Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)
статья по теме

Чаденкова Юлия Леонтьевна

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Они стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Одним из таких методов является проектная деятельность. Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников. Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие творческих  и познавательных способностей детей дошкольного возраста

через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

 Подготовила и провела:

воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 180 г.о.Самара

Чаденкова Юлия Леонидовна

16.10.2013г.

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Они стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. Одним из таких методов является проектная деятельность. Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников. Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Изучив соответствующую методическую литературу, затрагивающую вопросы технологии проектирования и использования метода проектов в ДОУ, я стала внедрять проектный метод в свою воспитательную работу с детьми.

Работая с воспитанниками 4-6 лет, я разработала и внедрила ряд проектов.

 1. Информационно-творческий групповой проект на тему: «В гостях у сказки!» (Развитие творческих способностей через сказку.)

Обоснование проблемы: наблюдая за детьми 5-го года жизни, я выявила, что дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Неосведомленность родителей о важности совместного творчества с детьми, нежелание родителей привлекать детей к совместному выбору сказок с детьми, не внимание родителей к книгам в семье.

Актуальность: именно народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных воззрениях видение жизни. Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Именно обращение к традициям русского народа и насущно на сегодняшний день. Ведь в современном мире мы, к сожалению, наблюдаем засилье западной культуры. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело их применять знания, накопленные веками. Пестушки, колыбельные песенки, потешки вот лишь часть огромного культурного наследия, который, к сожалению, в наше время забыт. Для решения этой проблемы, я определила для себя, что такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить и решать, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта, чтобы сказки прочно вошли в детский быт детей, оказывая позитивное влияние на развитие творческих способностей детей.

Задачи проекта:

  • Узнать, как русские народные сказки, влияют на творческое развитие детей младшего дошкольного возраста.
  • Организовать творческую выставку рисунков и поделок на повышение интереса детей к русским народным сказкам.
  • Повысить стремление родителей использовать сказки для формирования личности ребенка, его творческих способностей.
  • Привлечь родителей к изготовлению совместных поделок с детьми для участия в интернет конкурсах: «Ожившая сказка», «В гостях у сказки».
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Провести анкетирования родителей, с целью выявления знаний в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Расширить представления детей о русских народных сказках, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
  • Повышение компетентности родителей и воспитателей в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками.

Работа по проекту проходила в три этапа.

Первый этап: организационно – подготовительный. В ходе реализации этого этапа мною были созданы необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Разработано электронно-интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Путешествие по сказкам». Изучена проблема приобщения детей дошкольного возраста к сказке в семье. Проведено анкетирование родителей, с целью выявления знаний в вопросах знакомства детей с русскими народными сказками. Подобран консультативный материал для родителей на тему «Познания детей с художественной литературой», «Как привить детям, любовь к книгам», «Сказка источник познания». «Какие книги покупать ребенку», «Почему детям необходимо читать сказки?». Составлен план проектной деятельности и совместной работы с родителями и детьми.

Второй этап: содержательно – технологический. Я наметила последовательность чтения сказок, где ставила цели и задачи в работе с детьми. Учила детей слушать новые сказки, понимать образы героев. Развивала интерес детей к русским народным сказкам, рассматривание иллюстраций, бесед с детьми по изученному материалу. Дети приобщались к самостоятельному рассказыванию по картинам, внимательному слушанию небольших рассказов, сказки без наглядного сопровождения; потешек, стихотворений. Закрепляла с детьми знания по художественной литературе через беседы, наблюдения, игровыми действиями, предметной наглядностью, рассматриванием игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, изобразительной и творческой деятельностью. Например, игра «Литературное лото» где дети называют сказку, имя персонажа и его характеристику. Лиса - хитрая рыжая, колобок – круглый вкусный. Игра «Покажи героя», дети определяют имя героя, затем имитируют его походку. В игре ««Спой вместе с героем» дети развивают навыки пения песен разных сказок. В ходе игры «От загадки – к сказке» формировала умение детей отгадывать загадки к сказкам.

На этом этапе шло приобщение детей к драматизации знакомой им сказки, описание готовых работ словесными рассказами и пояснениями, моделирование по сказке «Заячья избушка», «Теремок». Вначале дети рассматривали картинки из этих сказок, выкладывали пазлы отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Вспоминали и называли, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда только после этой проведенной работы, дети выполняли моделирование по сказке. Проведена мультимедийная игра «Путешествие по сказкам» с целью развития творческого воображения, словотворчества, образного мышления, монологической речи.

