Обобщение педагогического опыта «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования технологий здоровьесбережения»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Пархимович Лариса Анатольевна

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_zdorovesb.tehnologii.docx50.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 289»

Обобщение педагогического опыта  

«Развитие музыкальных способностей

 дошкольников посредством использования

технологий здоровьесбережения»

Подготовила

музыкальный руководитель

Пархимович Лариса Анатольевна

2018 год

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др.

В психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского сказано, что музыкальные способности- это индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности.

Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство — способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные;  музыкально-слуховые представления — способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство — способность воспринимать и точно воспроизводить новые ритмические сочетания.

Наряду с основной задачей музыкального воспитания, одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту воспитуемых, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.

В связи с этим работа по развитию музыкальных способностей будет проходить более успешно и эффективно, если мы создадим и внедрим в образовательную область «музыка» систему музыкально-оздоровительной работы на базе технологий здоровьесбережения. Под здоровьесберегающими технологиями — будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, а также все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитуемых. (по Дергунской В.А)

Таким образом, целью моей работы, является развитие музыкальных способностей, в процессе использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Формирование стремления активно применять полученные знания о здоровом образе жизни в повседневной практике.

2. Способствовать оздоровлению детей средствами музыки, движения, речи.

Специфические, музыкальные задачи:

1. Развитие творческой активности во всех видах музыкальной деятельности;

2. Активизация художественно-образного восприятия, расширение кругозора у детей дошкольников; совершенствование слухового восприятия, слухомоторной координации;

3. Развитие ритма и темпа, совершенствование мелкой и общей моторики; развитие координации движений и ориентировки в пространстве, а также мышечного тонуса;

4. Развитие диафрагмального дыхания, координации слуха и голоса.

Свою работу построила на основе следующих принципов:

1. Принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.

2.Принцип систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения).

4.Принцип доступности. Объем заданий соответствует уровню развития.

5.Принцип индивидуального подхода с учетом возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

6. Наглядности и показа.

7.Целостности.

Этапы реализации данной темы.

1этап.Диагностический. 

1.   Изучение литературы по данной проблеме.

2. Проведение мониторинга у детей по выявлению начального уровня развития музыкальных способностей.

3. С помощью метода анкетирования родителей выявить наличие мотивов и элементарных привычек к здоровому образу жизни.

4. Создание благоприятных условий для занятий с детьми, оздоравливающими и развивающими музыкальные способности.

5. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания.

2этап. Практический. 

Разработка системы музыкально-оздоровительной работы и внедрение её на практике на базе игровых приёмов и методов, способствующих развитию музыкальных способностей.

3 этап. Обобщающий.

 Исследование результатов практической деятельности, проведение контрольного мониторинга по эффективности данной работы.

1 этап

На начальном этапе мною был проведён мониторинг по развитию музыкальных способностей детей. В результате, которого было установлено, что для детей были характерны: нарушения координации между слухом и голосом, неразвитое чувство ритма и темпа, механизмы диафрагмального дыхания, малоподвижный или зажатый артикуляционный аппарат, неустойчивость внимания, слабость запоминания, ограниченный кругозор, повышенная утомляемость. Такие аспекты как средства музыкальной выразительности, форма музыкального произведения, нотная грамота вызывали затруднения, носили выборочный, бессистемный характер.

По результатам анкетирования родителей на наличие мотивов и элементарных привычек к здоровому образу жизни мы сделал следующие неутешительные выводы. Практически половина семей воспитанников не ориентирована на здоровый образ жизни, неохотно поддерживают начинания в формировании компетентности здоровья сбережения у детей старшего дошкольного возраста.

Я определила, что здоровье сберегающие технологии необходимо использовать в ООД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность».

 Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Эти условия отвечают всем критериям комфорта.

 Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.

Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами. Для меня – это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды.

 В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.

Физический комфорт характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.

Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Образовательная макросреда нашего ДОУ, где собственно и осуществляется музыкально-оздоровительная работа, представляет собой:

Помещения

Процессы

Участники

Музыкаль-ный зал

- утренняя гимнастика

- музыкальная НОД

- ООД по логоритмике

-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность

-музыкально-спортивные праздники и развлечения

-физкультурная НОД с музыкальным соровождением

- индивидуальная деятельность

- дети

-музыкальный руководитель

- воспитатели

-учитель-логопед

-инструктор по физкультуре

- родители

Групповые помещения

- самостоятельная деятельность детей в музыкальных мини-центрах

- гимнастика после сна

- дети, воспитатели, учитель-логопед

Территория детского сада

- Музыкальные праздники и развлечения

- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование: открытые ширмы, «запасник ценных вещей», уголок ряжения, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.

