Главные вкладки

    «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».
    методическая разработка на тему

    Шварц Ольга Валерьевна

    Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Республика Алтай

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Берёзка» села Иогач

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Преодоление  фонетико-фонематического недоразвития  речи  детей
    старшего  дошкольного возраста   посредством  коррекционных
    сюжетно-тематических  занятий».

    Учитель-логопед  

    Шварц Ольга Валерьевна

    Иогач

    2014


    Ход мастер-класса.

    Вступительная часть

    Несформированность  фонематического восприятия в дошкольном возрасте является серьезным препятствием на пути овладения детьми письмом и чтением. 

    Широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма у детей позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта  в дошкольном возрасте одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

    Коррекционные логопедические занятия входят  в образовательную область

     «Коммуникация»,  которая  направлена  на развитие всех компонентов

     устной  речи детей, практическое овладение  воспитанниками  нормами

      речи  в  различных  формах  и  видах  детской  деятельности.

     

    Современные инновационные технологии (ИКТ, здоровьесберегающие технологии), побуждают совершенствовать коррекционную работу с детьми-дошкольниками, искать  новые  методы  и  приёмы  работы. 

    Я  продемонстрирую  вам, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей.

    Основная часть

     Вы любите отгадывать загадки? (СЛАЙД 2)

    – Угадайте, что это за слово, которое начинается со звука [Т] и обозначает то, на чем перевозят людей и грузы?  Наша тема – транспорт.

    – Разделите слово транспорт на слоги. Тран - спорт. Сколько слогов в слове?

    - С какого звука начинается слово Транспорт? Сколько букв  в  слове, посчитайте?

    - Какие гласные  мы слышим в этом слове?  Вот какое длинное слово получилось.

    Цель: определение звукового состава слова. Занимаясь такой работой в дошкольном  возрасте   мы избежим пропусков букв на письме в дальнейшем.

    Мы будем говорить о разных видах транспорта.  (СЛАЙД 3)

    Где человек может использовать транспорт? (на воде). Какой это вид транспорта? (водный) Еще где? (на земле – наземный, в воздухе – воздушный).

    Это упражнение позволяет пополнить словарь детей.  Развивать память.

    Ну, раз вы так любите отгадывать загадки, то  отгадывайте… (СЛАЙД 4)

    Весь год — зимой и летом.

    В  стальной костюм одетый,
    Стою я во дворе -
    Ничто не страшно мне.                                                                                      
    (Автомобиль) 

    Какой первый звук в этом слове? Как называется профессия  человека, который работает на машине? Каким профессиональным качеством должен обладать шофёр, если я не права, исправьте меня: красивый шофёр.

    Вам вручается удостоверение!

    Овсом не кормят,
    Кнутом не гонят,
    А как пашет –
    Семь плугов тащит.
    (Трактор)……… 1 звук …профессия, …Любимый тракторист?..

    Не птица, а летает,
    Не грузовик, а с кабиной,
    Не летучая мышь, а с крыльями.
    (Cамолет)……………… 1 звук ……профессия ………..Добрый пилот?.......

    Какие красавцы
    Всегда и везде
    На суше родятся –
    Живут на воде?
    (Корабли)  ………………1 звук ……профессия ….. Ласковый капитан?.....

    Что за птица:
    Песен не поёт, гнезда не вьёт,
    Людей и груз несёт?
    (Вертолет)  ………1 звук ……профессия ………Кудрявый вертолётчик?......

    Бежит, гудит.
    В два глаза глядит,
    Только красный глазок глянет –
    Как вкопанный станет.
    (Автомобиль) …………1 звук …профессия …..    Умный водитель?.......

    Цель: использовать в работе художественное слово, учить отгадывать загадки. Развивать память и внимание.  Развивать фонематическое восприятие: определять первый звук в слове. Пополнять словарь детей, называя профессии людей.  Развивает лексико-грамматические категории речи: умение согласовывать прилагательное с существительным,  подбирать  необходимые  профессиональные качества. А  использование  ИКТ вызывает  интерес,  позволяет удерживать внимание детей более продолжительное  время.

    Итак, на сцену выезжает, громко тарахтя мотором  УМНЫЙ ВОДИТЕЛЬ. Вы должны подобрать животным транспорт.  (СЛАЙД 6)

    Сегодня животные в гости спешат,

    А ехать на транспорте все они хотят.

