Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование».
консультация

Ци Лидия Петровна

2021 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx123.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35  города Благовещенска»

Сообщение из опыта работы

«Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование»

Ци Лидия Петровна,

музыкальный руководитель,

высшая категория

2021 год

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно интересен и привлекателен для малышей. Я согласна с мнением, что она обогащает музыкальные впечатления детей, способствует развитию их музыкальных способностей, ребенок раскрывает свое внутреннее «Я», самовыражается, показывает свою самостоятельность и активность. В моей работе детское инструментальное творчество представлено шумовой группой музыкальных инструментов. Знакомство с ними и со способами игры я веду по принципу -  от простого к сложному: от игры на простейших музыкальных инструментах одного вида до игры в детском шумовом оркестре. Для репертуара лучше всего подходят русские народные попевки и песни. Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду осуществляю различными способами - обучение по цветовой системе, игра по слуху и игра по нотам.

Я считаю верным утверждение, что музыкальные способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Многие зарубежные и отечественные педагоги, психологи и музыканты занимались изучением и исследованием музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. Среди них известный музыкант и психолог Б.М.Теплов, немецкий ученый К.Орф, музыкальные теоретики и практики Е.А.Флерина, С.Т.Шацкая, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, Н.А.Ветлугина и другие.

В своей работе по данной теме я основываюсь на системе Карла Орфа и опираюсь на программу Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование».

Известный немецкий музыковед К.Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности, в частности игры на музыкальных инструментах, на общее развитие музыкальности детей, разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования.

В отечественной педагогике одним из инициаторов развития музыкальных способностей детей через игру на музыкальных инструментах стал известный теоретик и педагог Н.А.Метлов. Он отмечал значение приобщения детей дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности и делал акцент на элементарном музицировании (игре на простейших музыкальных инструментах). Он разработал методику обучения игре на музыкальных инструментах, отобрал репертуар, удобный для исполнения в детском оркестре, предложил правила инструментовки этого репертуара. Н.А.Метлов, не уменьшая важности слушания музыки, пения и ритмических движений, подчеркивал значимость работы по элементарному музицированию с детьми дошкольного возраста, так как этот вид деятельности наиболее продуктивный и изобразительный для дошкольников.

Проанализировав подходы разных авторов к данному вопросу, я пришла к мнению, что музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности. Важно в своей работе осознать приоритетные цели и задачи, понимать в чем выражается основной эффект развития музыкальности детей.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является подготовительным этапом для игры в оркестре. Подготовительная работа начинается с младшей группы, где я знакомлю детей с шумовыми музыкальными инструментами, учу простейшим приемам игры на них. В ходе обучения дети начинают осознавать ритмическую пульсацию музыки, учатся маршировать, хлопать в ладоши в такт музыке, притопывать одной ногой, выполнять равномерные удары.

В 1 младшей группе учу детей узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Уже в 1 младшей группе провожу музыкально-дидактическую игру “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ними.

Во 2-й младшей группе закрепляю знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание). Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только на свою музыку.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности в игровой форме.

В средней группе начинаю обучать детей игре на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Огромное значение уделяю правильной посадке детей во время игры. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и т.д. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, я начинаю игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки.

Наиболее синтезивным для развития музыкальных способностей детей считается старший дошкольный возраст. В этом возрасте совершенствуются все психические и волевые процессы, деятельность приобретает произвольность и планомерность, закрепляются знания и умения, полученные в предыдущих группах.

В старшей и подготовительной группах, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отвожу музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Разученные произведения исполняем на детских праздниках.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, итоговым этапом в обучении детей игре на музыкальных инструментах я считаю музыкально-исполнительскую деятельность детей в оркестре, которая позволяет удовлетворить их музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности. На этом этапе важно научить детей слышать  себя как часть общего оркестра, соотносить свою игру с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах разделяю на 3 этапа:

  • 1 этап включает ознакомление с мелодией и инструментами, способами игры на них.
  • 2 этап - разучивание мелодии и ритма, отработка исполнительских приёмов.
  • 3 этап – целостное исполнение произведения.

В составе нашего оркестра использую:

  • Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
  • Наборы народных инструментов.

При комплектовании оркестра придерживаюсь соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием должно быть больше, а тихих – меньше.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. У нас на занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют концертные выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках, на открытых занятиях перед гостями.

Я считаю, что важна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Я надеюсь, что мои усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями инструментальной музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Сообщение из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей через технику коллажа»

Данный материал отражает опыт моей работы по развитию творческих способностей детей через технику коллажа....

Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования". Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников посредством лепки"

Богатейшее поле для развития творческих способностей представляет собой один из изобразительных видов деятельности - лепка. Для детей, лепить из глины, солёного теста, пластилина - увлекательное...

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

Элементарное музицирование – это первая ступень в развитии музыкальных способностей ребёнка, включающая в себя музыку, речь и движение. ...

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

Элементарное музицирование и его блогоприятное воздействие на детей....