По моим рекомендациям, воспитатели следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровье сберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

На 2 этапе были поставлены следующие задачи:

1.Постепенное повышение уровня музыкального развития детей, посредством введения музыкально-оздоровительной системы.

2.Создание обстановки активного взаимодействия детей и взрослых, снижение эмоционально-психического напряжения, развитие коммуникативных навыков в процессе развития музыкальных способностей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий вне музыкальных занятий воспитатели и инструктор по физическому развитию применяли:

-средства двигательной активности (физкультминутки, психогимнастика, фонематическая ритмика, оздоровительный бег, пальчиковая гимнастика, игротерапия, ритмическая гимнастика);

-оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе в летний период, фитовитаминотерапия);

-оздоровительные силы музыки - релаксация под музыку, творческая работа под музыку;

-гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена.

 На музыкальных занятиях я использую следующие виды оздоровления:

  • Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
  • Пальчиковая гимнастика   (развитие мелкой моторики);
  • Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Логоритмика

        В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности с нарушением речи.

Музыкальная логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом.  На занятиях дети получают знания в области метроритмики, музыкальной культуры. Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.  

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях способствует не только укреплению здоровья, но и способствует развитию звукопроизношения, совершенствованию речевых функций ребёнка. Основная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение средством развития слухового внимания и совершенствование речи путём формирования ритма речи.

         При проведении занятий с детьми особое внимание уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Малыши ещё не знают, как воспринимать музыку, как соотносить с ней свои движения. Их движения довольно резкие, быстрые, непроизвольные, и в то же время ещё плохо координированы.

Особенности логоритмики:

1.Речевой материал сопровождает двигательные задания.

2.Музыка является руководящим началом движения и способствует выработке спокойной плавной речи.

3.С помощью этого метода можно нормализовать мышечный тонус у детей.

 Музыка, используемая в логоритмических заданиях, является могучим средством, корректирующим недостатки ритмического развития.

Такие средства логоритмики, которые я использую способствуют развитию чувства ритма у дошкольников.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. 

 Эти упражнения применяю в начале и в конце занятия. Они координируют движения рук и ног, способствуют формированию правильной осанки, учат ориентироваться в пространстве, при изменении темпа звучащей музыки менять темп движений, умение передавать ритмический рисунок музыки. Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

Артикуляционные упражнения. 

 Такие упражнения помогают выработать правильное звукопроизношение, развивают подвижность языка, губ и челюсти. Артикуляционные разминки привязаны к определённым игровым образам и подобраны с учётом особенностей возрастной моторики детей. Они основаны на перевоплощениях, вызывающих интерес детей не утомляют их и способствуют развитию устойчивости внимания, подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Слушание музыки. 

 При прослушивании того или иного музыкального произведения, ребёнок создаёт в сознании соответствующий образ, сопереживает ей, учится передавать этот образ в движениях, развивая тем самым чувство ритма. Дети тонко чувствуют изобразительную музыку, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. 

 Эти упражнения основываются на стихотворном тексте. Это развивает общую и мелкую моторику, способствует хорошей координации движений. Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер. Эти задания также  используются при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии

Развитие чувства темпа. 

Благодаря этим упражнениям мы можем на основе темпа музыки работать над темпом речи. При развитии чувства темпа развивается и чувство ритма.  Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинаю с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок выполняет в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки.

Пение. 

 Особенно детям нравятся игры с пением. В игровой форме дети улучшают своё звукопроизношение, закрепляют двигательные навыки, доводит их до автоматизма.  Это двусторонний процесс, с одной стороны в игре лучше развивается речь, с другой стороны игра усложняется речевыми заданиями. В игре ребёнок реализует свои возможности.

Игра на музыкальных инструментах. 

 Играя на музыкальных инструментах, ребёнок чувствует себя настоящим музыкантом, здесь он развивает свои творческие и музыкальные способности. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

Пальчиковые игры. 

 Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.  Пальчиковые игры провожу с пением, с проговариванием текста. Текст произносится в определённом ритме, что тоже способствует развитию ритмического чувства.

Все перечисленные мною направления провожу в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка.

У детей с нарушением речи часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, которые проявляются в затруднениях воспроизведения слов. Ребёнок с неразвитым чувством ритма не чувствует ритмическую основу слова, поэтому многосложные слова ему даются тяжело. Логоритмические  упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь основана на ритме, учу детей ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Речевой материал на таких занятиях ввожу во все виды деятельности: это - тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.

Занятия провожу в игровой форме в определённой лексической теме.

Структура занятия:

  1.   Вводной часть: упражнения на развитие темпа, координации, на тренировку внимания и памяти.
  2.  Основная часть, включает себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями; двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
  3. Заключительная часть: упражнения на восстановление       дыхания, релаксации, снятие мышечного напряжения.

Все упражнения проводятся по подражанию.

Речевой материал предварительно не выучивается.

Работа по обучению детей новым играм, танцам или упражнениям проходит в 3 этапа.

  1.  На первом этапе дети знакомятся с новыми движениями, содержанием, подражают взрослому.
  2.  На втором этапе большое внимание уделяется качеству выполнения заданий, также совместно с взрослым.
  3.  На третьем этапе дети учатся самостоятельно выполнять движения в соответствии с текстом, музыкой; воспроизводить текст, сопровождая речь движениями.

Требования к подбору материала для занятий:

-стихотворения подбираю так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

- средняя длина стихотворной строки.

- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст соответствующими движениями;

-присутствие сюжетной линии или действующего лица в стихотворении;

- учёт возрастных, речевых и двигательных возможностей при подборе репертуара.

Таким образом, методические приемы логоритмики свожу к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях формирования речевой мелодии, чувства ритма. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

В группах общенаправленности логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр-драматизаций.

В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в выступлении.

Например,

  1.  Песня с движениями «Колыбельная» (1, 2-я младшие группы)

Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.

Ой, люли-люшеньки              Кладут руку на руку

Баиньки-баюшеньки              Покачивают ими

Сладко спи по ночам            

Да расти по часам                  Поднимают руки вверх

  1. Игра с Мишкой «Догонялки»

Дети:

Мишка, мишка, хватит спать!            Подходят, громко топая ногами

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много                                       Разводят руки в стороны

Ты – один,                                            Показывают указательный палец.

Спать тебе мы не дадим!                     Грозят пальчиком.

Мишка просыпается и догоняет детей.

Применяются в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например, упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара к Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.

Пальчиковая гимнастика

Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

         Я использую  в своей работе пальчиковые игры  Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны беру простыми: русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковая игра «Мастера»

Мы из снега смастерим.

Все, что только захотим,

                                   

Лепит Саша колобок,  

                                       

А Наташа – теремок,                                            

                                                                               .                

                                                                                  Лева лепит разных рыб,

А Иринка    - белый гриб                                                                        

Дети «лепят снежки».                                                                                  

Соединяют пальцы рук и

округляют их («колобок»).

Соединяют под прямым углом                                                                                

Ладони над головой, образуя    

крышу домика.

 Прижимают ладони друг к                                                                         другу покачивают ими то в одну              сторону, то в другую.

Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывая его сверху другой рукой.

Пальчиковая игра «Пальчики – мальчики»

Пальчик – мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?                

     

С этим - я в снегу валялся,

С этим - с горочки катался,              

         

С этим - в парке я гулял,

С этим - я в снежки играл.

Все мы пальчики – друзья,                

 Где они,  

                                             

Там и я!                                                                                                              

                                                                 

Пальцы левой руки сжимаются в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец.

Поочередно массируют пальцы, начиная   с указательного.  

     

Сжимают и разжимают пальцы    

 Показывают 4 пальца, прижав

большой палец к ладони.

Показывают большой палец,

подняв его вверх,

остальные пальцы прижаты к ладони.                                                               

Кошка

Посмотрели мы в окошко /            
делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка /          
«бегают» указательным и средним пальцами
                                                        /правой руки по левой руке. 

С такими усами                              /показывают «длинные усы»
С такими глазами                          
/показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет              
/»зовут» правой рукой


Песочный домик

Вот песочница большая                    
/разводят руки в стороны
С крышею в горошек                        
/руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом                   /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек                    /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика                  
/загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку                    
/ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало                     /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала                
/шлепают ладошками

Психогимнастика

Снятие эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; коррекция настроения и отдельных черт характера; обучение релаксации.

Такие упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

Доброе утро!

Доброе утро!                               /
Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее!                        
/Разводят руки в стороны
И сегодня весь день                    /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик                
/Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми                
/Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки                  
/ выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки                      
/Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!

      Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии. («Здравствуйте, ладошки»)

        

Дыхательная гимнастика

 Корректирует нарушения речевого дыхания; помогает выработать диафрагмальное дыхание; помогает выработать силу и правильное распределение выдоха. Для развития музыкальных способностей использую дыхательную гимнастику Л.Беляковой и А.Н.Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.


Упражнение «Ладошки» 
(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
         

Игра «Бегемотики»:

Сидели бегемотики и трогали животики

/животик поднимается, животик опускается/.

Используются образные ассоциации: /шарик надувается-сдувается; прыгает животик, как мячик; ёжик нюхает листву; лают собачки/.

Артикуляционная гимнастика

Вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Использую следующие методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

Закрепление нотной и фонематической грамоты.

1.Игровой приём: показ кружков-«ноток» с разным произнесением гласных звуков. Нотка «до» -принесла звук-«О», нотка «ре принесла звук «Э» и т.д. /авторский приём/.

2. После артикуляционной гимнастики, в качестве поощрения: отгадать нотку в картинках /ребусах/:

дом, река, мишка, фасоль, лягушка, сирень или услышать название нотки в именах: Оля, Сима, Афанасий, Дорофей, Ефрем, Владимир.

Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

 Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыку подбираю:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

— 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Музыкальные произведения выбираю разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

  1. Движения подбираю, которые соответствуют музыке;
  2. доступные двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  3. понятные по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
  4.  разнообразные, нестереотипные, включающие различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Помимо вышеуказанных элементов здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях использую речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танце терапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения.

Взаимодействие с педагогогами ДОУ

Практическое применение здоровье сберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  1. Выступала на педагогическом совете, где раскрывала тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности» приложение
  2. Проводила консультацию для воспитателей на тему: «Влияние музыкотерапии на здоровье» приложение

3.Были проведены развлечения и праздники: «Здоровейка», «Мы растет здоровыми, крепкими, веселыми» приложение

 Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности.

Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

 Для достижения целей здоровье сберегающих технологий вне музыкальных занятий воспитатели и инструктор по физическому развитию применяли:

-средства двигательной активности (физкультминутки, фонематическая ритмика, оздоровительный бег, пальчиковая гимнастика, игротерапия, ритмическая гимнастика);

-оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе в летний период, фитовитаминотерапия);

-оздоровительные силы музыки - релаксация под музыку, творческая работа под музыку;

-гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

 В нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом, поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровье сберегающие технологии в работе с детьми.

Взаимодействие с родителями.

           Я уверена, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

 После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.  На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

- Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.).  

 В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «День Матери», разнообразные конкурсы на «День 8 Марта», «Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения, «День защитника Отечества».

- Анкетирование;

- Беседы на тему «Музыка и ее влияние на человека», «Музыка как средство здоровье сбережения» на родительских собраниях, приложения;

- Индивидуальные консультации;

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему;

- Консультации «Музыкотерапия в оздоровлении дошколят» на сайте ДОУ; приложение;

- Подборка игр и упражнений в детском саду и дома (музыкотерапия), приложение;

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий;

 Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

  Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровье сберегающих технологий дало свои результаты.  Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников.  Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Развивая музыкальные способности при выполнении различных игровых упражнений под музыку, можно создать прочный фундамент для отличного здоровья, гармонично развивающейся личности дошкольников.

Литература:

1.Белякова Л.И..Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития дыхания у дошкольников. -М..2004.

2. Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. развивающая педагогика оздоровления:

Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000.

3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.

4.КовалькоВ.И.Здоровьесберегающие технологии. -М.,1998.

5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. — М., 1985. — Т.1.

6.Харитонова Л.А Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Феникс,2011.

7.Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011.

8.Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.

9.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.

10.Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

11.Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова

12.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.  М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

13.Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)

14.Костина Э.П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород.2001г.)

15.Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М.1999г.)

16.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». (М.1999г.)

17. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"

Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"

В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...