста через конструктивно модульную деятельность посредством ИКТ технологий»

Для того, чтобы дети активно познавали мир живой природы, правильно воспринимали природные явления, формировали собственное мировоззрение на основе базовых ценностей, необходимо направлять процесс их ...