    Чтоб транспорт животным нам подобрать –

    Звук первый лишь в слове надо узнать.

    Цель этого дидактического упражнения: Выделение первого звука в словах.

    А у нас Разминка. Для чего нужна зарядка? А для чего нужна артикуляционная зарядка?  Язык это мышца и её нужно тренировать, чтобы речь была красивой.  

    Губы вытянуты, рот приоткрыт (машина въезжает в туннель); широкий язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной дороге); кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята  (машина съезжает с горочки); высунутый язык двигается влево-вправо (машина поворачивает налево, затем направо); кончик языка приподнят к верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык описывает круги (машина объезжает гору); язык «чашечкой» (машина подъезжает к яме); производятся круговые движения по верхней и нижней губе (клеим камеру); произносится звукосочетание дж-дж-дж  и звуки:  -  та-та-та (заглох мотор); - да-да-да - (заводится мотор); -ш-ш-ш (прокололась камера); -с-с-с (качаем камеру насосом).

    Цель: Все упражнения, посвящены одной теме Транспорт,  голосовые упражнения способствуют развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний – развитию органов артикуляции. 

    Проверим, на чем уедут животные. ….Животное – транспорт..

    А   на сцену вылетает,  и громко гудит  СМЕЛЫЙ ПИЛОТ.  В дремучей  тайге живут три медведя. Им  нужно  доставить  подарок. (СЛАЙД 8)

    Михаилу  Потаповичу достанутся подарки, в названии которых звук [К] в начале   слова.  Настасье   Петровне – если  звук [К] в середине  слова.  Мишутке – если  звук  [К] в конце слова.

    Цель: определение места звука в слове. Эта дидактическая игра служит для профилактики дисграфии.

    Спешите на аукцион. Лот № 1: гордость отечественного авиапрома – вертолёт  МИ-8.  Кто больше всех назовёт слов, начинающихся с буквы В – тот и станет обладателем этого замечательного вертолёта. (СЛАЙД 10)

    Лот № 2 …………..(СЛАЙД 11)

    Лот № 3,……………(слайд 12)

    Цель упражнения: называние ряда слов на определённую букву. Развивает  память, внимание (повторять ранее произнесённые слова нельзя). Развивается быстрота реакции.

    Посмотрим, какие подарки получили  3 медведя.

       Выплывает, подавая отрывистый сигнал ЛЛ-ЛЛ-ЛЛ  отважный капитан. Вот  акватория.  Здесь будет стоять ваш корабль.

    Задание – выложить из макарон корабль. Картинки перед вами нет, поэтому вспомните, как выглядит ваш корабль и, выложите его из макарон.

    Цель: развивать воображение, мелкую моторику.

    Внимание! Срочное задание внимательному шофёру, трудолюбивому трактористу, и  ответственному вертолётчику. У нас сломалась спецтехника. Починим её, если сможем жестами и мимикой  показать, что изображено на  картинке. Зрители картинку не видят. Должны догадаться.

    Упражнение направлено на развитие мимических мышц лица. Способствует  раскрепощению. Развивает воображение. Учит особо стеснительных, малоэмоциональных  детей выражать свои эмоции. Поднимает настроение.

           Заключительная часть.

      Вот так сюжетно-тематическая организация занятий, использование различных  педагогических технологий, вариативность и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют  развитию  фонетических и фонематических   компонентов речи, лексико-грамматических категорий, поддержанию  положительного  эмоционального  состояния детей во время занятий, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

    Слайд 2

    Т Р А Н С П О Р Т

    Слайд 5

    Животные едут в гости цель: выделение первого звука в словах. Развитие фонематического слуха.

    Слайд 7

    Подарки . Цель: определение места звука в слове

    Слайд 9

    Аукцион ! Цель: подбор слов на заданный звук.

    Слайд 10

    Лот № 1

    Слайд 11

    Лот № 2

    Слайд 12

    Лот № 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

    Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...

    Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

    В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

    Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»

    Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...

    «Преодоление фонетико – фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста» (моя печатная статья)

    Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана  с особенностями развития высших психических функций....

    «Игровые упражнения для преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

    В пособии представлен практический материал: игры и игровые упражнения для работы с детьми младшего школьного возраста. Пособие рекомендуется  учителям – логопедам, учителям начальных классов....

    Работа с родителями по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразви...