«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Алюшева Юлия Ранисовна

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

   Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

   Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

   В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

   Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

   Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

   Цель работы: разработать занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов рисования для детей дошкольного возраста, направленное на решение задач развития творческих способностей.

   Задачи: 

1. Конкретизировать сущность процесса развития творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных методов рисования.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников.

  1. Проблема развития художественно-творческих способностей дошкольников нетрадиционными методами рисования в научно-методической литературе

   Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

   Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (интеллектуальных, творческих, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

   Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

   В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

   В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

   Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

   Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

   Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

   Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» г. о. Самара

План открытого занятия

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования»

Подготовила: воспитатель Алюшева Ю.Р.

Самара, 2024

ПЛАН ОТКРЫТОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

«Развитие  художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования»

Группа: средняя

Тема: «Букет мимозы в подарок»

Цель занятия: развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.

Задачи занятия:

1. Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

2. Закреплять и обогащать представления детей о весенних цветах;

3. Закрепить знания детей о частях цветка – ветка, лист, цветок, закрепить знания и представления о цвете, форме предмета, величине предмета, количестве.

4. Запоминать и строго следовать последовательности действий, развивать эстетические чувства;

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

6. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в выполнение работы.

Формы работы: беседа, ситуативный разговор, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение стихотворений, прослушивание ауди-записи.

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием нетрадиционного метода рисования тема: «Букет мимозы в подарок».

Цель: развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.

Задачи:

1. Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

2. Закреплять и обогащать представления детей о весенних цветах;

3. Закрепить знания детей о частях цветка – ветка, лист, цветок, закрепить знания и представления о цвете, форме предмета, величине предмета, количестве.

4. Запоминать и строго следовать последовательности действий, развивать эстетические чувства;

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

6. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в выполнение работы.

Словарная работа: мимоза,  подснежник, тюльпан, ландыш, одуванчик, ватные палочки.

Материал:

Демонстрационный: картинки с цветами.

Раздаточный (на каждого ребенка): альбомные листы, краски акварель, ватные палочки, салфетки, клеенки на столы.

Предварительная работа.

Разукрашивание цветов, беседа о весне, весенних цветах, рассматривание иллюстраций «Весенние цветы», чтение стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

Ход занятия:

1.Организационный момент: Дети с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями, давайте все посмотрим на наших гостей и улыбнемся им, и больше отвлекаться не будем.

Воспитатель: А теперь проходим и встанем в круг. Ребята, посмотрите какое сегодня замечательное утро. Солнышко радуется, давайте, и мы подарим друг другу свои улыбки. (Дети улыбаются)

(звучит аудиозапись скрип двери)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, кто-то к нам идет, вы меня подождите здесь, а я посмотрю, кто же это к нам пожаловал. (Воспитатель выходит за дверь и вносит в группу куклу)

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам пришла в гости кукла Ника, посмотрите какая она нарядная, у нее сегодня ребята День Рождения!

Воспитатель: А как же мы можем с вами поздравить нашу гостью?

Дети: Прочитать стихи, спеть песни, подарить подарки: цветы, открытки, вазу…

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что можно подарить цветы. А у нас и денег-то нет, чтобы купить цветы, что же мы можем сделать ребята?

Дети: Мы можем нарисовать цветы

Воспитатель: Да, правильно, мы можем нарисовать красивые букеты!!! Цветы очень красивы, нежны. А какие вы знаете весенние цветы? Давайте мы с вами рассмотрим их. Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с цветами – тюльпаны, ландыши, подснежники, одуванчики (Иллюстрации цветов на телевизоре)

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами внимательно весенние цветы, знаем их названия, как выглядят. Я хочу вам загадать загадки и узнать, догадаетесь ли вы, о каком цветке идет речь. И так, слушаем внимательно и поднимаем руку.

1.Колокольчики висят,

Почему-то не звонят,

Белые, прелестные,

С ароматом нежным! (ландыши)

2. Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный... (тюльпан)

3. Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (подснежник)

4. Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Жёлтенький кафтанчик

Носит... (одуванчик)

Воспитатель: А еще весной к нам приходит красавица мимоза. Давайте рассмотрим букет мимозы. Какого цвета цветки у мимозы? А какой формы? А листочки какие?

Ответы детей:………

Воспитатель: Давайте еще раз полюбуемся на букет мимозы. Листья у мимозы красивые, резные, зеленого цвета, а цветки яркие, золотистые, маленькие и пушистые, на веточке их много-много.

Воспитатель: А сейчас присаживайтесь за столы и прежде чем начать рисовать букет цветов для нашей гостьи, давайте мы с вами разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки. (Раскрываются пальчики)

Распускают лепестки. (Кисти рук поворачиваются вправо-влево)

Ветерок чуть дышит, (Тихонько шевелить пальчиками)

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки (Сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, (Кисти рук опустить вниз)

Головой качают. (Круговые движения кистями рук)

Воспитатель: Ну что, ребята приступим к рисованию мимозы? Ребята, а чем мы будем рисовать, кисточек-то нет? Правильно, мы будем рисовать цветы ватными палочками. Посмотрите на стол, для каждого я приготовила клеенку, ватные палочки, краски акварель, стаканчик с водой, салфетки, альбомные листы, на которых  изображена ваза и простым карандашом нарисованы веточки мимозы. Сначала ребята, мы будем рисовать веточки мимозы, для этого мы берем ватную палочку, слегка макнули в стаканчик с водой, а потом в краску зеленого цвета и обводим, потом рисуем листья.  Далее мы будем рисовать с вами цветки мимозы, берем другую ватную палочку, слегка намочили и в краску желтого цвета и рисуем цветочки вдоль каждой веточки, чем больше будет цветов, тем красивее будет наш букет.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые букеты цветов у вас получились, все они яркие и сразу видно, что вы все старались, пусть они пока полежат на столах и досохнут.  Кукле Нике они очень понравились, она благодарит вас за такие красивые подарки,  и в честь своего дня рождения она принесла вам угощения, чуть позже вы их скушаете. А сейчас кукле Нике пора возвращаться домой, говорим нашей гостье до свидания! До новых встреч!

Заключение:

Ну что ребята, понравилось занятие? А что именно понравилось? Что нового узнали? И мне очень понравилось занятие, вы все очень старались, все правильно отвечали, красиво рисовали, спасибо вам! И как всегда давайте мы себя похвалим, «Ай да мы …»

Заключение

   Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

   Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

   Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

   Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

   Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

1.  Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники./ М.: Творческий центр, 2006

2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. / Мозаика-Синтез, М, 2014

3. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.И.Васильевой /Мозаика-Синтез,М, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и методы воздействия воспитателя ,стимулирующие детей к творчеству»

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Используя креативный подход, необходимо стремиться , чтобы дети «открывали» что-то новое, поя...

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

Введение.Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумы...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызы...