План самообразования «Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования».
методическая разработка

Закирова Альбина Рафгатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 401 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казани

Индивидуальный план по самообразованию

воспитателя Закировой Альбины Рафгатовны

на 2019 – 2024 учебные годы

Методическая тема: «Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования»

Актуальность темы: Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель: развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать умение оценивать созданные изображения;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
  • развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Обучающие:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

 

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Ожидаемый результат:

  1. У детей повысится уровень творческих способностей;
  2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
  3. Освоят технику нетрадиционного рисования.

Этапы самообразования:

  1. Подбор и изучение методической научно-педагогической, психологической литературы по вопросам  выбранной темы.
  2.  Формирование опыта по методической теме. Внедрение в практику.
  3. Разработка картотеки техник по нетрадиционному рисованию.
  4.  Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

Литература по теме:

  1. А.С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. А. Куликова  «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» М Т Ц «Сфера» 1999г.
  2.  Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ» СПБ «Детство-Пресс»2012г.
  3. Н. Н, Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
  4. А. В, Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду Изд. «Каро»2016г.
  5. Т. А. Циквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» М  Изд. «Сфера» 2012г.
  6.  Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, Планирование. Конспекты занятий.» М ТЦ «Сфера» 2009г.
  7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»  М Изд. «Гном и Д» 2007г.
  8. О.Л. Иванова  И. И. Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» М ТЦ «Сфера» 2011г.
  9. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Изд. «Мозаика-Синтез» 2008г.
  10. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч1, ч2. Изд «Скрипторий» 2008г.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2019 /2020 учебный год

месяц

Форма работы

самореализации

С детьми

С родителями

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Работа с методической литературой.

Сбор и обработка данных.

Мониторинг по образовательной области “Художественно-эстетическое развитие (рисование)”

Проведение ООД и режимных моментов с целью

выявления у детей уровней умений рисовать.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию творческих способностей  посредствам нетрадиционных техник рисования. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Родительское собрание

октябрь

Оформление картотеки «Техники нетрадиционного рисования»

«Рябиновая кисть».

Цель: учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета. «Осеннее дерево»- рисование ладошками. Продолжить знакомить детей с техниками нетрадиционного рисования.

Консультация для родителей “ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ».

ноябрь

Составление памяток для родителей по данной теме.

«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендации для педагогов

«Ежик».

Цель: совершенствовать умение рисовать ладонью; закреплять умение дорисовывать при помощи пальцев; воспитывать воображение.

«Мои цыплята» - печатание поролоновой губкой.

 Выставка рисунков детей. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Родительское собрание

декабрь

Изучение методической литературы

Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Декабрь. «Мишка косолапый».

Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). «Новогодняя елочка с шариками». Печатание поролоновой губкой, рисование пальчиком.

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

январь

Изучение методической литературы Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.

«Мои рукавички».

Цель: познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику.

Буклеты для родителей «Как развивать творчество». Выставка работ.

февраль

«Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация для педагогов ДОУ

«Галстук для папы».

Цель: продолжать упражнять в технике печатания, развивать чувство композиции, цвета.

Советы родителям по теме «Нетрадиционные методы рисования» Консультация для родителей «Рисовать - это важно!».

март

«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация для педагогов ДОУ.

«Цветочек».

Цель: закрепить навык рисования красками при помощи пробки и ладошки, закреплять знания цветов.

«Маленькие птички прилетели к нам».  Рисование ватными палочками.

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

апрель

«Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» - консультация для педагогов ДОУ

«Котенок».

Цель: упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью, делать тычки внутри контура.

Буклет «Виды нетрадиционного рисования». Совместная творческая деятельность детей и взрослых.

май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

«Рыбка».

Цель: закреплять умение рисовать всей ладонью - рыбка, а водоросли пальчиками; развивать творческое воображение.

Оформление выставки для родителей. Родительское собрание

Ознакомление родителей с результатами работы.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

2. Знакомиться с новыми авторскими программами по творческих способностей дошкольников посредствам нетрадиционных методов рисования.

3. Изучать новинки учебной и научно-методической литературы.

4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Принимать активное участие в работе РМО, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.

6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Проектировать персональный сайт.

3. Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 на 2020/2021 учебный год

Содержание работы

Срок

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

В течение года

4.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

5.

Открытое занятие для педагогов ДОУ

Октябрь

6.

Изучение научно-методической литературы по теме

Ноябрь

7.

Консультация для педагогов ДОУ «Стимуляция речевого развития дошкольника средствами сенсорных игр»

Декабрь

8.

Оформление выставки детских рисунков

Январь

9.

Изготовление картотеки  рисунков, применяемых при рисовании пальчиком или ладошкой

Февраль

10.

Методические рекомендации для воспитателей «Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

Февраль

11.

Беседа на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Март

12.

Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями  

Апрель-май

13.

Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 на 2021/2022 учебный год

Содержание работы

Срок

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Изучение научно-методической литературы по теме

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Февраль

13.

Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

Март

14.

Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями  

Апрель-май

15.

Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Май

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 

на 2022/2023 учебный год

Содержание работы

Срок

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Изучение научно-методической литературы по теме

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями.

Апрель-май

13.

Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Май

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 

на 2023/2024 учебный год

Содержание работы

Срок

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения

Декабрь

3.

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Январь

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской»

Февраль

7.

Изучение научно-методической литературы по теме

В течение года

8.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

10.

Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Апрель

Участие в педагогических конкурсах. Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

В течение года

11.

Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями.

Апрель-май

12.

Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

       Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....

План самообразования 2022-2023 г. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...

Папка по самообразованию педагога:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования...

Презентация "Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

quot;Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...