Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования
статья

Мотылева Виктория Николаевна
Элементарное музицирование – это первая ступень в развитии музыкальных способностей ребёнка, включающая в себя музыку, речь и движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_1.docx114.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

К темам, касающимся детского элементарного музицирования, обращались многие ведущие педагоги, психологи, теоретики и практики - К. Орф, Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, Б. М. Теплов, Т. С. Бабаджан и другие.

Элементарное музицирование оказывает благоприятное воздействие на детей и представляет большой интерес для изучения. К счастью, на сегодняшний момент мы имеем доступ к большому количеству работ, посвящённых этой теме.

Немецкий музыковед Карл Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности на общее развитие музыкальности детей и разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования.

Многолетний исследовательский опыт Карла Орфа послужил фундаментом для дальнейшей работы многим современным теоретикам и педагогам.

И, кроме этого, у каждого музыкального руководителя и педагога музыканта, работающего с детьми, накоплен свой собственный практический опыт в этой области.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование – это первая ступень в развитии музыкальных способностей ребёнка, включающая в себя музыку, речь и движение.

Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах дети, приобретая новые умения и навыки, готовятся для дальнейшего более сложного этапа – к игре в оркестре.

Для того чтобы работа в этой области была успешной необходимо выстроит систему кропотливой подготовки.

Уже в младшей группе малыши знакомятся с шумовыми музыкальными инструментами и простейшими приёмами игры на них. Дети постепенно начинают чувствовать ритмическую пульсацию, учатся хлопать в ладоши в такт музыке и ритмично извлекать звук на шумовых инструментах.

Прекрасным дополнением к общеизвестным инструментам являются самодельные «шумелки», изготовленные из бросового материала. В этой области нет предела для фантазии. Подойдут любые не бьющиеся баночки с плотно закручивающейся крышкой (см. рисунок 1). Наполнение тоже может быть разным: крупа, пуговицы и т.д. В зависимости от наполнения можно достичь разнообразной палитры звуков.

Рисунок 1

Использовать шумовые музыкальные инструменты можно в игровой, танцевальной деятельности и использовать в озвучивании сказок. Дети с большим восторгом озвучивают маленькие забавные истории и знакомые сказки.

В средней группе благодаря применению дидактических игр, пособий и упражнений продолжает развиваться слуховое внимание. «Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки» [3].

В этом возрасте ребятам уже под силу повторить не сложный ритмический рисунок и подобрать подходящий ударный или шумовой инструмент в зависимости от характера музыки. Продолжается работа по озвучиванию сказок и интересных историй. Дети средней группы знакомятся с металлофоном приёмами игры на нём. Осваивают простые попевки на одном звуке и приём глиссандо.

Авторское упражнение «Птичка»

Птичка пролетала

Крылом нам помахала – изображают движением полёт птицы

Полетела вверх – глиссандо на металлофоне вверх

Полетела вниз. – глиссандо на металлофоне вниз.

Зерна увидала

Клювом застучала -

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. – изображение стука клюва.

С детьми среднего возраста можно использовать разный ритмический рисунок в последней строчке упражнения «Птичка» (см. рисунок 2).

Рисунок 2

К старшему дошкольному возрасту у детей происходит закрепление представлений и ритмическом рисунке. Детям становится доступным исполнение на металлофоне попевок, расположенных уже на нескольких звуках.

В работе со старшими дошкольниками очень полезно включать в музыкальные занятия задания связанные с игрой по слуху. Это не просто и требует особой подготовки – постоянного развития ритмического и ладового чувства. Прекрасно подходит для подготовки детей «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, представляющий собой попевки. Музыкальный материал в нём построен по принципу сужения различаемых интервалов - от октавы и до примы.

Пропевание мелодии во время игры на инструментах развивает музыкально-слуховые представления, помогает лучше представить направление движения мелодии. Если ребёнок интонирует не чисто, то игра на металлофоне с пением способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Всё это способствует развитию слуховой координации и чистоты интонации.

Авторское упражнение «Принцесса в башне»

В высокой башне жила прекрасная принцесса – лейтмотив принцессы исполняется на металлофоне.

Она была туда заточена злой колдуньей – звук шумовых инструментов.

И вот однажды узнал о принцессе прекрасный принц и решил её спасти – лейтмотив принца исполняется на металлофоне.

Сел принц на своего коня и поскакал к башне – дети цокают язычком и стучат ритмично по коробочке.

Прискакал принц к башне. Остановил коня – цокают язычком всё медленнее и медленнее.

Подходит принц к огромной и скрипучей двери замка – дети изображают голосом скрип двери.

Замок современный и в нём есть лифт. Принц поднимается на верхний этаж башни – глиссандо голосом и на металлофоне вверх.

Принц спасает прекрасную принцессу и спускается на лифте вместе с ней вниз – глиссандо голосом и на металлофоне вниз.

Принц и принцесса садятся на коня и возвращаются в королевство – дети цокают язычком и ритмично стучат по коробочке.

Сказку можно дополнить другими сказочными персонажами и лесными жителями, которые могли повстречаться принцу и принцессе по пути. В связи с этим появляется возможность использовать самые разнообразные инструменты для озвучивания сказки.

В работе можно использовать цветные карточки и инструменты с цветными пластинами. Это поможет детям легче сориентироваться. Музыкальный материал постепенно усложняется от игры на двух соседних звуках, до различения движения мелодии вниз через ноту, диапазон пьес для музицирования расширяется.

В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Одним справиться с заданием легко, а другим требуется длительная детальная подготовка.

Следующим этапом обучения является игра в оркестре. Важно научить детей соотносить свою игру на инструменте с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

При выборе репертуара для детского оркестра необходимо учитывать исполнительские возможности детей. «Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки не сложными (предпочтительны остинатные ритмы, т.е. многократно повторяющиеся ритмические обороты) [1].

Большую пользу приносит использование элементов ритмической гимнастика, авторской педагогической методики, которая принадлежит Эмилю Жаку-Далькрозу. Им создана система приобщения к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также система тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Эмиль Жак-Делькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, а «телесно пережит», претворён в движении.

В результате систематических занятий и упражнений по элементарному музицированию с включением игровых приёмов можно наблюдать прекрасные результаты. Дети осваивают приёмы игры на разных видах музыкальных и шумовых инструментах, происходит развитие чувства ритма, а дети старшего возраста приобретают опыт игры в оркестре. Результаты проведённой работы дети могут успешно продемонстрировать на праздничных мероприятиях сада и конкурсах.

Таким образом, элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 269 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь / Н. А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1990. – 129 с.
  3. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования технологий здоровьесбережения»

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к разви...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

Элементарное музицирование и его блогоприятное воздействие на детей....

Дополнительная образовательная программа "Музыкальное развитие дошкольника посредством элементарного музицирования с использованием элементов обучения К.Орфа"

Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребенку. учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм челдовека и его состояние самым п...

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».

Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».         ...