Педагогическая находка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством олоҥхо"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Винокурова Наталья Егоровна

В настоящее время большой интерес составляет внедрение педагогики олонхо в детских образовательных учреждениях. Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение. Так как он является мудростью народа саха. Как утверждают исследователи, героический эпос развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д.

Многие исследователи и педагоги нашей республики отмечают, что с помощью художественного слова, олонхо дети воспринимают и понимают идеи и чувства, строй мысли и язык своего народа. Олонхо со своим богатым образным выражением способствует умению детей выразить чистым литературным языком свои мысли, свободному владению изобразительными средствами родного языка. Дети познают лаконичность и точность, а также раскрывается меткость и выразительность якутского языка.

«О5о5о тереебут тылын орто дойду биир чулуу эпоьын тылынан, ебугэбит угус уйэ устата чочуйан-тупсаран кэриэс хаалларбыт кэрэ тылынан билиьиннэриэххэ, уерэтиэххэ диэн санаа уескуур», - утверждают исследователи педагогики олонхо. Олонхо является основой развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить эффективность влияния олонхо на развитие речи детей.
  3. Разработать комплекс мероприятий по развитию речи , понятийный словарь для детей по олонхо.

Методологической основой стали исследования являются труды по развитию речи детей дошкольного возраста В.В. Гербовой, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Ф.А.Сохина; в области связной речи Е.И.Тихеевой, Г.А.Кудрина,  Е.А.Смирнова; по олонхо А.А.Григорьева, М.И Баишевой, Н.И.Филипповой, Е.П. Чехордуной, Д.Г.Ефимовой.

Новизна и практическая значимость проекта состоит в разработке понятийного словаря  по олонхо для развития речи детей старшего дошкольного возраста,

Полученные в ходе диагностики уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста мы определили, что у детей зафиксированы недостатки выражались в ограничении объёма словаря и неточном употреблении слов.  Поэтому мы попытались создать все необходимые условия для развития речи детей. В начале формирующего этапа нами разработан комплексный календарно-тематический план работы.

 

 

Комплексный календарно-тематический план работы по развитию речи посредством олонхо С. Васильева «Эрчимэн Бэргэн»

 1 кэрчик (алтынньы, сэтинньи, ахсынньы)

Кэпсээьин уонна нойосуус уерэтии

Сээркээн Сэьэн сэьэргэьиилэрэ

Тугэннэри ырытыы

Оонньуулар, физминуткалар

Уруьуй

Драматизация

  1. Орто дойдуну, айыы сирин ойуулааьын
  2. Айыы киьитин анала, кун сирин керуутэ
  3. «Айыы киьитин анала»
  1. Айыы киьитин дьиэ кэргэнэ-халын хаххата, киэн дурдата
  2. Айыы бухатыырын олоххо анала
  3. Айыы бухатыырдарын уьаарыллыылара

 

  1. Уол о5о терееьунэ,кун сиригэр куелэьэйиитэ
  2. Уол о5о дьикти сутуутэ, эргиллииитэ
  3. Эрчимэн Бэргэннэ аат инэрии

Остуол оонньуулара «Лото» и «Ус дойду»;

Хамсаныылаах оонньуулар: «Халбас харата», «Ат мииннэн»

Физмину ка «Сана куну айхаллыа5ын», «Орто туруу дойду», «Томороон тииттэр», «Хара ат келе»

 

«Орто дойду», «Эриэн Тойон о5онньор, Эбириэлдьин Хотун эмээхсин»

«Эрчимэн Бэргэннэ аат биэрии»

2 кэрчик(тохсунньу, олунньу, кулун тутар)

  1. Айыы киьитин суола – ииьэ
  2. Айыы киьитин анала
  3.  Айыы киьитин абата-сатата
  1. Абааьы бухатыырдарын айма5а
  2. Аллараа дойду албастара
  3. Айыы киьитин ебугэлэрэ олорбут сирдэрэр
  1. Эрчимэн Бэргэн еьургэниитэ
  2. Араат Мохсо5ол уонна Эрчимэн Бэргэн куен керсуьуулэрэ
  3. Улуу толоон