Третий этап: итогово – диагностический. Совместная деятельность родителей с ребенком: чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, развитие творческих способностей по сказкам. Конкурс рисунков выходного дня, совместного творчества детей и их родителей "Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Изготовление поделок к участию в интернет конкурсах «Ожившая сказка», «В гостях у сказки».

Оформление коллажа «Наши любимые сказки». Выпуск газеты «Книжный уголок в детском саду». Обогащение предметно – развивающей среды театром рисованных персонажей.

Результаты работы над проектом показали, что у детей повысился интерес к русским народным сказкам, слову, речи. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Дети быстро ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, легко выстраивают последовательность действия героев.

 2. Проект: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность: задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.

Цель: формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста, через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

2.Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

3.Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

4.Развивать у детей потребность общения с природой, ответственность за «братьев наших меньших».

5. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года.

6. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.

7. Привлечь внимание родителей, педагогов к проблеме подкормки птиц в зимнее время.

Выполнение проекта:

Работа с детьми:

1. Беседа «О зимующих и перелетных птицах».

2. Занятия: «Птицы зимой», «К нам на ветку, посмотри, прилетели снегири», «Синица». Раскрашивание зимующих птиц в свободной деятельности.

3. Игры:

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Собачка и воробьи», «Воробышки и автомобиль».

Дидактические игры: «Птицы» (развитие внимания), «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных и зимующих), «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?), «Угадай по описанию» (составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее), «Кто чем питается?» (подобрать корм), «Собери птицу» (разрезные картинки).

4. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой».

5. Чтение художественной литературы о зимующих птицах.

6. Разучивание стихотворений.

7. Выставка рисунков выходного дня «Птицы зимой».

8. Загадывание загадок.

9. Развлечение «Покормите птиц зимой!».

Работа с родителями:

1. Подбор и распечатывание иллюстрированного материала «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой».

2. Консультация «Как сделать кормушку для птиц своими руками».

3. Природоохранная акция: «Покормите птиц зимой!».

4. Выпуск буклета «Покормите птиц зимой!».

5. Выпуск памятки «Как кормить птиц».

6. Конкурс кормушек.

7. Оформление выставки: «Кормушка для птиц».

Предполагаемый результат:

1.Развитие у детей ответственности за «братьев наших меньших».

2. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Итоги реализации проекта:

Данный проект был реализован в январе месяце. Дети узнали, какие птицы остаются зимовать в наших северных краях, стали доброжелательнее относиться к «братьям нашим меньшим», помогать им в зимнее время года. В группе силами родителей организована выставка кормушек. Дети приняли участие в акции «Покормите птиц зимой!».

В период летней оздоровительной компании был реализован проект «Кто такие насекомые?»

3. Проект «Кто такие насекомые?»

Обоснование проблемы: проект знакомит детей с разнообразием мира насекомых, с особенностями строения, условиями их жизни, их пользе и вреде. Находясь на прогулке, некоторые дети с интересом рассматривают муравьев, некоторые заботливо строят им домишки, некоторые топчут ногами. Многие дети с удовольствием наблюдают за муравьями и хотят их взять в руки, гоняются за красавицами бабочками, а некоторые даже ловят их. В ходе бесед с детьми я выяснила, что они не знают, принесут ли своими действиями пользу или вред насекомым. Не знают о том, что опасно брать пчел, шмелей и ос в руки…. Поэтому участие детей в проекте дает возможность сформировать представления о насекомых их пользе, вреде, внешнем виде, их жизни в природе.

Актуальность: знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В рамках проекта дошкольники смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Цель проекта: развитие познавательного интереса к миру насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Развивать внимание, любознательность, интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.

2. Развивать речь детей, активизировать словарный запас, словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

4. Применить нетрадиционную технику рисования.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 недели

Возраст детей: 5-6 лет.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель

Предполагаемый результат:

Дети должны находить и называть насекомого, владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и т. д.). Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаёт звуки (жужжит, стрекочет). Знать о пользе, которую приносят людям и растениям. Формирование интереса к экспериментальной деятельности.

Роль родителей в реализации проекта:

Обсуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

Изготовление эмблемы насекомых к развлечению

Фото альбом «Насекомые нашего города».

Консультации: «Как провести выходной день с ребёнком», «Первая помощь при укусах насекомых»

Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, заучивание стихотворений, пословиц, песен

Работа по проекту включает три этапа.

