Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
    консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

    Черемухина Ольга Алексеевна

    Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а, чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности. 

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsovete_2017g._cheremuhina.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Начальная школа - детский сад «Росток»  городского округа Самара

    __________________________________________________________________________________

    Россия, 443048, г.Самара, ул. Батайская, д.17

    Тел.:(846) 973 82 24, факс (846) 973 95 69   e-mail: rostokglinka@mail.ru

     

    Сообщение из опыта работы

    «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста

    через проектную деятельность»

        Черемухина Ольга Алексеевна

    воспитатель средней группы № 8

    Февраль, 2017

    Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а, чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

    Актуальность

    В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Материалом для обогащения речи служит окружающая действительность, освоение которой происходит на основе тематического цикла.  Интеграция  в образовательный процесс метода проекта даёт возможность педагогу проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи в соответствии с темой проекта, которая  прослеживается во всех остальных видах деятельности, в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину.

    Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

    Цель нашей работы развитие речи детей через проектную деятельность.

    Задачи:

    - активизировать и расширять словарный запас детей;

    - развивать разговорную и связную речь;

    - развивать коммуникативные и познавательные интересы;

    - создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.

    Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная или совместная с педагогом деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир, развивает речь и воплощает новые знания в реальные продукты.

    В своей работе мы используем метод проектной деятельности. Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, чтение, музыкально-художественную) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого меж предметного проекта.

    Тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными.

    Мы использовали в своих работах следующие формы детских проектов.

     «Я и мое тело». Дети закрепили в речи название частей тела, в игровой и экспериментальной форме узнали о возможностях тела человека. О том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека. Обогащали словарь, способствовали развитию связной речи.

    С помощью проекта «Азбука пешехода», дети познакомились с разнообразным миром транспорта, с дорожными знаками, на примерах учились правилам поведения в общественном транспорте. Выступали со стихами о профессиях. Этому предшествовали дидактические и сюжетно - ролевые игры: «Путешествие по нашему городу», «Дорожные знаки», «Транспорт нашего города» и т.д.

    «Урожай – фрукты и ягоды». Этот проект решал задачи познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. Активизировали речь, знакомили детей со стихами об осени, об урожае фруктов и ягод, рассматривали рисунки в книгах, дети объясняли почему им понравилась та или иная иллюстрация. Формировали у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами и отражали впечатления в речи. Обогащали и активизировали словарный запас. Развивали связную речь, речевое дыхание. В конце проекта, с помощью родителей были приготовлены маски фруктов, детьми выучены стихи, которые прочитали детям младших групп.

    Творческий проект: «Умелые ручки», предусматривал взаимодействие с семьей, которое включало в себя изготовление поделок из природного и бросового материала. Дети рассказывали о своих поделках. Это способствовало развитию грамматически правильной речи и умению составлять рассказы из личного опыта. Была организована выставка поделок «Умелые ручки».

    Проект «Посуда». В этом проекте мы развивали у детей умение загадывать загадки, выразительно читать наизусть и интонационно передавать настроение стихотворения, учили внятно выговаривать слова и фразы, правильно использовать различную громкость голоса, тембр, развивали психоэмоциональную сферу (мимику, выражение глаз, при чтении произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»). Закрепляли навыки речевого слуха и речевого дыхания, продолжали работу по укреплению артикуляционного аппарата, упражняли в правильном произношении свистящих звуков в словах и фразовой речи.  

    В проекте «Хлеб всему голова!» использовали музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, мы пришли к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития речи, познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Работа в подгруппах развивает коммуникативные навыки общения: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников»

    Сообщение из опыта работы«Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие ху...

    Сообщение из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей через технику коллажа»

    Данный материал отражает опыт моей работы по развитию творческих способностей детей через технику коллажа....

    Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей детей с кохлеарными имплантантами на музыкальных занятиях"

    В данной статье представлен опыт организации музыкальнеых занятий с детьми с кохлеарными имплантами...

    Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

    Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования". Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников посредством лепки"

    Богатейшее поле для развития творческих способностей представляет собой один из изобразительных видов деятельности - лепка. Для детей, лепить из глины, солёного теста, пластилина - увлекательное...