 

Остуол оонньуулара «Септеех суолу бул», «Ус дойду»

Хамсанлыылаах оонньуулар «Кылыынкай», «Мунха»

Физминуткалар «Уоллара кылыы Боотур», «Наннах-ныннах»

«Эрчимэн Бэргэн», «Хаачылаан Куо», «Бухатыырдар куен керсуьуулэрэ»

«Аллара дойду албастара»

3 кэрчик(муус устар, ыам ыйа, бэс ыйа)

  1. Орто дойдуга уеруу буолуута
  2. Айыы киьитин кэс тыла
  1. Алдьархайдаах аллараа дойду
  2. Айыы киьитин уонна абааьы суоллара-иистэрэ
  3. Орто дойдуга дьол тосхойуута
  1. Эрчимэн Бэргэн Уот Урбалдьынныын охсуьуулара
  2. Чункунуур Чуура Бухатыыр албына
  3. Уруу оонньуута

Остуол оонньуулара «Тылтан тыл», «Лото», «Ойуута таьаар»;

Физминуткалар «Ырыаьыт куерэгэй», «Ньургуьун», «Лабаалыын-лабыччалыын»

«Эрчимэн Бэргэн уонна Хаачылаан Куо», «Тереебут дойдум айыл5ата», «Ыьыах»

«Уруу-аймах мустан дьолу тустээьиннэрэ»

 

Комплексный календарно-тематический план разработан на основе  сюжета олонхо Сергея Васильева – Кындыла «Эрчимэн Бэргэн». 

Наш педагогический коллектив организовал комнату олонхо, где проводятся все мероприятия по олонхо, в том числе наши беседы, занятия, игры. Дети с удовольствием занимаются, рисуют, играют, читают отрывки из олонхо.  В гостиной Сээркээнэ Сэсэнэ имеются наглядные иллюстрированные материалы, атрибуты, камелек, якутская утварь, куклы бибабо, костюмы персонажей, необходимые материалы для творчества.

Заучивание наизусть является одним из испытанных приемов развития речи детей. Оно способствует обогащению лексического запаса, в процессе заучивания наизусть вырабатываются навыки правильного звукопроизношения, звукосочетаний слов, словосочетаний, а также правильного интонирования предложений и фраз. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть  отрывки по частям и целиком. Они, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходя к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память. Объем запоминания строк олонхо постепенно повышается. Заучивание отрывков мы совмещали с процессом игры и прогулок.

Сидя у камелька к детям приходил Сээркээн Сэьэн и беседовал. По теме «Айыы киьитин дьиэ кэргэнэ – халын хаххата, киэн дурдата» Сээркээн Сэьэн с помощью диалогов, беседы дает понятие о том, что родители нам дарят жизнь в этом мире. Человек, пришедший в этот мир должен уважать и защищать семью, родительский дом, обязан сохранять традиции своей семьи. 

- Биһиги Айыы киһитэ диэн кими ааттыыбытый? То5о? Олонхоҕо ханнык айыы дьонун билэҕит?

- Тоҕо айыы киһитэ ыал буоларый, дьиэ-уот тэринэрий?

- Олоҥхоҕо үтүө иһин охсуһар, айыы аймахтарын көмүскүүр бухатыырдары кимнээҕи билэҕитий?

- Айыы дьоно тоҕо оҕолоноллоруй? Өскөтүн дьоннор ыал буолалларын умуннахтарына орто дойдуга туох буолуо этэй?

- Хаачылаан Куону Эрчимэн Бэргэн сүгүннэрэн барбытыгар кыыс ийэлээх а5ата тоҕо үөрдулэр, алгыы хааллылар?

- Онон, айыы киһитигэр ийэлээх а5ата, дьиэ кэргэнэ – күн сирин көрдөрбүт дьоно, халыҥ хаххата, суон дурдата буолар эбит диэн түмүктүүбүт.

После диалогов и бесед с детьми идет рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. У детей развивается  внимание, воображение, фантазия. Очень интересно изображено великое древо жизни «Аал – Луук мас». Раскинув ветви с темной зеленью листвы по всему небу, оно невероятно по своей природе. Над его кроной пролетают священные журавли – стерхи, у подножия, на зеленой траве – игрушечно маленький картинный конь. Развевается его грива и хвост, поднято копыто передней ноги – но конь не движется. Это как бы застывшее на века мгновение.

Рассматривая иллюстрации, дети вырабатывают нравственные ориентиры, развивается речь, они постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.

Обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов тоже дает большой эффект в развитии речи детей. 

Настольные дидактические игры являются средством закрепления знаний, полученных в ходе бесед, рассказов, диалогов. Методика проведения игр очень проста, правила тоже, дети с удовольствием играют. Нами составлены игры: лото «Три мира», «Найди свой путь», пазлы «Богатырь», «Хаачылаан Куо», «Мир Абаасы» и т.д.

Настольно-дидактическая игра «Герои олонхо».

Задачи: упражнять детей в составлении картинки из отдельных частей, закреплять знания детей о героях олонхо, воспитывать сообразительность, внимание.

Правило игры: за определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Действие игры: поиск, складывание частей картинки.

Мы проводили физкультминутки на занятиях по развитию речи, на которых дети выполняют упражнения с легкими движениями и текстами отрывков из олонхо. Речь детей как бы ритмируется движениям, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В ходе наших физкультминуток дети как бы "конструируют" из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребенка ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести фигуру стимулирует запоминание.

 

        Эрэкэ-дьэрэкэ кыргыттар,            (повороты головы  вправо – влево)

Оторой – моторой уолаттар,        (ходьба на месте)

Аламай күммүтүн кѳрсүѳ5үӊ,     (руки вытянуть вверх)

Саӊа күнү айхаллыа5ыӊ!             (потянуться)

***

Сааскы кѳтѳрдѳр мунньустан,      (ходьба на месте мелкими шагами на носочках)

Чырып-чырып саӊарсан                (ходьба на месте на пятках)             

Маат-маат дэһэммит                      (прыжки на месте)

Илин-ар5аа, хоту-со5уруу             (повороты головы вправо-влево)

Кѳтѳн  дайан иһэбит                      (бег на месте)

 

Затем проводились более сложные движения и текст. Дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Текст из олонхо упражняет в четком выговаривании  гласных звуков и длинных гласных звуков.

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа биир

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа икки

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа үс

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа түѳрт

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа биэс

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа алта

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа сэттэд

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа а5ыс

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа то5ус

Лабаалыын, лабыччалыын тоӊ харыйа уон

 (сжимать пальцы обеих рук, по очереди загибать пальцы, начиная с большого).

 

Упражнение, связанный с изображением цветка Ньургуһун

 

Эмиэ кэрэ уһуктуу,

Күӊӊэ, күѳххэ дьулуһуу…        (потянуться вверх)

Сааскы сырдык сандалга,

Үѳрэр – кѳтѳр кырдалга           (хлопать в ладоши)

Кыыста кѳмүс кулуһун

Нарын – намчы ньургуһун.   (руки поднять вверх, изображая подснежника, наклоны туловища вправо-влево)

 

Некоторые упражнения и тексты связаны с изображением  животных и птиц среднего мира. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе:

Сыспай сиэллээхпин,                  (плечи поднять поочередно)

Түѳрт тѳгүрүк туйахтаахпын,    (ходьба на месте на всей ступне)

Субуллар уһун кутуруктаахпын,         (полуприседания)

Илистибэт уһун тыыннаахпын.           (прыжки на одной ноге)

Күн о5ото – кѳлѳм, айыы о5ото – атым    (полуприседания)

Айаннаан биэриий, алааспар тиэрдиий!    (прыжки на двух ногах)

***

Ыарыаһыт күѳрэгэй              

Кыырай халлааӊӊа                    (махать руками, как крыльями)