Подготовительный:

1. Информация для родителей о начале проекта.

2. Совместно с родителями наполнение библиотеки книгами, открытками о насекомых, плакатами, изготовление масок, костюмов насекомых

3. Подбор иллюстративного, аудио и видео материалов

Основной:

1 неделя.

Беседа о насекомых. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Чтение художественной литературы: «Сказка о мухе и шмеле», «Шел я, шел и сказку нашел» (По  А. Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурникой. Почемучка), «Три бабочки» (венгерская сказка), К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Пословицы, поговорки о насекомых, заучивание стихов, загадывание загадок.

Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука», Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик».

Беседы на тему: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого? », «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная», «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»

Игры «Кто, где живет?», «Каждая бабочка на свой цветок», дидактические игры: лото «Насекомые», «Четвертый лишний», конструктивная деятельность «Собери насекомое» из счетных палочек, многоугольников.

Рисование (использование нетрадиционной техники – монотипия) на тему: «Бабочка - красавица».

Ручной труд: изготовление из фантиков бабочек для подарка детям младшей группы на развлечение и украшение ими участка.

2 неделя.

Рассматривание альбома «Насекомые».

Чтение художественной литературы: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». В. Бианки «Приключение муравьишки», «Как муравьишка домой спешил».

Пальчиковая гимнастика «Паучок», «Комар». «Друзья помогли».

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

Слушание шумов в царстве растений (жужжание пчелы, шмеля, комара, мухи

Прогулка: Наблюдение по маршруту экологической тропы (под березой и сосной за муравейником; на клумбе за пчелами, бабочками, мушками; под камнями за жуками – черной жужелицей).

Ситуация:

Блоха встретила сороконожку и испуганно закричала:

- Остановись! Остановись немедленно!

- Что случилось? – испугалась сороконожка.

- Да у тебя на тридцать девятом ботинке шнурок развязался.

- Что могло бы случиться с сороконожкой, если бы блоха не предупредила бы ее?

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»

Рисование насекомых по трафарету, раскрашивание и вырезание.

Аппликация «Насекомые над лугом».

Изготовление коллажа «Вы букашечки, вы милашечки» на основе вырезанных насекомых.

Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Бабочка»

3 неделя.

Беседа «Береги насекомых» с использованием сказкотерапии.

Рассматривание картинок пособия «Этого нельзя делать в лесу»:

- ловить бабочек

- сбивать паутину

- ловить стрекоз

- разжигать костер

- разорять дома муравьев

- собирать жуков

Проблемные вопросы: Насекомые друзья или враги? Что будет, если исчезнут насекомые?

Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых? »

«Игра в слова»: хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т. д.), объясните выбор каждого слова.

Словарь: Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

Беседы с детьми: Составление рассказов про насекомых.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

Как вы думаете, что такое луг?

Чем насекомые отличаются от птиц?

Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

Как вы считаете, насекомые полезны?

Если бы ты был насекомым то, каким?

Игры с муляжами «Разные насекомые».

Прогулка. Наблюдение за насекомыми на участке, их формой, окраской, строением, действиями, место, где их можно встретить и т. д.

Игры «Пчелки», «Что здесь лишнее?», «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы, мухи, комара, жука) .

Игра малой подвижности «Мяч бросай – насекомых называй».

Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

Просмотр презентации «Немного о насекомых».

Заключительный:

Оформление коллажа " Вы букашечки, вы милашечки", папка-раскладушка на тему: «Берегите насекомых!», изготовление лепбука «Насекомые».

Конкурс на лучшее фото насекомого с привлечением родителей.

Летнее развлечение «Волшебный мир насекомых» для ребят младшей группы.

Итоги реализации проекта:

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

По итогам работы было отмечено:

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе привело к формированию отзывчивой и гуманной личности.

В ходе реализованных в течение учебного года проектов я убедилась, что метод проектов актуален и эффективен, так как дает воспитанникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что очень важно для успешного адаптирования к ситуации школьного обучения и окружающего мира. Я считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№ 4.-с. 11–13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»

Тема:  «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»...

Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ

Консультация «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»...

консультация для воспитателей "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Проектирование в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.  Главное в проектной деятельности то, что пр...

конспект для воспитателей "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Проект в отличие от прежних занятий в традиционной практике может длиться столько дней, пока у детей сохраняется интерес и желание  действовать в рамках выбранной темы и пополняетс...