РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
статья (старшая группа)

Коваленок Елена Закировна

В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки гаджет, когда его нужно чем-то занять или развлечь.  Взрослым так удобнее. Но не всем. Есть родители – исключения, которые направляют воспитание своих детей на развитие их как творческой личности, как будущего мыслителя, или изобретателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_produktivnaya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

    В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки гаджет, когда его нужно чем-то занять или развлечь.  Взрослым так удобнее. Но не всем. Есть родители – исключения, которые направляют воспитание своих детей на развитие их как творческой личности, как будущего мыслителя, или изобретателя.  

       Хотя данная проблема стояла «остро» всегда, особенно в период становления детской педагогики.  И многие «ученые мужи» того времени занимались проблематикой данного вопроса. К таким «ученым мужам» стоит отнести следующих П.М.Якобсон,   Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасов, Т.В.Кудрявцев и многие другие.  Развитие творческих способностей  у детей любого возраста очень хорошо отражены в научных трудах ученых,  в статьях, во всевозможных публикациях.   Педагоги прошлых лет ставили перед собой  главной задачей развить художественно-эстетические способности детей. Потому что обществу требовались всесторонне развитые, умные изобретатели, ученые, философы, писатели, художники, скульпторы. Все это привело к тому, что в начале 20 века количество таких людей было большим. Общество было интеллигентным, культурным, образованным. Но постепенно развитие технологий в мире привело к тому, что люди не стремились развиваться сами, ни спокойно переложили свои обязанности на « машины». Для своего удобство. И к началу 21 века это привело к «отупению» человеческого населения всего мира.

  Развитие маленьких детей начинается в детском саду  с их поступления в ясельную группу.   Эти малыши-карандаши еще не всегда могут говорить, одеваться-раздеваться, держать ложку, но воспитатели делают все возможное, чтобы развитие  художественно-эстетических способностей   детей уже проявилось. Начиная развивать навыки работы с кистью, с пластилином, у ребенка тренируется все. Тут и мелкая моторика, и воображение, и попытки рассуждения, оценки своих работ.  Развитие мелкой моторики у ребенка ведет к развитию его речевого аппарата, что свою очередь помогает ему, к примеру, овладеть навыком одевания. (Такими примерами может похвастаться любой детский сад).

   Когда малыш взрослеет, и переходит в другую группу, его навыков не хватает, и он начинает узнать все больше и расширять свои возможности. Задания на занятиях усложняются в соответствии с возрастом, а продуктивная деятельность увеличивается. И времени,  которое в ясельной группе  было 10 минут  на занятиях,  не хватает. Время постепенно увеличивается и к подготовительной к школе группе составляет 30 минут.

За увеличившееся время у ребенка больше возможностей для создания чего-либо ( поделки, рисунка, аппликации).

 В каждой группе обязательно есть место для самостоятельной работы ребенка. Ведь не все любят только катать машинки или укладывать  кукол спать. Любое начинание ручного труда ребенка обязательно должно поощряться, и если он что-то сделал неправильно , то можно его направить, а если неаккуратно, то похвалить нужно обязательно. А неаккуратность не заметить. Или помочь слегка поправить.

   В продуктивной деятельности воспитанника  в любом возрасте стоит изобразительная деятельность, потому что малыш еще мал и не всегда ему хватает знаний, навыков и умений,  чтобы что-то сотворить руками, большое и загадочное. Взрослея, у ребенка в его деятельности преобладает уже строительство из конструктора либо сюжетно-ролевая игра.

    Сейчас существует много способов и методов  развить художественно-эстетические способности ребенка. Это и рисование нетрадиционным методом, и лепка из глины или теста, и создание всевозможных поделок из природных или подручных материалов. И есть среди всех способов  «молодой» метод – «Пластилинография» (если переводить дословно – графия-рисовать, рисование пластилином).   Созданием и разработкой данного метода занимались ученые  -  Г.Н.Давыдова, И.А. Лыкова, Тюфанова И.В., Межиева М.В., Комарова Т.С. и др. Оказывается, пластилин очень  уникальная вещь. Им можно и рисовать, и лепить и он даже может принимать участие в опытнической деятельности педагога и воспитанника.

   Основная цель применения пластилинографии на занятиях – это дать ребенку возможность создать что-то, чего больше нигде не увидишь. Рисование пластилином помогает создать рельефную композицию, создать объемную картину, что привет к «оживлению» сюжета.

   Обучение  воспитанников пластилинографии можно условно разбить на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный – здесть идет объяснение ребенку, как правильно готовить пластилин для «рисования им», нужно помаленьку отщипнуть кусочек, затем учить его расплющивать пальцами, размазывать по основе.

Основной – здесь происходит непосредственно продуктивная деятельность, то есть создание самого рисунка, композиции, картины или поделки. Учить повторять за воспитателем.

Заключительный. Этот этап посвящен всему «продукту», так же он позволяет добавить свои элементы, закончить образ, и оценить свою работу и работу других.

   Применяя метод пластилинографии в своей работе, мне было самой интересно. Изучая необходимую литературу, я плохо понимала. Просто читала. Но затем перешла от теории к практике .Когда создается небольшая картина, делается фон – размазываем пластилин по периметру картона, затем делаем обрамление нашей рамки. Потом приступаем к созданию цветов, аккуратно вырезая лепестки и листики. Завораживающее зрелище. И самое главное это заинтересованность воспитанников. Они могут не только создавать аналогичный сюжет, но и добавлять свои элементы, меняться ими. В процессе деятельности ребята общаются, тренируют память, расширяют свой словарный запас.

  Используя на занятиях или в  индивидуальной работе с ребенком пластилинографию,  мы можем объеденить ребят в маленькие группы-коллективы, в которых они учатся общаться, договариваться. А если дать задание ребенку дома совместно с родителями сделать композицию, то это направлено на «укрепление детско-родительских отношений».

   Продуктивную  деятельность ребенка  следует делать насыщенной, интересной, яркой. И  не лишним будет дать ребенку больше самостоятельности для развития его творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....