Үѳрүүттэн долгуйан

Сырдыктан чачайан                  (прыжки)

Дьурулас ырыатын

Үѳһэттэн куппута                      (приседания)

***

Кѳлѳтѳ буолла5ына

Хаамыылаах хара аттаах            (ходьба на месте)

Сиэлиилээх сиэр

Дьоруолуур чуо5ур                     (полуприседания)

Сүүрүк кэрэ

Бултуур-буулуур                          (прыжки)

Кѳрүлүүр кѳ5ѳччѳр

Дьаарбайар дьа5ыллаах.             (ходьба на месте)

***

Күѳх ньамах бытыктаах               (имитация бороды дедушки)

Күрүӊ Хара Дьүһүннээх              (поглаживание щек)

Күѳх далай иччитэ                        (поглаживание шеи)

Күѳх Боллох о5онньор                 (стойка богатыря)

Чороох туубар лоһуор собо барахсаны 

Кѳмүс хатырыктаа5ы                  (имитация плавания рыбки руками)

Толору уган кулу даа!                 (вытянуть руки вперед ладонями вверх)

Күндүѳбэй балыккынан

Күндүлээ даа!                              (вытянуть руки вверх)

***

Оонньоон – кѳрүлээн

Убай –балыс улааппыттар,   (ходьба на носочках)

Кыыстара – Кыыда Куо,

Кыталык  кыыллыы кыраһыабай (ходьба на месте с высоким подниманием колен как «стерх»)

 

Упражнения и тексты, изображающие богатыря:

Уоллара Кылыы Боотур,

Быыппастар быччыӊнардаах дуолан бухатыыр (руки на поясе, ходьба на месте поворачивая туловище вправо-влево)

Күн улууһун дьонун кѳмүскүүр,  (руки поднять вперед)

Айыы айма5ын арчылыыр (руки в стороны)

Үрдүк аналлаах эбиттэр  (руки поднять вверх)

***

Хантас гынна5ына

Халлааны хаххалыыр         (голову наклонить назад)

Ыгдас гынна5ына

Ыйы сабардыыр                   (плечи вверх – вниз)

Күѳгэс гынна5ына

Күнү күлүктүүр.                   (подняться на носочках)

Киил мас курдук

Кэдэрчи тартарда.                (наклон туловища назад)

Чоруун мас курдук

Чоноруччу тартарда            (стоять на одной ноге)

***

Кѳрѳр харахтарын дьүккэтэ,     (моргание глаз)

Кѳтүрдэр тиистэрин миилэтэ,    (показать зубы)

Күн туллар күһэлгэнэ буолла5ына   (мимикой лица показать ужас, страх)

Кѳмүскүүр күннэрэ – ыйдара    (руки поднять вверх)

 

Упражнения и текст, изображающие природу среднего мира

Ойон тахсар күннээх            

Охтон баранар мастаах       

Уолан бүтэр уулаах

Орто туруу дойду

Оӊоһуллубута эбитэ үһү.

(Потянуться. Руки медленно поднять вверх)

Суунар-сѳтүѳлүүр

Сүӊкэн далайдаах эбит (круговые движения руками вперед)

Сѳтүѳлүү оонньуур

Кѳлүйэ күѳллээх эбит. (круговые движения руками назад)

***

Толуу дьоннор                                (встать прямо, плечи выпрямить)

Дорообо бэрсээри                           (поздороваться с соседом)

Тоӊхолдьуһа туралларын курдук (улыбаясь кивать друг другу)

Томороон тииттэр кэккэлээбиттэр  (встать прямо на одной ноге)

***

Үтүѳ дьүһүн – кѳмүс күһүн         (встать прямо)

Солко күѳ5ү солбуйар,                   (громко хлопать над головой в ладоши)

Үүммүт бурдук муора курдук     (наклоны туловища влево-вправо)

Чэбдик тыалга долгуйар.             (махать руками, изображая ветер)

 

Упражнение для четкого произношения звуков

Наннах-ныннах

Ноннох-нуннук                           (поочередное поднимание плеч)

Нэннэх-нинник

Нѳннѳх – нүннүк                       (полуприседания)

Таммах-тыммах

Томмох-туммук                        (встряхивание кистей рук)

Тэммэх – тиммих

Тэммэх-туммук                         (топтание)

 

Подвижные игры тоже способствовали быстрому запоминанию слов. Отрывки используются в качестве считалок. Приведем пример игры «Бухатыырдар курэстэрэ»

Цель игры: развитие ловкости, внимания

Правило игры: кто первым добежит до конца колонны, тот выигрывает

Ход игры: дети читают

Улуу бухатыыр буолан уһаарыллан тахсаары

Омуннаахтык ойон, күүстээхтик көтөн

Чэпчэки бэйэлээхтик дэгэс гынан

Күрэстэһэн күөн көрсүөҕун!

Дети стоят в две колонны. В конце стишка стоящий впереди колонны должен добежать до последнего стоящего ребенка, осалить его, встать в конце колонны, осаленный ребенок должен быстро дойти к началу колонны. То есть меняться местами. Побеждает та колонна, водящий которого прибежит первым.

В конце каждого квартала ставим инсценировки отрывков олонхо «Эрчимэн Бэргэн». С детьми распределяются роли, с родителями готовятся костюмы, декорации. При подготовке драматизации идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.

 

 

Составила понятийный словарь по развитию активного словаря  детей.

Алгыс – дьоҥҥо үтүөну баҕаран, олох араас түбэлтэлэригэр, көстүүлэригэр үтүө түмүгү көрдөһөр анал тыл. Үтүө тыл, үтүө баҕа санаа.

Алаһа – туох эмэ үөскүүр, силигилиир, сайдар сирэ, ньээкэ уйата

Былас – кээмэй, 1,5 м

Тусаһа – дьиэ таһа, тиэргэн

Туона- туох эмэ төлкөҕө олоҕурар, туругурар аналлаах түһүлгэтэ, эйгэтэ

Тииҥ мэйии – кыраны да умнубакка өйдүү сылдьар, умнугана суох киһи

Бэдэр мэйии - мындыр, киитэрэй өйдөөх киһи

Долоҕой оонньуута – өйдөөн истии, болҕойон истии

Күлүм-чаҕыл – олус сырдык, чаҕылхай

Сирэм – хонууга, сыһыыга саас саҥа тахсар от, сир күөх кырса

Суһуох – уһун баттах

Толомон – саамай бөдөҥ, талыы

Чэчир- ыһыахха, урууга сиргэ анньыллыбыт эдэр хатыҥ

Өргөс – муос сытыы уһугун курдук

Үөрдүстэ  – холбосто, чөмөхтөстө

Хаһыҥ – тоҥоруу, күһүөрү сайын түһэр түүҥҥү тымныы

Хоҥор былыт – кытарымтыйан көстөр болоорхой былыт

 

Предполагаемые результаты  проекта

На этом этапе используются та же диагностическая методика, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их развития речи. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно будет судить об эффективности применяемых методик.

Таблица

Уровень словарного запаса детей на контрольном этапе О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой

 

Шифр

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

001

45%

68%

002

47,3%

68,4%

003

52%

70%

004

43%

69%

005

41%

59,4%

006

41,8%

65%

007

52%

68,6%

008

49,5%

70%

009

56%

64%

010

68%

84%

Средний показатель

49.5%

68.6%

 

Как видно из приведённой таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 49.5%. Это средний показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 68,6%.

 

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, основанный на педагогике олонхо.

Актуальность отмеченной проблемы вызвала необходимость проведения мероприятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо, с целью развития их.

Опытно-экспериментальная работа связана с отработкой речевых навыков у детей. Особенно эффективна в этом отношении работа           с использованием игровых методик, бесед и рисования. Проведение нами экспериментальное исследование также будет направлено на изучение особенностей влияния  олонхо на процесс речевого развития старших дошкольников.

Через изучение эпоса, игры, театр, работу с родителями, олонхо может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание подрастающего поколения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей....

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...