Обобщение педагогического опыта «Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста посредством введения в коррекционно-образовательный процесс метода «интеллект-карт»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Антропова Ирина Викторовна

Интеллект - карты глазами логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 20 «Дельфин»

Обобщение педагогического опыта

«Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста посредством введения в коррекционно-образовательный процесс метода «интеллект-карт»

Материал представила:

Антропова Ирина Викторовна
учитель-логопед

МДОУ  «Детский  сад № 20 «Дельфин»

2019 год

Проблема развития речи является одной из актуальных. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно  физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает такие  компоненты, как овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря.

Лексическая сторона речи является одним из значимых факторов развития ребенка. Становление лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми.

Вопросам изучения лексики посвящены исследования А. Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Кольцовой и др.

Постоянно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями или проблемами речевого развития.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мы взяли метод интеллект-карт как идею и адаптировали в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

Интеллект-карты - это разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. 

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Полезные свойства интеллект-карт представлены на слайде.

Непосредственно в работе учителя-логопеда интеллект-карты могут занять свою нишу, потому что дети гораздо лучше запоминают изучаемый материал, когда он представлен в красочном виде, иллюстрирован и не несет большой текстовой нагрузки. Интеллект-карты помогут логопеду при формировании у детей импрессивного словаря; причинно-следственных связей; облегчат изучение нового материала и его запоминание.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Цель – изучить и внедрить технологию интеллект-карт,  направленную на коррекцию нарушений лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

1.Изучить теоретические основания по составлению и работе с интеллект - картами.

2. Разработать план внедрения методики интеллект - карт в работу с дошкольниками с тяжелыми речевыми нарушениями.

3. Адаптировать методику интеллект-карт для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

4.Определить эффективность метода построения интеллект - карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях:

 - расширение объёма словаря;

 - уточнение значения слова;

- активизации словаря, совершенствовании процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

Был разработан план внедрения методики интеллект - карт в работу с дошкольниками с тяжелыми речевыми нарушениями в соответствии с календарно-тематическим планированием по периодам. План представлен на слайде.

Интеллект-карты применяются на всех формах логопедических занятий: индивидуальных, подгрупповых, фронтальных.  На индивидуальных занятиях  автоматизируем звук на материале определённой лексической темы. С помощью карты уточняем значение слова и подбираем к нему признаки. На итоговых фронтальных занятиях ассоциативный метод помогает систематизировать, классифицировать, обобщать знания детей по теме, соответствующей календарно-тематическому плану. Хорошо использовать метод интеллект-карты при ознакомлении детей с родственными словами (снег, вода, лес, дом). Для оформления карты применяются различные виды продуктивной деятельности: вырезывание и приклеивание картинок, рисование карандашами и фломастерами, использование сыпучих предметов, печатание слов.

Интеллект-карту в работе с детьми решили вводить постепенно. В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».

Далее дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданной теме. Например, «Домашние животные и птицы».

Для составления интеллект-карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа - дом, от него расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённое домашнее животное. Например: фиолетовая ветвь – это корова, ораньжевая - свинья, розовая - овца, зелёная – курица. От животных отходят короткие стрелки разных цветов с обозначением пользы данного животного или птицы. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.

При закреплении детьми прилагательных используем интеллект-карту на тему «Краски осени». В центре располагается осенний лес. От него отходят разноцветные стрелки к деревьям. К каждому дереву ребята приклеивают свой лист. Оформляя карту, закрепляют относительные прилагательные: дубовый, кленовый, липовый. Составляют с этими словами предложения, например, «С дуба упал дубовый лист» и т. д. Проводится игра по готовой интеллект-карте «С какой ветки детки?».

Интеллект-карты, созданные совместно с детьми, оформляются в альбом. Альбом пополняется регулярно в течение учебного года. Это позволяет закрепить пройденный материал.

Успех совместной коррекционной работы с детьми с ТНР во многом зависит от правильного взаимодействия логопеда, воспитателя и  родителей.

При взаимодействии с семьёй оформляем альбомы. Один из них -  «Зимние каникулы». Родители вместе с детьми создавали  интеллект-карты по данной теме, используя рисунки, фотографии, картинки, надписи.

В работе с педагогами предлагается данный метод для оптимизации построения интегрированных занятий, планирования мероприятий и детских праздников.

При организации работы с данной технологией планируем получить следующие результаты:

  1. Систематизировать и структурировать знания детей по лексическим темам;
  2. Ребёнок научится самостоятельно планировать, обобщать, творчески подходить к выполнению работы;
  3. Применение метода интеллект–карт научит дошкольников видеть  мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Такая работа станет одним из направлений коррекционной деятельности в будущем. Планируем создание интеллект-карт по классификации и обобщению и выступление на ГМО учителей-логопедов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Педагогическая находка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством олоҥхо"

В настоящее время большой интерес составляет внедрение педагогики олонхо в детских образовательных учреждениях. Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение. Так как он является мудростью н...