Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования
статья по рисованию

Локтева Марина Юрьевна

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  воспитателя Локтевой М.Ю.                                                                                             Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: "Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением ("Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так" и т.п.)".

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [Доронова Т.Н., С. 18].

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

 Система занятий по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно - эстетические творческие способности.

Для построения системы занятий изобразительной деятельностью выдвинула ряд задач:

1. Провести анализ рисунков детей младшего дошкольного возраста.

2. Организовать предметно-развивающую среду, для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

3. Развивать художественные способности посредством сенсомоторной деятельности.

4. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

5. Апробирование нетрадиционных техник рисования на занятиях для развития художественных способностей дошкольников.

Работа по реализации этой программы строилось поэтапно.

Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.

На втором этапе - введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

Третий этап - анализа результатов, подведение итогов.

Мой опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов рисования. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Свою работу строила на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

* Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

* Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

* Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

* Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

* Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

* Принцип доступности материала.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходило в следующих направлениях:

 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

 от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

 от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

 от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являлись:

* игра, которая является основным видом деятельности детей;

* сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

* просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

* музыкальное сопровождение и т.п.

* кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявлять свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В нашем уголке и в раздевальной комнате есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Большую роль в развитии творческих способностей наших детей имели дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагалось детям в игровой форме. Дети играли, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Я играла с детьми в такие дидактические игры, как "Цвет, форма, размер", "Геометрическое лото", "Подбери по форме" и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: "Солнышко и дождик", "Курочка - хохлатка", "Зайка беленький сидит", "Море волнуется" и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.

Я понимала, что у детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяла сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использовала пластмассовые и деревянные прищепки. Я предлагала детям прицепить прищепки одного цвета на необходимую тарелочку, закрепляя тем самым названия основных цветов. После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагала им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача моих детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики. Для этого я разработала картотеку игр с цветными крышками. Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого я использовала самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер. Это задание я начала с самого простого - расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешла к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, я его усложняла, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

При разработке системы занятий очень важно было учитывать возрастные особенности детей от 3 до 4,5 лет второй младшей группы.

Изобразительная деятельность ребенка второй младшей группы зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы в этом возрасте бедны. У одних детей в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут и во всю использовать цвет.

Для развитие продуктивной деятельности в младшем возрасте необходимо предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; разноцветные листья осенью; белые снежинки и т.п.). Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивая ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать силуэты игрушек и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем узорами. Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет "дождь" и т.п.).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) а разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, заборчик и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок и т.п.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Развивать умение располагать изображение по всему листу.

Развитие детского творчества в младшем возрасте заключается в воспитании эстетическое навыков; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции. Подводить детей к восприятию искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, форма, движение), подводить к различию разных видов искусств через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного искусства, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина).

Для будущего наших детей это очень важно, так как сенсомоторная уверенность формируется именно на этих ступеньках развития. Использовать сенсомоторные занятия можно в рамках развивающих тенологий:

* - личностно-ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

* - коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

* - игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

* - педагогические (доверительная беседа, стимулирование)

* - здоровье сберегающие (физкультминутки).

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используют разнообразные материалы.

Детям нравится новизна.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, мы сделали сводную таблицу, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Сводная таблица используемых нетрадиционных техник по возрастным категориям.

Возраст

Нетрадиционные техники

Младший возраст

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

ватными палочками

печатание листьями

оттиск печатками из картофеля

Средний возраст

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

ватными палочками

печатание листьями

рисование свечой

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

.

Старший возраст

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

рисование песком

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой

кляксография с трубочкой

монотипия пейзажная

печать по трафарету

монотипия предметная

кляксография обычная

пластилинография

свеча + акварель

Подготовительная группа

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

тычок жесткой полусухой кистью

рисование по сырому

расчёсывание краски

двойное примакивание кисти

печать по трафарету

монотипия предметная

кляксография обычная

кляксография с ниточкой

набрызг

тычкование

монотипия пейзажная

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, на которых мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Результат построения планирования показывает, что все используемые нетрадиционные методы рисования хорошо воспринимаются детьми. Их можно активно сочетать в работе.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как условие успешного развития изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника.Каждый ребенок в опре...

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

Введение.Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумы...

План самообразования 2022-2023 г. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования»

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...